Репортаж с третьей конференции по компьютерной телефонии

Ярослав Власов

Прошло всего три с половиной года, как с появлением программы для передачи разговора между мультимедийными ПК фирмы VocalTec Интернет-телефония (ИТ) ворвалась в мир телефонных услуг и доказала свое право на существование. Мир компьютерных технологий в очередной раз показал свою способность создавать простые, технологичные и недорогие решения - в этот раз для уже, казалось бы, доведенных до совершенства услуг международных телефонных операторов.

Этого срока оказалось достаточно и для того, чтобы утихли дискуссии о завершении эпохи обычной телефонии, а ведущие мировые телефонные компании приняли ИТ как неизбежность и стали предлагать ее как альтернативную и более дешевую услугу для междугородной и международной связи - благо по качеству она пока не сравнялась с обычной телефонией. Так, 19 октября 1998 г. было объявлено, что оператор международной связи Japan Telecom начинает предоставлять недорогие коммерческие IP-услуги телефонных переговоров и передачи факсовых сообщений, основанные на продуктах фирм VocalTec Communications и Fujitsu Business Systems.

В отличие от ИТ - одной из ветвей компьютерной телефонии (КТ), существует множество решений КТ, не конкурирующих с обычной телефонией, а напротив, дополняющих ее новыми возможностями и придающих ей новые качества.

Поиск таких решений привел несколько фирм, ведущих разработки в этой области, к идее провести в январе 1996 г. первую конференцию по КТ.

Организатором первой конференции, равно как и всех последующих, явилась московская фирма “КомпТек”. Именно она стала дистрибьютором Dialogic, мирового лидера в производстве компонентов для КТ, и обеспечила технической и информационной поддержкой партнерскую сеть, куда вошли разработчики ПО для КТ, интеграторы, а впоследствии и операторы услуг Интернет-телефонии.

После выставки Comtek весной 1996 г. о КТ активно заговорили, а уже ко второй конференции, состоявшейся в сентябре 1997 г., ряд российских фирм - партнеров “КомпТека” представил свои решения: для организации работы телефонной и факсимильной службы банков и офисов (фирмы ланит и “Светец”); для внедрения системы дебетно-кредитных сервисных телефонных карт с интегрированными телефонными и информационными услугами (“Светец” и “Орасофт”); для использования экономически эффективных интеллектуальных систем коммутации международных звонков (“Морсвязьспутник” и МКТС); для создания центров обработки звонков, или Call-центров (“Артикс-Лайн”, “Светец” и “Форкоп”). Были подготовлены к эксплуатации коммерческие сети Интернет-телефонии фирм Tario и “AMT-Линк” (ныне RGC).

Для создания приложений КТ разработчикам предлагался широкий выбор как российского, так и зарубежного ПО - PhoneDango фирмы “Артикс-Лайн”, язык программирования речевого диалога VSL (Voice Scenario Language) фирмы “Светец”, язык высокого уровня LanHello Script Language фирмы Ланит, a также Visual Voice (Artisoft) и VOS (Parity Software).

Интерес к конференции проявили известные операторы телекоммуникационных услуг, в том числе ММТ, МГТС, “КосмосТВ”, и разработчики ПО получили возможность внедрения своих продуктов.

К третьей конференции , которая состоялась 16 - 19 ноября 1998 г., продукты КТ представляли собой уже зрелые и отлаженные решения, а фирмы-разработчики заняли прочные позиции в сфере создания новых продуктов для крупнейших телефонных и телекоммуникационных операторов России и СНГ. Достаточно сказать, что на конференции присутствовали ведущие технические специалисты и руководители маркетинговых подразделений фирм “МТУ-Информ+”, “Астелит”, “Ростелеком”, “Голден-Лайн”, “Сонера-Рус”, Global One, COMSTAR, СПб ММТ, представителей московских и региональных операторов мобильной связи.

Замечательный пример интеграции КТ и телефонных услуг показали в своем докладе представители Кемеровской ГТС. После введения повременной платы за телефонные разговоры (8 коп. за минуту) объем трафика заметно сократился. Приняв участие во второй конференции по КТ, они за год сумели разработать и внедрить новые платные информационные услуги для населения - прогноз погоды, репертуар кинотеатров, сказки для детей, курсы валют, клуб поэзии; все пользуется большим спросом. При этом чистая прибыль достигает 20 тыс. руб. в месяц с каждого вида услуг. Выступив под флагом фирмы “КомпТек” на международной выставке-ярмарке “Экспо-Сибирь”, Кемеровская ГТС завоевала первые места в номинациях “Связь” и “Компьютерные технологии”.

Успехи фирмы “КомпТек” в развитии рынка КТ через сеть своих партнеров - разработчиков ПО, интеграторов решений и провайдеров Интернет-телефонии - обуславливают растущий спрос на компоненты для КТ. Объем продаж продуктов Dialogic в России в 1997 г. в сравнении с 1996 г. вырос в три раза, а к концу 1998-го планируется двукратный рост по отношению к уровню продаж 1997 г. Существенно возросла доля продаж плат с высокой плотностью портов (более 16), что означает рост интереса к решениям КТ со стороны крупных корпоративных клиентов и операторов телефонной связи и услуг.

Платы Dialogic по-прежнему лидируют на мировом рынке компонентов для открытых платформ КТ, поскольку ресурсов компьютера не хватает для оцифровки и компрессии уже сравнительно небольшого числа голосовых каналов. На конференции представители Dialogic сделали несколько докладов о новых продуктах, основанных на архитектуре DM3 Mediastream, в частности о платах серии DM3 IPLink с цифровыми телефонными интерфейсами E1/T1 и аппаратной реализацией алгоритмов компрессии, в том числе G.723.1 и G.729а.

По данным Джона Амейна, менеджера по продажам Dialogic/Европа, общий объем продаж Dialogic в мире в 1995, 1996 и 1997 г. составлял соответственно 168, 213 и 261,3 млн. долл., а в первом полугодии 1998-го - 139,5 млн. долл.

Другой быстрорастущий и перспективный сегмент рынка КТ представляют шлюзы между телефонными и IP-сетями. По информации докладчика из VocalTec Communications Шаи Гилада, трафик данных растет примерно на 300% в год, а голосовой - всего лишь на 10%, поэтому разумнее развивать сети передачи данных и передавать по ним телефонный трафик. В настоящее время VocalTec активно наращивает мощность своих программных шлюзов на базе плат Dialogic и работает над обеспечением совместимости менеджеров шлюзов (Gatekeepers) с аналогичными аппаратными решениями фирм Lucent и Cisco. В сравнении с версией шлюза VTG 3.X, обслуживающей один канал T1/E1, шлюзы версий 4 и 5 рассчитаны на обслуживание четырых и шестнадцати каналов T1/E1 соответственно, поддерживают голосовые кодеры G723.1 и G729a, а также несколько сигнальных протоколов, в том числе SS7.

Компания Cisco Systems представила доклад о семействе аппаратных шлюзов VoIP (голос поверх протокола IP), включающем маршрутизаторы серий Cisco 3600/2600 с аналоговыми и AS5300 с цифровыми телефонными интерфейсами. Была разъяснена функция менеджеров шлюзов как интеллектуальных устройств сети, обеспечивающих трансляцию телефонных номеров вызываемых абонентов в IP-адрес их шлюза VoIP. Новыми продуктами, представленными в докладе, являются программируемый коммутатор для голосовых приложений VCO/4K, появившийся у Cisco Systems после поглощения фирмы Summa Four, а также “распределенная” IP-телефонная станция Selsius (см. PC Week/RE, № 45/98, с. 14).

В рамках конференции состоялся круглый стол с участием представителей Госкомсвязи во главе с первым заместителем председателя Н. С. Мардером. Тема разговора касалась лицензирования услуг Интернет-телефонии в России. В Госкомсвязи считают, что вопрос очень сложный и его решение продвигается медленно, причем основные проблемы касаются организационных, правовых и экономических аспектов.

Пожелаем же конференциям по КТ дальнейших успехов.

С полным списком решений для компьютерной телефонии можно ознакомиться по адресу: www.comptek.ru/telephony/turn_key_list.html.

Версия для печати