Статья только в электронной версии журнала
Для некоторых корпораций перспектива снижения затрат перевешивает опасения возможных осложнений
Поль Корженевски
Хотя рынок IP-телефонии пока остается незрелым, он все более уверенно набирает обороты по мере того, как производители совершенствуют свои продукты, а компании начинают усматривать в их применении потенциал экономии расходов, в особенности на международные звонки.
Фирма Universal Sewing Supply (Сент-Луис, шт. Миссури), обеспечивающая поддержку швейного производства в таких компаниях, как Fruit of the Loom и Levi Strauss & Co., на звонки из своего американского офиса на завод, расположенный в Доминиканской Республике, расходовала около $2800 в месяц.
Прошлой осенью компания решила рассмотреть возможность замены коммутируемой телефонной связи выделенным Internet-соединением, рассчитанным на передачу голосового и факсимильного трафика. После переговоров с несколькими поставщиками оборудования ее руководство выяснило, что только у фирмы VocalTec Communications имеется коммерчески доступный шлюз IP-телефонии.
Администратор технических систем из Universal Sewing Supply Курт Гайлер сообщил нам, что после установки в его компании шлюза Gatekeeper производства VocalTec ежемесячный счет за телефонные услуги сократился до суммы в $500 и даже меньше.
Но при том, что применение IP-телефонии для международной связи обещает крупную экономию, эта технология таит в себе определенные проблемы. “Рынок IP-телефонии только еще зарождается, первые шлюзы поступили в продажу лишь в 1996 г.”, - говорит аналитик из исследовательской фирмы Frost & Sullivan (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) Франсуа де Репентиньи. Технических проблем хватает, поскольку оборудование и ПО еще не достигли достаточной зрелости, чтобы поддерживать необходимые большинству компаний объем и качество телефонных переговоров.
Кроме того, приходится преодолевать рогатки регулирующих органов: в ряде стран IP-телефония запрещена, а в некоторых других число поставщиков ее услуг весьма ограниченно.
Гарантия качества сервиса - это важно
Со стороны аппаратной части проблемы возникают из-за того, что сеть Internet проектировалась исходя из требований передачи данных, а отнюдь не более капризного голосового трафика. Для сокращения задержек до приемлемого уровня компаниям - поставщикам услуг доступа в Internet приходится дополнять свои системы специальными средствами обеспечения гарантированного уровня качества обслуживания (quality-of-service, QOS).
Пользователям также не обойтись без модернизации. “Компаниям не стоит рассчитывать на то, что они смогут использовать для международной связи обычное подключение к Internet, основанное на коммутируемой телефонной линии сети общего пользования, - заявил вице-президент корпорации 3Com (Виенна, шт. Виргиния) по международному маркетингу систем для поставщиков услуг связи Ирфан Али. - Для этого потребуется выделенное соединение того или иного типа либо виртуальная частная сеть”.
Продукты, обладающие всеми необходимыми возможностями, только начинают появляться, и, поскольку данная область еще очень нова, производителям пока не удалось уладить проблемы с совместимостью.
Еще одна проблема - качество связи. Производители АТС потратили многие годы на то, чтобы добиться кристальной чистоты передачи звука. Что же касается используемых в Internet коммутаторов, то им до этого еще далеко.
Рынок услуг IP-телефонии
Однако поставщики быстро добиваются успехов на этом поприще. “Каждые два-три месяца VocalTec выпускает модернизированную версию ПО для своего шлюза IP-телефонии, и качество связи раз от раза повышается, - рассказывает К. Гайлер из Universal Sewing Supply. - По-прежнему не до конца решена проблема задержек, но теперь качество связи почти на 80% приблизилось к уровню стандартной телефонной линии”.
То, что качество несколько ниже, возможно, не будет оказывать существенного влияния на объемы продаж. “Пример сотовой телефонной связи говорит о том, что клиенты готовы согласиться с качеством ниже стандартного при условии, что предоставляемая им услуга удобна и правильно оценена”, - утверждает Ирфан Али из компании 3Com.
Кроме того, пользователям IP-телефонии придется смириться с отсутствием таких дополнительных удобств, как уведомление во время разговора о поступлении еще одного вызова, конференцсвязь и голосовая почта. Internet не обладает необходимой для поддержания этих услуг инфрастуктурой.
Грандиозные масштабы
В дополнение ко всему существуют еще определенные проблемы с масштабируемостью. Телефонные сети обеспечивают поддержку миллионов абонентов, поэтому применяемое в них оборудование должно обслуживать большое количество звонков.
Большинство коммутаторов, применяемых в системах IP-телефонии, еще даже близко не подошли к этому уровню и не доказали на практике свою способность удовлетворять столь высокие требования по объему трафика.
Для устранения названных сложностей необходима радикальная модернизация сетевого оборудования на стороне как поставщиков услуг, так и их клиентов. Нужно установить усовершенствованную аппаратуру локальных сетей и офисных коммутаторов, абонентское оборудование и Internet-коммутаторы, а также переоснастить АТС.
Таким образом, в предстоящие год-два услуги международной IP-телефонии скорее всего останутся доступными только для небольшого числа пользователей.
Что касается взаимодействия с органами государственного и отраслевого регулирования, то корпорациям придется продираться через конфликт позиций различных стран. В Японии, США и некоторых других государствах, например, считается, что рынок IP-телефонии не требует специального государственного регулирования, так что у поставщиков полностью развязаны руки для организации этих услуг. В некоторых же других странах, включая Исландию, Пакистан, Португалию и Индию, IP-телефония вообще запрещена.
Ну а большинство стран пока не имеет четкой определенной позиции по этому вопросу. “Существует определенный элемент риска для участников данного рынка, поскольку никто не может сказать, в каких условиях государственного регулирования придется в конечном счете работать”, - считает Гордон Вандербруг, исполнительный вице-президент фирмы VIP Calling (Берлингтон, шт. Массачусетс), предоставляющей услуги международной IP-телефонии.
Если в Соединенных Штатах на повестке дня стоит дальнейшая либерализация государственного регулирования, то в некоторых других странах все обстоит совершенно иначе. Нередки ситуации, когда компания может обратиться всего к одному или двум поставщикам услуг, которые оказываются далеко не столь чуткими к пожеланиям клиентов, как хотелось бы.
Например, в Доминиканской Республике есть только один оператор связи. “Этой компании потребовалось добрых четыре месяца, чтобы предоставить нам отдельную линию. В США на такую работу уходит всего несколько недель”, - посетовал г-н Гайлер.
Огромная экономия - прямо по курсу
Невзирая на все сложности, многие начинающие поставщики услуг связи видят в международной IP-телефонии потенциальное золотое дно. По оценке специалистов вашингтонской фирмы Telegeography, специализирующейся на исследованиях рынка, общая сумма оплаты международных звонков в 1997 г. составила около 70 млрд. долл. Эти услуги довольно дороги, и компании, ориентирующиеся на IP-телефонию, рассчитывают, что смогут обеспечить своим клиентам значительную экономию. “Международный звонок по обычной телефонной сети общего пользования стоит как минимум доллар в минуту, а минута связи на то же расстояние через Internet может стоить менее 10 центов”, - утверждает Рон Каммингс, вице-президент по маркетингу фирмы Dot Com Technologies (Лонгвью, шт. Техас), специализирующейся на предоставлении услуг доступа в Internet.
Этот ценовой разрыв объясняется двумя крупными различиями между обычной и IP-телефонией. Во-первых, оборудование АТС телефонной сети общего пользования имеет большие габариты, очень сложно устроено и стоит больших денег, тогда как системы IP-телефонии намного компактнее, проще и дешевле. Во-вторых, поскольку Соединенные Штаты - такая большая и технически развитая держава, ее жители звонят в другие страны намного чаще, чем получают вызовы оттуда. Чтобы сбалансировать эту ситуацию, американские поставщики услуг связи выплачивают своим иностранным коллегам, по сведениям Вандербруга из VIP Calling, по 6 млрд. долл. в год из полученных в виде оплаты международной связи сумм. В сфере IP-телефонии подобных компенсаций в настоящее время не существует.
Воодушевившись перспективами, которые открывает эта потенциальная экономия, на рынок услуг международной IP-телефонии устремился целый ряд начинающих компаний. Фирма VIP Calling, ориентируясь на азиатский рынок, планирует предлагать свои услуги в Китае, Гонконге, Японии, Корее, Сингапуре и на Тайване.
Сеть для всего мира
В феврале компания USA Global Link обнародовала планы создания международной сети IP-телефонии. Построение этой системы, на которое, по ее планам, должно уйти около трех лет, обойдется приблизительно в 1,2 млрд. долл. В ней будет применяться по большей части производимое корпорацией 3Com оборудование доступа семейства Total Control, а услуги будут доступны в Бразилии, Германии, Гонконге, Японии, Нидерландах и США.
В настоящее время общее количество звонков, обслуживаемых системами IP-телефонии, невелико (см. диаграмму), и очень важное значение имеет вопрос о том, насколько быстро этот рынок станет развиваться.
Однако г-н де Репентиньи из Frost & Sullivan отмечает, что все основные поставщики оборудования - Cisco Systems, Northern Telecom, Lucent Technologies и 3Com - уделяют этому рынку самое активное внимание, так что, по его мнению, следует ожидать быстрого роста.
В конце прошлого года фирма Universal Sewing Supply заменила модемную линию, обеспечивавшую связь с офисом в Доминиканской Республике со скоростью 56 кбит/с, на линию ISDN на 128 кбит/с, способную поддерживать одновременно четыре сеанса голосовой связи либо два сеанса факсимильной. Гайлер резюмировал: “Экономия оказалась столь существенной, что оправдать переход на IP-телефонию не представило никакой сложности”.
Независимый автор из Садбери (шт. Массачусетс) Поль Корженевски специализируется на сетевой тематике. С ним можно связаться по адресу E-mail: paulkorzen@aol.com.