Online Information’98

Юрий Полак

В декабре в Лондоне в двадцать второй раз проходили международная конференция и выставка Online Information’98, организатором которых является фирма Learned Information (http://www.learned.co.uk) из Оксфорда, известная также своими базами данных, изданием информационных материалов и компакт-дисков.

Отечественная выставочная практика в сфере информации не знает специализированных событий подобного размаха и представительности. При всей условности таких сопоставлений можно сказать, что по масштабам выставка составляет примерно половину нашего прошлогоднего Комтека. Online Information’98 разместилась на трех сотнях стендов, представлявших весь цвет мировой информационной индустрии. Две трети этого количества пришлись на фирмы из Великобритании и США, немало было организаций из Германии, Франции, скандинавских стран. Как и в предыдущем году, пять стендов принадлежали российским компаниям. Здесь можно вспомнить, что на первой выставке, состоявшейся в 1977 г., насчитывалось всего 22 стенда и около сотни участников.

“Хитами” в этот раз стали такие направления, как торговля и маркетинг, а также здравоохранение и фармацея. Увеличилось количество и, если можно так выразиться, повысилось качество посетителей - “конечных пользователей” информации из соответствующих секторов. Объявленная по окончании цифра - 18 752 посетителя - засвидетельствовала существенный рост по сравнению с прошлым годом и абсолютный рекорд за все 20 лет работы.

Трудно назвать вид информации, который нельзя было бы найти на Online. Широко были представлены информационные издания, справочники, каталоги; программные продукты для обработки текстов и баз данных, телекоммуникаций, научных исследований, образования, бизнеса; CD-ROM, содержащие базы данных или их демонстрационные версии, электронные учебники, деловую и техническую литературу; каталоги Интернет-ресурсов и поисковые системы.

Выставка разместилась на трех сотнях стендов

Российские специалисты, начинавшие работать с глобальными сетями 10 - 15 лет назад, хорошо помнят названия банков данных - Data-Star, Dialog, Lexis-Nexis. Многие старые знакомые сохранили свои позиции до наших дней. Компании Dialog (http://www.dialog.com) принадлежал один из самых больших стендов. За прошедшие годы ее база данных существенно увеличилась, изменились и методы доступа к информации. В этом году был показан DialogClassic (http://www.dialogclassic.com/) - интернетовский интерфейс, ускоривший и облегчивший переход к традиционному командному языку системы. Как всегда, было что посмотреть на стендах знаменитых издательств John Wiley & Sons (http://www.wiley.co.uk), Elsevier (http://www.elsevier.nl), Kluwer (http://www.wkap.nl), Springer (http://www.springer.de), Academic Press (http://www.idealibrary.com); агентства Reuters (http://www.reuters.com), Европейского союза (http://europa.eu.int), Всемирного банка (http://www.worldbank.org/) и др. Свой стенд имела и сравнительно молодая компания Northern Light Technology LLC (http://www.nlsearch.com) - разработчик популярной исследовательской поисковой системы “Северное сияние”.

Важным элементом информационной инфраструктуры являются международные и национальные объединения информационных работников. Были заметны на выставке EIRENE - European Information Researchers Network (www.eirene.com), EIDA - Electronic Information Distributors Association (http://www.eida.ocd.fr), EUSIDIC - European Association of Information Services (http://www.eusidic.org), ASLIB - Association for Information Management (http://www.aslib.co.uk). Да и самый крупный стенд принадлежал международной организации - Европейскому Союзу.

Параллельно с выставкой Online Information в том же здании проходила одноименная научная конференция, где за три дня было сделано более сотни докладов на самые различные темы, связанные с генерацией, представлением, обработкой, поиском и использованием информации.

За последние годы десятки миллионов человек стали активными потребителями сетевых информационных услуг. Одно из заседаний конференции так и называлось: “Новые пользователи - кто они?”. На других сессиях речь шла о новых информационных стратегиях, корпоративных информационных системах, создании и информационном наполнении интрасетей. Робин Хант из лондонского университета в своем выступлении коснулся проблем распространения новостей в эпоху Интернета, указав на снижающуюся роль традиционных масс-медиа. Остин Маклин рассказал о проекте Early English Books Online, в результате реализации которого должны стать доступными по сети оцифрованные образы 22 млн. страниц книг и периодических изданий, напечатанных с 1475 до 1700 г.

Перспективы развития информационной индустрии обсуждались в заключительный день конференции. Итоговая дискуссия была посвящена актуальной теме, сформулированной в виде вопроса: должна ли сетевая информация быть платной?

Каждый день выделялось время для проведения сессий на иностранных языках - в этот раз на французском, итальянском, немецком и испанском. Русскоязычной сессии не было, поскольку в списке делегатов и докладчиков среди тысячи с лишним фамилий мне не удалось найти представителей бывшего СССР.

Дополнительная программа включала такие темы, как “Электронная коммерция” и “Новые поисковые машины; статистический подход к поиску информации”. Желающие могли за особую плату в течение дня слушать лекции, участвовать в семинарах и практических занятиях, консультироваться со специалистами.

Одной из наиболее заметных фигур на Online была Амелия Кассел, президент американской фирмы MarketingBASE http://www.marketingbase.com). В своем докладе она дала подробную характеристику новейших сетевых поисковых систем и при переполненном зале провела два занятия на ту же тему.

Приятно было вновь встретиться с Марком Кроссом из фирмы UK Directory, которая издает справочник сетевых адресов, аналогичный нашему, и обменяться последними изданиями. В его новом UK Internet Directory уже 16 тыс. адресов, в нашем Russian Internet Directory (издание ЦЭМИ и МЦНТИ) - на 3 тыс. меньше.

Международный центр научной и технической информации (http://www.icsti.su), как и в прошлые годы, предоставил свой выставочный стенд для демонстрации, помимо собственных баз данных, достижений партнеров из ВИНИТИ, Новосибирской академии экономики и управления, других организаций. Международное бюро информации и телекоммуникаций (МБИТ, http://www.mbt.ru) демонстрировало свои деловые базы данных, а также Российскую энциклопедию информации и телекоммуникаций. Стенд ILIAC (International Library, Information and Analytical Center, http://www.iliac.org), щедро украшенный матрешками и куполами, знакомил с информационными продуктами ГПНТБ (http://www.gpntb.ru). В шестой раз (чаще других российских фирм) в выставке участвовала фирма “Андригал” (http://www.andrigal.com) - разработчик проекта Russian Scientific News и баз данных по научным журналам и организациям России.

Выставка в очередной раз продемонстрировала огромный потенциал и достижения мировой информационной индустрии, подтвердив очевидную для многих истину: информация - это товар, причем достаточно популярный и дорогой. Как известно, минута работы в онлайновых базах данных стоит 2 - 3 долл. Высоко ценятся и компакт-диски с полнотекстовыми базами - так, официальный указатель материалов газеты “Таймс” за 1906 - 1980 гг. на CD-ROM можно приобрести за 16 000 фунтов стерлингов. Международный информационный рынок успешно развивается, имея стабильных участников, постоянный рост спроса и предложения и привлекая огромные средства. Вместе с тем, как следует из состоявшейся дискуссии, существенная часть информации должна быть свободно доступной.

С программой конференции и названиями опубликованных докладов можно ознакомиться на http://www.info.ft.com. Их полные тексты мы решили не помещать, чтобы не нарушать авторские права; однако отдельные доклады будут предоставлены по электронной почте всем желающим, направившим запрос по адресу: mailto:yuri.polak@usa.net или mailto:polak@cemi.rssi.ru. А те, кого заинтересовали описанные здесь продукты и возможности, уже могут начинать подготовку к следующей Online Information, которая состоится 7 - 9 декабря.

См. уточнения в PC Week/RE №9’99, стр. 03.

Версия для печати