Страницы истории
Леонид Черняк
“Специалист подобен флюсу”, - сказал Козьма Прутков более ста лет тому назад, усмотрев противоречие между специальными знаниями и общей подготовкой. Это утверждение особенно применимо ко многим из тех, кто сегодня работает в области информационных технологий. Нельзя не признать, что, погружаясь в решение частных проблем, порой очень сложных и сугубо профессиональных, мы слишком мало задумываемся над концептуальными вопросами - теми, которые можно назвать философскими. Мы сознательно или бессознательно не замечаем того, что природа информационных технологий принципиально отличается от всех, или, во всяком случае, большинства иных технологий, что она требует постоянного переосмысления достигнутого и поиска стратегических решений.
На пороге XXI века четко обозначился разрыв между техническим уровнем программного и аппаратного обеспечения, с одной стороны, и философской, или, иначе говоря, методологической поддержкой информационных технологий, с другой. Вопрос о месте и значении методологии в информационных системах представляет собой предмет для весьма серьезного обсуждения, к которому нужно тщательно подготовиться. К счастью, в истории отечественной вычислительной техники были ученые с серьезным философским взглядом на стоящие перед ними задачи, и у нас есть свои учителя. Словом “методология” как нельзя лучше определяется деятельность Анатолия Ивановича Китова - одного из самых ярких представителей первого поколения ученых, посвятивших свою жизнь вычислительной технике. Ему принадлежат несколько выдающихся начинаний, шедших от глубинного понимания процессов в окружающей среде.
То безрадостное положение, в которое попала отечественная информатика сегодня, объясняется целым рядом причин. Одну из них с оглядкой на историю нередко усматривают в преследовании кибернетики в 50-е годы. Мы же, не стремясь к всеобъемлющему анализу происходящего, выделим одну причину - неспособность к принятию верных стратегических решений в масштабе страны, отвержение рациональных идей. К величайшему сожалению, никогда не было и до сих пор нет объективного механизма для определения верных направлений развития, и в то же время невероятно велика роль тех чиновных лиц, которые имели и имеют право действовать от имени государства. Это противоречие возникло одновременно с зарождением вычислительной техники.
Недооценка роли ученых-стратегов, определяющих национальную политику в области информационных технологий, была и остается одной из бед отечественной информатики. Драматически сложилась творческая жизнь Анатолия Ивановича Китова. Еще неизвестно, как развивалась бы информатика в России, если бы его инициативы были приняты. Пересказать судьбу человека невозможно. Остановимся на нескольких эпизодах, характеризующих Анатолия Ивановича как методолога и стратега.
Боевой офицер-зенитчик, на фронте он не прекращал занятий математикой, начатых еще в мирное время. Поступив по окончании войны в Военную артиллерийскую академию, он сразу сдал экзамены за первый курс и перешел на второй. А. И. Китов закончил учебу в 1950 г. с золотой медалью и был направлен на работу в Академию артиллерийских наук, где на его счету есть несколько изобретений чисто артиллерийского применения. Однако решающим в его судьбе стало назначение военпредом в одну из первых гражданских проектных организаций, работавших в области вычислительной техники, - СКБ-245 Министерства машиностроения и приборостроения СССР (впоследствии НИИЦЭВТ).
В 1952 г. Анатолий Иванович разыскал в библиотеке СКБ-245 книгу Норберта Винера “Кибернетика”, разумеется, с грифом “секретно”. Можно предположить, что ее читали и другие, более маститые ученые, но именно молодой офицер А. И. Китов воспринял эту книгу так, как она того заслуживала: он не только прочел ее сам, но и вынес на обсуждение на семинар. Напомним, какое это было время: до смерти Сталина оставался год, а до ХХ съезда - четыре.
Но у эпохи тоталитаризма свои причуды - именно тогда в НИИ Главного артиллерийского управления проходил методологический семинар по философским основам физики и естествознания. (Обратите внимание на слова “методологический семинар”, можно ли представить себе нечто подобное сегодня, в наше “демократическое время”?) Вот как вспоминает о нем М. Г. Гаазе-Раппопорт: “На одном из заседаний семинара было решено поставить вопрос о "позитивном" значении кибернетики... Там должны были выступать трое товарищей - А. И. Китов, И. А. Полетаев и я ... А. И. Китов пришел с довольно большой статьей о кибернетике. Эту статью нам удалось посмотреть. Потом она была показана А. А. Ляпунову, который приписал к ней несколько страниц и показал С. Л. Соболеву, который согласился тоже поставить под ней подпись. В результате получилась известная статья "Основные черты кибернетики" в "Вопросах философии", четвертом номере за 1955 г., подписанная Китовым, Ляпуновым и Соболевым. Собственно, отсюда все началось”.
От момента обсуждения до публикации прошло целых три года, но каков результат - статья в “Вопросах философии”, в главном философском журнале страны! В известном смысле она стала точкой отсчета в истории отечественной кибернетики.
В 1954 г. Анатолий Иванович был назначен руководителем созданного им Главного вычислительного центра Министерства обороны. Вопреки традиции на “чиновном месте”, в “генеральской должности” оказался человек с широким философским кругозором. И результаты не заставили себя ждать: через два года, в 1956-м, вышла первая в нашей стране книга в данной области - “Электронные цифровые машины”. Уже тогда в ней говорилось о возможностях и большом значении применения ЭВМ в экономике. Этот труд стал заметным явлением не только в СССР, но и во многих зарубежных странах, он был переведен на восемь иностранных языков. О значении работы Китова писал Дж. Карр в вышедшей в 1958 г. в США книге “Лекции по программированию” (перевод на русский появился в 1963 г.).
“По-видимому, наиболее полное изложение вопросов программирования для ЭВМ, содержащее подробные примеры и анализ как ручного, так и автоматического программирования, дается в книге Китова. Некоторые разделы этой книги переведены на английский язык и могут быть получены через ассоциацию вычислительных машин”.
О том, что произошло в 1959 г., можно прочесть в книге Б. Н. Малиновского “Академик Глушков”:
“Осенью 1959 года А. И. Китову пришла в голову идея о целесообразности создания единой автоматизированной системы управления для вооруженных сил и для народного хозяйства страны на базе общей сети вычислительных центров, создаваемых и обслуживаемых Министерством обороны. При большом отставании в производстве ЭВМ от США концентрация машин в мощных вычислительных центрах и их четкая и надежная эксплуатация военным персоналом позволила бы сделать резкий скачок в использовании ЭВМ. Несколько месяцев он работал над докладом для ЦК КПСС. Для его рассмотрения была создана комиссия МО под председательством маршала К. К. Рокоссовского. Так как в докладе (в преамбуле) давалась резкая критика состояния дел в МО с внедрением ЭВМ, то это определило негативное отношение к докладу. Главное же было в том, что работники аппарата ЦК КПСС и верхних эшелонов административной власти, в частности аппарата МО, почувствовали, что коренная перестройка управления приведет к их устранению от рычагов власти. А с этим они не могли согласиться. И потому Китова за его "большой доклад"... исключили из партии, лишили престижной должности”.
Такой оказалась плата за разумную идею внедрения, как мы называем теперь, “технологии двойного назначения”.
Вынужденный перейти на другую работу, Анатолий Иванович не оставлял мысли создать единую автоматизированную систему управления в стране. В 1961 г. вышел знаменитый сборник “Кибернетику - на службу коммунизму” под редакцией А. И. Берга, где одной из ключевых стала статья Китова “Кибернетика и управление народным хозяйством”. Может быть, у современного читателя многочисленные упоминания коммунизма вызовут скептическую улыбку. Но не надо забывать, что все это было, и было с нами. Тем не менее в американском журнале Operations Research в 1963 г. появилась развернутая положительная рецензия на работу Китова. К этому времени он был главным конструктором отраслевой АСУ, а результаты его работы изложены в нескольких монографиях. Учебник, написанный в соавторстве с Н. А. Криницким, стал безусловно самым популярным в инженерных вузах СССР. Целое поколение специалистов не только нашей страны, но и Германии, Польши, Чехословакии, Румынии обучалось вычислительной технике и программированию по этому учебнику.
Оставив военную службу, Анатолий Иванович направил свои усилия на внедрение информационных средств в медицину. Известно, что 70-е годы были временем АСУ, поэтому неудивительно, что основная монография, написанная тогда, называлась “Автоматизация процессов обработки информации и управления в здравоохранении”.
В течение многих лет А. И. Китов представлял СССР в Международной организации по обработке информации (IFIP), он был членом программных комитетов многих международных конференций, организованных IFIP и MedINFO (Международная организация по медицинской информатике).
Надо сказать, что реальная работа Анатолия Ивановича была гораздо ближе к нашему времени, чем ее название. Например, с его помощью в одной из московских больниц появилась первая PDP-11/70, одна из самых производительных мини-ЭВМ середины семидесятых годов. Но удивительно другое: для работы на ней была выбрана объектно-ориентированная СУБД MUMPS, предшественница набирающей сегодня популярность СУБД Cache. Вот так протягиваются нити из прошлого в будущее.
Свою научную карьеру Анатолий Иванович Китов завершил в должности заведующего кафедрой вычислительной техники и программирования Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.
В заключение хочется выразить благодарность Анатолию Ивановичу за проявленное им гражданское мужество и пожелать ему здоровья и долголетия.