Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Новые модели электронных “корзин”

ГЛЯДЯ  ВПЕРЕД

Марк Л. Ван Нейм, Билл Кэтчингс

Несколькими месяцами ранее (см. американский PC Week от 31 августа, стр. 29) мы уже писали об отдельных недостатках современных “корзинок”, используемых посетителями электронных магазинов. На эту публикацию мы получили ряд откликов от производителей, предлагающих усовершенствованные версии раскритикованного ПО. Недостаток места не позволяет обсудить все полученные письма, остановимся на некоторых, наиболее, с нашей точки зрения, интересных.

Марк Л. Ван Нейм, Билл Кэтчингс

К сожалению, пока ни одна из рассмотренных программ не отвечает всем требованиям, которые мы считали бы правильным предъявлять к продукту современного уровня. Однако в каждом из них есть что-то, что несомненно заинтересует пользователя Internet, собравшегося прогуляться по электронным торговым залам.

Одним из первых мы посетили Web-узел фирмы Mercantec (www.mercantec.com). Ее “корзинка” SoftCart 4.0 не произвела на нас особого впечатления, но по ней можно судить о том, чего следует ожидать от современного продукта. SoftCart допускает пользовательскую настройку и имеет солидный набор дополнительных возможностей. Пять демонстрационных магазинов позволяют ознакомиться с такими ее функциями, как моментальный расчет цены товара с доставкой, принятие решений, зависящих от веса и других характеристик выбранного предмета, а также постоянное присутствие “корзинки” на экране, в специальном отдельном фрейме.

Еще одна перспективная разработка принадлежит фирме Majestic Laser (www.majesticlaser.com). Эта компания предлагает покупателям сборку ПК на заказ из имеющегося ассортимента компонентов. В “корзинке”, занимающей отдельный фрейм внизу экрана, появляются визуальные представления отбираемых клиентом деталей, таких, как системная плата, процессор, графический адаптер и др. Интересная особенность этой модели - наличие списка необходимых компонентов, сверяясь с которым можно убедиться, что купленного хватит для построения работоспособной машины.

К сожалению, пробуждаемый этим списком аппетит на интеллектуальную поддержку определенного уровня так и остается неутоленным. Отсутствует даже такой ключевой ингредиент, как контроль отобранных компонентов на взаимную совместимость, - нельзя быть уверенным, что понравившиеся компоненты смогут слаженно работать. Этому продукту не хватает “ума” даже на то, чтобы отсоветовать покупателю брать корпус стандарта Baby AT к системной плате формата ATX. Кроме того, как и все прочие компоненты Web-узла Majestic, “корзинка” не отличается интенсивным использованием графики; ей бы совсем не повредило иметь побольше картинок и различных схем.

Узел Man vs. Machine (www.manvsmachine.com), напротив, предлагает весьма насыщенную графикой систему. Прогуливаясь по расположенному здесь демонстрационному торговому залу, посетитель отбирает компоненты для сборки компьютерной системы и перетаскивает их с помощью мыши с полок электронного магазина в окно “корзинки”. В каждый момент времени на экране компьютера можно видеть весь отобранный товар и общую его стоимость, а при переходе к процедуре оплаты в отдельном окне браузера появляется традиционный счет с перечислением всех позиций. Подобно “корзинке” Majestic Laser эта демонстрационная модель лишена логических механизмов, контролирующих выполнение требований совместимости, таких, например, как поддержка монитором уровней разрешения, обеспечиваемых графическим адаптером.

Описанные до сих пор три “корзинки” для отбора товаров представляют собой не более чем весьма немудрящие усовершенствования существующих моделей. Намного более амбициозную и из-за этого более сложную в освоении разработку предлагает для своего Web-узла QuickBuy Shopper (www.netwaveinc.com) фирма NetWave. Эта конструкция сочетает в себе функции “корзинки” и электронного бумажника. Основная идея состоит в том, чтобы переходить из магазина в магазин с одной и той же “корзинкой”. Адрес доставки и платежные реквизиты вводятся в ее память лишь однажды. В дальнейшем вы только отбираете товары и буксируете их с помощью мыши либо в “корзину” (чтобы принять решение о покупке позднее), либо непосредственно к пиктограммке кредитной карточки (для немедленного приобретения). Электронный магазин и ваша “корзинка” для покупок обмениваются необходимой для завершения транзакции информацией - и дело сделано. Однако, чтобы описанная схема работала, ее (и лежащую в ее основе объектную технологию) должны поддерживать все посещаемые вами электронные магазины. Без широкой поддержки в отрасли это нововведение рискует остаться просто интересной безделушкой.

Мы бы не рискнули строить предположения относительно того, насколько просто или сложно будет организовать использование одной из описанных “корзинок” для отбора товара на некотором конкретном коммерческом узле, однако несомненно, что за развитием этих приспособлений и другими веяниями прогресса в данной области надо следить самым внимательным образом.

Необходимо также постоянно требовать от разработчиков совершенствования средств организации доставки, поскольку электронная торговля пока еще очень далека от полной реализации своих потенциальных возможностей.

С Марком Л. Ван Неймом и Биллом Кэтчингсом можно связаться по адресам: mark_van_name@zd.com и bill_catchings@zd.com.

Ни одно из устройств не отвечает всем нашим требованиям, однако в каждом из них есть что-то представляющее интерес