Михаил Вольф

За свою недолгую жизнь Интернет успел собрать массу разнообразных, причем преимущественно восторженных эпитетов. Собственно, и те немногие критические оценки (скажем, “пожиратель времени”) - не что иное, как обратная сторона признания достоинств: не было бы захватывающе интересно - не просиживали бы часами у мерцающих дисплеев. За хором похвал остается почти без внимания тот факт, что “Всемирная паутина”, бескорыстно предоставляющая своим поклонникам все мировое информационное и культурное богатство, является одновременно и самым большим в мире полигоном для противоправных деяний, совершаемых ежечасно и ежеминутно. И речь идет даже не о хакерских налетах на банки, не таких уж, кстати, и частых, но приобретающих немедленную и широкую скандальную огласку, и не об использовании Сети “умнеющими” прямо на глазах криминальными элементами, которые и без применения компьютера неплохо достигали своих целей. Речь идет о банальном воровстве, да еще таком, когда преступник порой не вполне осознает антизаконность содеянного. Имя сему - нарушение авторского права, или, красиво выражаясь, кража интеллектуальной собственности.

Впрочем, то, что неприметно для большинства пользователей, очень хорошо ощущают непосредственно ограбленные - журналисты, музыканты, компьютерные дизайнеры. В последнее время в этой среде не было такого съезда или конгресса, на котором бы не поднимался вопрос о защите авторской собственности, причем в самых острых формулировках. Величина наносимого ущерба с трудом поддается точному подсчету - как правило, свои потери служители всех муз сопровождают оборотами “не менее чем...”, “по самым скромным оценкам...”: вскрытая для доступа система - не распоротый карман, воровать из нее можно до бесконечности. Но призывами, даже выраженными с той исключительной выразительностью, на которую способна мировая духовная элита, делу не поможешь. То ли любители (вернее, профессионалы) неоплачиваемого присвоения чужих интеллектуальных усилий не читают отчетов со съездов, то ли воспринимают стенания ограбленных как не стоящий внимания каприз избалованной богемы - но процесс “децентрализованного копирования” (один из удачных эвфемизмов, изобретенных в этой отрасли) не только не идет на спад, но, скорее, наращивает обороты. Набранная за это время инерция движения и извлекаемые здесь прибыли уже достигли таких значений, что даже совместные усилия власти и закона не способны остановить несущийся на всех парах состав с награбленным.

Исторический опыт учит, что бороться с технократическим криминалом можно лишь его собственным оружием: законы - дело, несомненно, нужное, но чем сложнее барьеры на пути правонарушителя, тем меньше потребности в привлечении карающего меча правосудия. Конечно, о том, чтобы загнать распоясавшегося джинна обратно в бутылку, никто и не мечтает, но сковать ему свободу рук и гирей повиснуть на сапогах-скороходах - и то было бы большим достижением.

К числу удачных решений на этом направлении относится последняя разработка сотрудников Института графической обработки данных (IGD) им. Фраунгофера. Для решения задачи ими была использована старая как мир идея - помечать собственность особым клеймом. Еще на заре человеческой цивилизации скотоводы выжигали тавро на быках, ростовщики выводили на расписках замысловатые подписи, а позднее власти боролись с фальшивомонетчиками применением бумаги с “водяными знаками”. Такие же - с поправкой на электронную специфику - “водяные знаки” можно использовать и в защите творений духа, “материализованных” в компьютерных файлах. Система кодирования информации посредством цифровых водяных знаков - CIPRESS (Cryptographic Intellectual Property Rights Enforcement), созданная дармштадтскими учеными в сотрудничестве со специалистами корпорации Mitsubishi, должна защитить все виды мультимедийных данных от несанкционированного использования. Так, например, картина, существующая в электронной форме, будет содержать в себе неразличимые глазом “вкрапления битов”, образующих секретный код, - то же самое тавро. Этот код не потеряется и при многократном перекопировании, и, что еще более важно, при преобразовании в другой графический формат или при сжатии. Обработанный посредством специального ПО, такой файл без запинки назовет своего истинного хозяина. Вольфганг Функ, один из разработчиков CIPRESS, легко соглашается с тем, что хакерскими усилиями клеймо принадлежности может быть удалено. “Вопрос в том, что останется от картины после такого насильственного вторжения,” - усмехается он. Таким же образом можно защищать и фильмы, причем при копировании цифровой водяной знак будет непосредственно перенесен с компьютера на видеопленку. 64-разрядный код, хранящийся в видеофреймах, может быть распознан даже при телевизионном показе.

Ожидается, что прототип системы CIPRESS будет представлен в начале декабря, затем авторы займутся доработкой ПО до уровня коммерческого продукта.

Версия для печати