Владимир Дрожжинов, Феликс Широков

В соответствии с докладом Бангеманна и с “Планом действий” (см. PC Week/RE, № 44/98, с. 23 - 24), представленными на сессии Европейского Совета на Корфу, Комиссия Европейских сообществ приняла в июле 1995 г. решение учредить Форум Информационного общества (Information Society Forum). Форум должен служить местом для обмена идеями, мнениями и рекомендациями по вопросам, касающимся Информационного общества (IS, Information Society). Главой Форума был назначен сам Мартин Бангеманн - комиссар по делам промышленности, информационной технологии и телекоммуникациям.

Форум состоит из 130 членов, наделенных полномочиями сроком на три года. Половина из них назначена государствами-членами, а половина - самой Комиссией. Члены Форума представляют шесть основных социально-производственных сфер деятельности.

Пользователи новых технологий: промышленность, банки, розничная торговля, морские сообщения, общественные службы, потребительские группы, малый и средний бизнес.

Социальные группы: профессорско-преподавательский состав, организации работодателей и профессиональные союзы, молодежные группы, представители регионов и городов.

Поставщики контента и услуг: издатели и авторы, продюсеры фильмов и ТВ-передач, работники служб вещания, производители программного обеспечения для компьютеров и поставщики информационных услуг.

Сетевые операторы: фиксированные телекоммуникации, кабельное ТВ, операторы мобильных и спутниковых сетей.

Производители оборудования: сети, потребительская электроника, компьютерная промышленность.

Общественные институты: члены Европейского парламента, экономических и социальных организаций.

Первый год деятельности Форума (1995 - 1996 гг.)

Форум открылся 13 июля 1995 г. торжественным заседанием, на котором были избраны председатель и сопредседатели Форума и сформированы шесть рабочих групп (WG):

- WG1 - воздействие на экономику и занятость;

- WG2 - базовые социальные и демократические ценности в Виртуальном сообществе;

- WG3 - влияние на общественные службы;

- WG4 - образование, обучение и инструктирование (трейнинг) в Информационном обществе;

- WG5 - культура и будущее СМИ;

- WG6 - самоподдерживающееся развитие, технология и инфраструктура.

26 июня 1996 г. после года интенсивной работы Форум принял первый годовой отчет “Сеть для людей и их сообществ: максимальное использование Информационного общества в Европейском Союзе”. Идеи и рекомендации годового отчета охватывали широкий спектр социальных, культурных, политических и экономических вопросов Информационного общества.

Отчет рекомендует создавать Информационное общество как общество пожизненного обучения (Lifelong Learning Society). Подчеркивается, что новые технологии в конечном итоге создадут больше рабочих мест, чем уничтожат, что в будущем телеработа (telecomuting) станет основным занятием для миллионов людей, что ни один человек не должен быть исключен из Информационного общества и что личные свободы должны быть защищены от посягательств.

В отчете провозглашается “человеко-центрированный подход” (people-centered approach), т. е. подразумевается:

- передача гражданам умения использовать новые информационные средства и прикладные задачи;

- построение общества пожизненного обучения;

- раннее привлечение граждан к развитию новых приложений и услуг с тем, чтобы они стали полезны им в повседневной жизни;

- использование новых технологий, дабы включить людей в процессы принятия решений и дать им возможность знать, что делают их правительства, гарантируя тем самым плюрализм и открытый доступ к информации.

Члены Форума констатировали, что “ни наши люди, ни наши институты, ни, наконец, большинство наших компаний на самом деле не готовы принять новые технологии. До тех пор, пока будет продолжаться это состояние неготовности, оно будет оставаться серьезным препятствием к получению Европой тех благ, которые ими предлагаются: более быстрый экономический рост, более широкая занятость и лучшее качество жизни”. Отмечалось также, что разнообразные европейские организации и культурные особенности стран являются кардинальными препятствиями на пути прогресса.

Второй год деятельности Форума (1996 - 1997 гг.)

21 октября 1996 г. на пленарном заседании Форума было выбрано новое правление и были определены три основные цели деятельности:

- выработать рекомендации по действиям Комиссии, находящимся на “конвейере”, и информировать о них общественность. Например, по подготовке Пятой Рамочной программы по научным исследованиям и технологиям (RTD) на 1999-й и последующие в новом тысячелетии годы;

- продолжить средне- и долгосрочный стратегический “мозговой штурм”, характерный для большей части работы первого года, руководствуясь тематикой, определенной в первом годовом отчете и в отчетах шести рабочих групп;

- способствовать осведомленности общественности в вопросах, касающихся Информационного общества, кооперируясь с текущей и будущей деятельностью на национальном, региональном и локальном уровнях.

Наряду с пленарной формой работы и рабочими группами, Форум ввел еще и специальные целевые команды (teams of specific impact issues), которые должны были внести свой вклад в формирование политического конвейера Комиссии.

Форум вновь организовал шесть рабочих групп, тематически соответствующих группам первого года, и, кроме того, выпустил свой Перечень тем (Theme paper), служащий исходным материалом для последующей работы участников Форума.

Th1. Влияние на организации и на наш способ работы.

Th2. Индивидуальный доступ в Информационном Обществе.

Th3. Общественная и демократическая жизнь в “виртуальном сообществе”.

Th4. К более прозрачным и качественным общественным услугам.

Th5. Культурное измерение.

Th6. Защита индивидуума.

Th7. Обучение и инструктирование в Информационном обществе.

Th8. Достижение глобального самоподдерживающегося развития.

Th9. Будущее мультимедиа.

Каждая тема начинается с общего описания тенденций, наблюдаемых в соответствующей области, за которым следует краткий анализ возможных положительных последствий и потенциального риска. В конце каждой темы предлагается список вопросов для обсуждения. Так, например, к теме 7 “Обучение и инструктирование в Информационном обществе” предлагаются следующие вопросы.

- Как лучше всего подготовить преподавателей и инструкторов к использованию и созданию мультимедийных образовательных материалов, инструментов, программ и к их интеграции в существующие методы обучения?

- Как европейские компании могли бы наилучшим образом эксплуатировать образовательный рынок? Имеется ли “Европейский рынок” или же образование остается вопросом национальной значимости?

- Образовательный рынок разделен на малые ниши, которые лучше всего эксплуатируются малыми и средними предприятиями. Какие препятствия стоят перед ними и мешают им войти в этот рынок? Можно ли предвидеть, что малые местные компании будут поставлять образовательное программное обеспечение, удовлетворяющее специальные потребности местных школ?

- Каким образом сетевые поставки образовательных инструментов (с оплатой по мере использования, pay-per-use) и развитие виртуальных классных комнат будут воздействовать на постоянные и переменные затраты школ и других образовательных учреждений? Какое влияние это может оказать на финансирование школ?

- Как наилучшим образом организовать партнерство между действующими игроками общественного и частного секторов для разработки образовательных приложений?

Стандартизация

Стандартизация - это ключевой момент информационной технологии и, следовательно, ключевой момент перехода к Информационному обществу - национальному или глобальному. Стандартизация обеспечивает устойчивую среду для разработки новых изделий, дает экономию “масштаба” при увеличении объемов производства и выходе на более широкие рынки. Наличие стандартов позволяет снизить стоимость и риски при выходе на новый рынок. Это особенно важно для малых и средних предприятий, о которых очень заботятся все проекты IS.

В области стандартизации Комиссия Европейских сообществ действует по четырем основным направлениям:

- ставит перед европейскими организациями по стандартизации вопрос о необходимости стандартов;

- поддерживает научно-исследовательскую работу, связанную со стандартами, и продвигает ее результаты на рынках;

- одобряет приобретение информационно-телекоммуникационных систем, подчиняющихся стандартам;

- выясняет пробелы и недоделки и поддерживает соответствующие координационные инициативы на уровне Европейского Союза и на международном уровне.

Иначе говоря, Комиссия “по мере надобности” поддерживает и координирует процесс стандартизации.

Разработка и применение стандартов в областях, специфических для Информационного общества, приводит к проектам, координируемым ISPO (Information Society Project Office - Бюро по проектам информационного общества). Они делятся на проекты по применению стандартов, проверке их действенности и демонстрации изделий, основанных на стандартах.

Комиссия предлагает выдвигать проектные инициативы в следующих предметных областях: электронная коммерция, мультимедийные системы, телеработа, сети для здравоохранения. В каждой из них могут развиваться определенные темы. Например, сетей для здравоохранения:

- специализированные телематические прикладные задачи для теледиагноза (доктор - пациент, доктор - доктор);

- системы дистанционного доступа к медицинским карточкам пациентов с надлежащим контролем безопасности и приватности;

- многоканальная видео- и инструментальная связь;

- дистанционное наблюдение за пациентами, долечивающимися на дому.

Базовые индикаторы

Мы рассмотрим здесь вопрос об “измерениях” информационных технологий. В Европейском Союзе используются пять основных измерителей и один дополнительный:

- иностранные телеком-операторы;

- линии связи (традиционные, ISDN, мобильные);

- персональные компьютеры;

- Интернет;

- EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными);

- дополнительно: кабельное и спутниковое телевидение, телеработа.

Первый измеритель - “иностранные телеком-операторы” - не носит количественного характера. Для каждой страны или региона - это перечень тех иностранных фирм, которые выступают на ее территории в качестве телеком-операторов. Перечисляются также совместные предприятия (иностранный оператор “в компании” с отечественными).

В связи с либерализацией служб телеком (ликвидацией национальных государственных монополий) на рынке каждой европейской страны образуется сложная картина телекоммуникационных фирм.

Второй измеритель - линии связи. Это - количественная характеристика. Она включает три частные характеристики: N = C + I + M, где N - общее число линий, C - общее число традиционных (conventional) телефонных линий, I - общее число линий ISDN, M - общее число мобильных линий.

За период с 1994 по 1997 г. показатель N вырос в Европейском Союзе со 191 до 237 млн., что дает среднегодовой прирост на уровне 7,5% (15,3 млн.). Однако при этом наблюдается сравнительно малый прирост традиционных линий (показатель С возрос со 174 до 182 млн.); малозаметен пока рост числа линий ISDN (показатель I возрос с 2 до 7 млн.), но наблюдается чрезвычайно бурный рост числа мобильных линий (показатель M увеличился с 14,5 до 48 млн.).

Наряду с абсолютными величинами рассматриваются и удельные (на 100 душ населения). Формула для удельных величин: Худ. = 100хХ/Р, где Р - общее население Европейского Союза, Х= (N,C,I,M}.

Например, удельная величина N за рассматриваемый период возросла с 51,2 до 63,5.

Формула для структуры линий, если за 100% взять N:

100% = 100(C/N)  + 100(I/N) + 100(M/N).

Доля мобильных линий в общем составе возросла с 8 до 20% за три года (с 1994 по 1997 г.), а доля линий ISDN - с 1 до 3%.

Линии, разумеется, распределены по странам неравномерно. Среднее удельное по Европейскому Союзу (на конец 1997 г.) число линий N равнялось 63,5 с минимумом в Испании (47,2) и максимумом в Швеции (107,9). Сходно распределяются традиционные и другие линии.

Финляндия и Швеция выделяются на общем фоне как страны с наиболее быстро развивающимися сетями мобильных линий, а Франция и Германия - как страны с бурно растущим рынком линий ISDN.

Для линий связи вводится еще один важный показатель - стоимость использования. Линия ISDN стоит примерно в два раза дороже, чем две обычные телефонные линии, на 1997 г. по ЕС, соответственно, 28,9 и 14,8 экю. Разумеется, эта стоимость должна быть соотнесена с уровнем заработной платы в той или иной стране, но в целом телефонные услуги не ложатся тяжелым бременем на семейный бюджет.

Третий показатель - количество персональных компьютеров. На конец 1997 г. в странах ЕС было 70 млн. ПК. Их удельное число на 100 душ населения - 18,7 шт., причем значительную часть составляли домашние компьютеры (home computers). Удельное число ПК на 100 душ населения сильно колеблется, например, в “бедной” Греции - это 5,2 шт.

В целом по оснащенности ПК далеко не все страны ЕС готовы к таким задачам информационного общества как пожизненное обучение. Это подтверждается тем обстоятельством, что не все ПК оснащены модемом. Процент ПК, оснащенных модемом, в Италии (минимум) составляет 2,6%, а в Нидерландах (максимум) - 34%.

Таким образом, сетевая готовность владельцев ПК пока достаточно низкая.

Интернет. Использование сети Интернет - еще один базовый измеритель перехода к Информационному обществу. В связи с сетью Интернет рассматриваются два показателя:

- число серверов (host) на 1000 жителей;

- число поставщиков доступа (access providers) на 1 млн. населения.

В целом Европейский Союз достаточно “ленив” в деле создания серверов. На конец 1997 г. в нем насчитывается 4,38 млн. Интернет-серверов, в среднем по 12,3 на 1000 жителей. Фактические цифры колеблются в пределах от 2,7 (“бедная” Греция) до 95,2 (Финляндия).

Отстают страны с романскими языками (Португалия, Италия, Испания, Франция и Бельгия). Лидирует Скандинавия: Швеция (41 сервер на 1000) и, как мы отметили, Финляндия (95,2). В лидирующих странах наблюдается 30-процентный ежегодный прирост этого удельного показателя.

Использование EDI. Использование EDI измеряется уровнем проникновения (penetration rate) технологии EDI в среду компаний. Уровень проникновения - это относительное число (процент) компаний, использующих EDI. Разброс этого показателя очень велик. От 0% в Италии (технология EDI практически не проникла в среду итальянских фирм) до 40% в Дании (в 1996 г. 30% предприятий малого бизнеса и 90% средних и крупных предприятий).

Прочие измерители. Само по себе кабельное или спутниковое телевидение представляет лишь способ доставки телепрограмм на дом к потребителю, однако кабельное телевидение - это первый шаг на пути к видео по запросу и затем к интерактивному видео. Эти виды услуг являются неотъемлемыми для Информационного общества. В частности, системы дистанционного обучения могут действовать в режиме видео по запросу. Но режим интерактивного видео гораздо эффективней для обучения, чем пассивное просматривание видеофильмов. Оснащенность кабельной подводкой характеризует степень готовности к переходу на эти новые виды телевидения.

Последний из фактически используемых индикаторов - это телеработа. Здесь используются такие величины, как абсолютное число телеработников и их число, а также процент от общей численности рабочей силы.

Мы рассмотрели базовые измерители (индикаторы), используемые в рамках Европейского Союза для оценки развитости информационного общества. Заметим, что о происхождении той или иной аппаратуры и/или программного обеспечения нигде речи не велось. Материальная часть информационной инфраструктуры должна поддерживаться. Если оборудование в основном зарубежное, то его поддержание похоже на обслуживание внешнего долга. Если же оно собственного производства, то процесс сходен с обслуживанием внутреннего долга.

Вместо заключения

В России практически все информационно-телекоммуникационное оборудование получено по импорту. Его поддержка возможна только за счет экспорта сырья, а мировой кризис сводит прибыль от такого экспорта к нулю. В июне 1998 г. баррель нефти стоил на мировом рынке 8 долл., т. е. тонна - около 50 долл., персональная же машина из зарубежных комплектующих стоит 500 - 1000 долл. Спрашивается: сколько тонн нефти надо поставить за рубеж, чтобы приобрести комплектующие для ПК местной сборки? Ни расширение, ни поддержка национальной информационной инфраструктуры своими силами в России более невозможны. Спасибо господину Соросу, что он выделил кое-какие деньги на подключение к Интернету российских провинциальных университетов. Кто следующий?

С авторами можно связаться по адресу: sadroz@cityline.ru.

Из декларации “Демократическое участие в информационном обществе” Форума Информационного общества, 12 сентября 1998 г., Бристоль

Ключом к активной гражданской позиции каждого индивидуума, независимо от его возраста, здоровья, пола, сексуальной ориентации, национальности, социального статуса, дохода и религиозных или политических взглядов, является ДОСТУП к той информации, которую он считает необходимой для полной интеграции в обществе, и к средствам свободного выражения идей и взглядов.

Список ссылок

- http://www.ispo.cec.be/ - все о проектах ЕС по построению информационного общества;

- http://www.cordis.lu/fifth/ home.html - пятая рамочная программа по научным исследованиям и технологиям ЕС;

- http://www.ispo.cec.be/esis/ - базовые индикаторы развития информационного общества;

- http://www.cordis.lu/ist98/home.html - выставка по технологиям информационного общества, которая состоится в конце ноября 1998 г. в Вене;

- http://europa.eu.int/index-en.htm - сервер ЕС;

- http://www.ispo.cec.be/ infoforum/isf.html - документы Форума Информационного общества.

Версия для печати