Елена Монахова
Новое в методологиях консалтинга
“Движение управленческой науки происходит от большей определенности к большей абстракции” - с этим тезисом, часто высказываемым профессором Академии народного хозяйства Аркадием Ильичом Пригожиным, согласно большинство управленческих консультантов, стремящихся сказать свое слово в науке. Однако методологии они разрабатывают совершенно разные.
А. И. Пригожин считает, что возможности алгоритмических подходов себя практически исчерпали, поскольку они хороши только для структурированных проблем. В нынешней обстановке, когда преобладают неструктурированные задачи, на первый план выходят другие методы - качественные - и приобретают все большее значение. Их влиянием, в частности, был обусловлен скачок от всем известного и привычного долгосрочного планирования к стратегическому планированию и управлению. Несомненно, строгим математическим методам тоже отведено заслуженное место в этих процессах, но границы их применения четко очерчены. Чтобы выйти за эти границы, консультанты предпринимают попытки посмотреть на проблемы управления с другой стороны. Так возник модный нынче на Западе термин - vision (образ желаемого будущего). Этот образ нельзя описать строго, можно сделать это только на качественном уровне. Трудность еще и в том, что по мере приближения к цели представление об этом образе меняется, т. е. процесс сугубо динамичный. Потому внимание консультантов и обращено сейчас к новым веяниям в науке, известной с 70-х годов на Западе как Organization Development (организационное развитие). Эта наука рассматривает организацию как неделимое целое и предусматривает ее развитие через развитие ее персонала.
Что еще характерно для качественных методов? Основное внимание в них уделяется блоку целей. Причем цели рассматриваются со стороны разных субъектов - со стороны собственника, всей фирмы, ее подразделений. Позиции субъектов сильно различаются, и, следовательно, всегда существуют противоречия между ними. Главная задача консультантов - снять остроту этих противоречий, согласовав цели разных групп. Школа А. И. Пригожина располагает своей собственной консультационной корпорацией, воплощенной в технологиях, методиках и процедурах, а также достаточно обширным практическим опытом в этой области.
Несмотря на то, что качественные методы часто подвергаются критике со стороны российских управленцев (“ерунда все, что нельзя посчитать”), в Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию их активно используют и развивают совместными усилиями.
А вот Андрей Геннадьевич Ивлев из фирмы "АПС-консалтинг" и его коллеги по Московской сети организационного развития делают ставку на другое средство управленцев - мифодизайн, художественный тип управления.
"Уход от жесткого естественнонаучного подхода сопровождается активной гуманизацией общества. Многие процессы меняются, идет переструктурирование человеческого мышления, - говорит
А. Г. Ивлев, психолог по образованию. - Как следствие всего этого возрастает интерес к методам, лежащим в основе теории самоорганизующегося общества. Один из них подразумевает использование метафоры, иносказания, “сказки”.
Человек организован тогда, когда он целостно видит тот “кусок” реальности, который его “касается”, обнаруживает в нем предмет своего интереса и видит свое место в нем. Тогда он возможен как деятель и как управляющий организацией.
Миф - это то, что человек принимает для себя и выдает для другого за реальность. Создание мифа для организации людей на определенные действия (мифодизайн) - сущность управления.
Критериями правильности управленческого решения в этом случае становятся эстетическая удовлетворенность, ощущение гармонии, чувство соответствия окружающему миру."
Это направление сейчас развивается, в частности, в рамках постоянно действующего семинара "Мифодизайн управления", создана соответствующая страница в Интернете (www.odn.ru), разрабатываются учебные курсы для управленцев и консультантов.
Окончание. Начало см. PC Week/RE, №2/99, с. 19.