Сергей Сидоров
Всем хорошо известно, что жители больших городов как никто нуждаются в полноценной и свежей информации о самых разных аспектах жизнедеятельности мегаполиса. Состоянию дел в сфере создания городских информационных систем была посвящена распределенная конференция “Информационное общество и современный город”, состоявшаяся в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде и Ярославле 25 - 26 сентября в рамках международного распределенного конгресса “Технология на службе информационного общества”, проходившего в Лиссабоне. Это мероприятие было организовано при поддержке Правительства Москвы, Московской городской Думы и Комиссии Европейских Сообществ.
С приветственными речами к участникам конференции обратились главы администраций Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославской области и Великого Новгорода, при этом режим видеоконференции был организован по “простому” Internet. С Лиссабоном наладить сколько-нибудь сносную связь так и не удалось. По меткому выражению одного из выступавших, если судить по качеству соединения, можно подумать, что кризис свирепствует у них, а не у нас.
Следует отметить, что эта досадная накладка никак не повлияла на качество докладов. А их оказалось немало: свой взгляд на информационные проблемы в городе захотели изложить представители Института развития информационного сообщества, Российского фонда фундаментальных исследований, компании Sun Microsystems, Правительства Москвы и еще многих учреждений. Наибольший интерес вызвали выступления с примерами конкретного применения тех или иных решений в городском хозяйстве.
Особое внимание уделялось возможности обеспечения жителей высококачественной связью - так, близится к завершению оформление постановлений Правительства Москвы о предоставлении телекоммуникационных услуг по кабельным модемам на коммерческой основе, запланирована прокладка оптоволокна для образования своеобразных “групп пользователей”, в каждую из которых войдет 500 квартир.
Немалый интерес вызвала возможность применения информационных систем для предотвращения аварийных ситуаций. В частности, по словам начальника Управления транспорта и связи Правительства Москвы А. Корсака, намечено усовершенствование существующей системы управления дорожным движением с использованием самых передовых конверсионных технологий. В первую очередь это коснется светофоров: действующая сейчас система управления ими порой не учитывает самых разных случайных факторов, а по количеству машин на единицу населения Москва уже близка к Парижу, из-за чего возникают автомобильные пробки.
Для разрешения этой проблемы планируется установить на основных магистралях нашего города специальные радары, которые обеспечат обратную связь с системой управления движением. По моему мнению, эту систему московские власти могут использовать еще и для выявления любителей быстрой езды, заодно пополняя городскую казну. В общем, несмотря на все многообразие городских проблем, существует множество организаций, полных идей и готовых помочь, была бы политическая воля и регулярное финансирование.