Антикризисная колонка
Андрей Борзенко
“Каждый на своем месте должен делать свое дело как можно лучше! И в этом - залог успеха!” Помните? Над этим призывом, как, впрочем, и над многими другими, в свое время тихонько посмеивались, хотя в заложенной в него идее ничего смешного, конечно, не было и нет. Давным-давно, 4 мая 1935 года на выпуске “академиков” Красной Армии “вождь всех времен и народов” провозгласил лозунг: “Кадры решают все”. А вот политический обозреватель Владимир Цветов, по собственному его признанию, испытал легкий шок, увидев на заводе фирмы “Ниссан” тщательно выписанный плакат с этими же словами: “Кадры решают все”. Теперь уже трудно сказать, изучали ли японские топ-менеджеры решения XV съезда ВКП(б) или своим умом дошли. Дело в другом. У них там каждый на своем месте, поэтому и залог успеха выражен в этой краткой фразе. А что у нас?
Андрей Борзенко
Недавно мне удалось ознакомиться с результатами одного из еженедельных экпресс-исследований, которые проводит сейчас агентство “Дейтор”. К слову сказать, оказалось, что это довольно интересный и полезный труд. Особенно меня заинтересовали ответы руководителей компьютерных фирм на вопрос, связанный с факторами выживания компаний в условиях кризиса. Чтобы начальство лишний раз не ломало голову, составители опроса сами предложили пять вариантов ответов. Позволю себе их перечислить. Итак, среди факторов, в наибольшей степени способствующих выживанию компаний, были предложены:
- структура управления компанией (соответствие бизнес-процессам);
- качество менеджмента (опыт, образование топ-менеджеров);
- ориентация компании на конкретные вертикальные рынки (отраслевые сегменты);
- диверсификация деятельности компании (по видам бизнеса);
- многопрофильность деятельности.
Так вот, только 36% руководителей посчитали, что образование и опыт топ-менеджеров имеют значение при выходе из кризиса. Замечу, что по условиям опроса респонденты могли отметить не более трех пунктов. По числу набранных голосов “образовательный” фактор оказался на четвертом месте. Комментарии излишни? Думаю, нет. По моему мнению, успешная реализация всех действий, предпринимаемых сейчас любой компанией, зависит как раз от уровня и качества менеджмента.
Кризиса ждали. По крайней мере, так теперь говорят все. Ждали, но, как это обычно бывает, оказались к нему не готовы. Что ж, вполне по-российски. А ведь даже из общих соображений понятно, что если кризис предсказуем, то и антикризисные программы должны готовиться заранее, а не лепиться на скорую руку. Если вы знаете, что в этом году у вас в доме случится пожар, то наверняка не только запасетесь страховым полисом, но и проверите готовность пожарного инвентаря, а ключ от запасного выхода повесите на видное место.
Мне известно по крайней мере несколько крупных компьютерных компаний, где о кризисе не только говорили, но задолго до печальных августовских событий предприняли ряд конкретных шагов. Например, в одну из таких фирм на должность СЕО пригласили опытного менеджера и начали проводить ускоренными темпами структурную реорганизацию. Кстати, двое топ-менеджеров из умышленно не названной здесь компании сейчас повышают уровень своего бизнес-образования в Высшей коммерческой школе. Думаю, что при прочих равных условиях шансы на успех у этой фирмы куда выше, чем у других.
По определению топ-менеджер должен быть специалистом высочайшей квалификации, для которого нет безвыходных ситуаций. В аспирантуре ЦАГИ, где я когда-то учился, соратник Келдыша профессор Пархомовский говаривал, что настоящий специалист из любой ситуации найдет хотя бы три выхода.
В реальной жизни все, конечно, сложнее, но найти выход можно и здесь. Не знаю, насколько убедительным покажется вам следующий случай. В пору гражданской войны молодая советская авиация, испытывая острую нужду в бензине, летала на так называемой “казанской смеси” - это примитивное горючее приготовлялось из... самогона! Нетривиальное решение, достойное настоящего топ-менеджера, не правда ли?
С Андреем Борзенко, главным редактором журнала “Компьютер и мы”, можно связаться по E-mail: borz@familypc.ru.