От “блефономики” надо уходить. Но куда?

В Кремлевском Дворце прошел Всероссийский экономический форум

Елена Монахова

Если смотреть на землю с высоты небоскреба, то все внизу кажется маленьким и создается впечатление, что домики и машинки, стоящие внизу, можно передвинуть двумя пальцами. С такой высоты легко разглядеть точку, в которую хотелось бы попасть (если она находится не слишком далеко), и наметить кратчайший маршрут. Но для того чтобы реально добраться до цели, нужно все-таки спуститься на землю, найти подходящее средство передвижения и купить карту. И тут оказывается, что на пути много препятствий - дома и машины вовсе не игрушечные и сдвинуть их одному человеку не под силу, их надо объезжать, соблюдать правила движения, топливо где-то доставать...

От прошедшего 23 - 25 ноября в Государственном Кремлевском Дворце Всероссийского экономического форума “Стратегия экономического развития России - шаг в XXI век” у меня осталось ощущение, что перед слушателями выступают люди, находящиеся на смотровой площадке Останкинской башни и пытающиеся разобраться, что же там внизу и куда можно двигаться. Причем как это делать, в действительности не представляет никто.

Открывший Форум Юрий Михайлович Лужков в очередной раз подчеркнул, что России за последние 10 лет не удалось построить экономику, ориентированную на рыночные отношения. Понадеявшись на то, что рынок все сам расставит по местам, государство устранилось от регулирования внутренних процессов, и в результате мы получили, как выразился московский мэр, “блефономику”. Чтобы теперь от нее уйти, он предлагает создать “ясный образ цели” и затем к ней устремиться. При этом Юрий Михайлович рекомендует тщательно прорисовать траекторию движения и рассчитать скорость, последняя не должна превышать скорости изменения менталитета членов нашего общества.

По его мнению, нарисованная крупными мазками реальная цель выглядит так: для государства с 200 млн. жителей (в ближайшем будущем) необходимо создать такую номенклатуру ВНП, чтобы обеспечить доход на душу населения не менее 30 тыс. экю в год (т. е. в 5 раз больше, чем сейчас). При этом ориентироваться надо не на экспорт сырья, а на глубокую его переработку на территории страны и насыщение внешнего и внутреннего рынка конечной продукцией.

Президент Международного союза экономистов Гавриил Попов иначе представляет “образ цели”. Он рекомендует правительству сосредоточиться на поиске российского варианта развития постиндустриального общества и как можно скорее определиться, каким же мы хотим видеть наше государство в следующем веке.

Сегодня выбирать приходится из трех категорий - страны “золотого миллиарда” (страны Большой семерки), страны-сателлиты и страны третьего мира. В зависимости от выбранной цели надо строить и экономическую политику России, и стратегию ее развития. В любом случае, считает Гавриил Харитонович, страна должна опираться на две основные движущие силы - интеллигенцию (ум страны) и бюрократию (руки страны). Однако какой же все-таки путь следует избрать России, г-н Попов так и не поведал.

Более конкретен в этом смысле был Аркадий Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Он не желает видеть Россию сырьевым придатком более развитых стран и возражает, чтобы будущее нашего государства определял Запад. Он напомнил участникам Форума, что в нашей стране проживает примерно 3% населения земного шара, при этом в ней сосредоточено 35% мировых природных ресурсов и более 50% запасов стратегического сырья. Отдавать такие богатства в чужие руки вроде не резонно. Чтобы их сохранить, он предлагает:

1. Обеспечить государственную поддержку венчурных предприятий (например, в плане налоговых преференций).

2. Осуществлять регулярное финансирование научной сферы хотя бы на уровне принятых правительством бюджетов (на текущий год было запланировано не менее 4% расходной части федерального бюджета выделить на науку, реально же было выделено только 2,2%).

3. Уделить особое внимание источникам пополнения государственной казны:

- концессиям (для привлечения западного капитала);

- векселям нового образца;

- схемам льготного налогообложения и амнистий госпредприятий (как это делал Рузвельт во время “великой депрессии”).

Ко всему прочему он предложил создать Национальный совет по науке и технике и разработать (который уж раз в нашей истории!) очередной план реформирования военно-промышленного комплекса. Единственное, чего не сообщил г-н Вольский, так это в какую категорию государств Россия сможет попасть, если начнет следовать его рекомендациям.

И все-таки наиболее жизненную оценку положения дел в стране дал, на мой взгляд, директор Института экономики РАН Леонид Абалкин, считающий, что день 17 августа знаменателен тем, что по существу он перевел нашу страну из суверенного состояния в зависимое. Объяснения его просты. Если при соотношении рубля к доллару, равном 6:1, наш внешний долг составлял примерно 30% от ВНП (это много, но не смертельно, есть страны, у которых этот долг и больше), то с ростом инфляции произойдет следующее - в январе будет пересчитан долларовый эквивалент ВНП, после чего окажется, что при нынешнем курсе доллара (16 - 17 руб. за доллар) внешний долг России составит уже 80% ВНП. А в соответствии с Женевским соглашением страны, имеющие внешний долг более 60% ВНП, объявляются банкротами на международном уровне и в них вводится внешнее управление. Какой же должна быть стратегия России, чтобы этого не произошло, пока, похоже, не знает никто.

Образ реальных действий

Второй день форума был посвящен научно-практическим конференциям (в общей сложности их прошло 10). Мне довелось принять участие в работе одной из них: “Научный менеджмент - основа деятельности и развития предприятий в условиях рынка”, прошедшей в Совете Федерации под председательством Ивана Степановича Силаева. Эта конференция сопровождалась выставкой “Интегрированные системы управления предприятием”, развернутой на втором этаже Кремлевского Дворца . На ней было представлено около трети присутствующих на российском рынке систем этого класса (Baan, “Галактика”, “Конкорд”, “Ресурс”, “Эталон”, MAX), а также результаты деятельности научно-консалтинговой корпорации “МетаСинтез”.

На конференции, как мне показалось, были высказаны более конструктивные, чем на пленарном заседании, идеи государственного масштаба. Так, Олег Сироткин, генеральный директор АО “Национальный институт авиационных технологий”, выразил мнение, что каждая страна может быть заметной на мировом уровне только в том случае, если она обладает некоторым количеством макротехнологий, позволяющих разрабатывать и производить уникальную наукоемкую продукцию). У Японии их семь, у Сингапура - одна, у России было когда-то четыре. Именно макротехнологии удерживают страну на международном рынке. Его предложение правительству состояло в том, что нужно выделить (пока не поздно) небольшое число приоритетных отраслей, которые будут поддерживаться государством с целью завоевания запланированной доли рынка. Утвержденные на федеральном уровне программы должны осуществляться силами пилотных корпораций (предприятий). Особое внимание при этом следует уделить венчурным фондам (переговоры об их создании сейчас ведутся, в частности, с Ю. М. Лужковым).

Интересную мысль о совершенствовании отечественного налогообложения высказал Анатолий Петренко, директор Владимирской мебельной фабрики. Он предлагает курс доллара в России привести в соответствие с действительным соотношением (по мнению ряда экономистов, реальный курс - 10 - 12 руб. за долл.) за счет реструктуризации нынешнего 20%-процентного НДС. А именно: 10% взимать как налог на добавленную стоимость, а 10% - как налог с продаж (целесообразно это делать строго в пропорции 50:50). В своем докладе он вполне логично показал, что это довольно быстро приведет к целому ряду позитивных изменений в государстве - к снижению цен на отечественные товары, повышению собираемости налогов, росту ВНП.

Исполнительный директор “технопарка в Москворечье” Владимир Чучкин (chuchkin@ park.mephi.ru) предложил оригинальный способ быстрой и широкомасштабной подготовки квалифицированных менеджеров по всей стране за счет организации российского кольца учебно-имитационных фирм разных профилей (их надо набрать 150 - 200), позволяющего осуществлять передачу знаний через практическую деятельность. Связь между ними и их западными коллегами легко осуществляется через Интернет.

Работы по созданию первого звена такого кольца уже ведутся в “технопарке в Москворечье” при Московском инженерно-физическом институте. Для ускорения процесса необходимо привлечь единомышленников по всей стране и обеспечить некоторую государственную поддержку в плане финансирования (если, конечно, наше правительство действительно заинтересовано в появлении управленцев нового типа).

Версия для печати