СЕМИНАР
Влад Борисов
Не много найдется людей, которым не надоело ходить в банк, чтобы заплатить за квартиру или за услуги провайдера Интернета, и стоять там часами в очереди. Но делать это приходится с доводящей до бешенства регулярностью.
Между тем решение проблемы давно найдено: банкинг на дому. По меньшей мере три российских банка уже предоставляют такую услугу. Своеобразный промежуточный итог развития этой технологии в нашей стране был подведен на февральском семинаре Российского центра Интернет-технологий (РОЦИТ). На нем о своих разработках рассказали представители коммерческого банка “Платина”, ГУТА-банка и Автобанка.
Наиболее продвинутой на сегодня разработкой, по моей оценке, является CyberPlat КБ “Платина”. Она появилась около года назад как замкнутая система расчетов в Интернете, но уже в августе прошлого года в нее была встроена поддержка использования пластиковых карт сторонних банков, т. е. она стала разомкнута со стороны клиента. А совсем недавно она была разомкнута и со стороны получателя платежа - им может являться любая структура, имеющая расчетный счет. Главное, что подключиться к CyberPlat можно не отрываясь от компьютера, скачав с узла www.cyberplat.ru необходимое ПО и пройдя затем онлайновую процедуру регистрации. Эта служба - платная: за каждую транзакцию взимается 2 - 4% комиссионных.
Система, созданная ГУТА-банком носит название “Телебанк” (www.telebank.ru). С ней можно работать с обычного телефонного аппарата и через Интернет. (Последний режим пока находится в состоянии тестирования, но обещано, что он будет введен в коммерческую эксплуатацию уже к марту.) Система позволяет переводить деньги со счета в ГУТА-банке на любой другой счет, создавать и закрывать депозиты, покупать и продавать валюту, выдавать выписки по совершенным операциям.
По словам представителей этого банка, о приеме денег через систему заключены договора с рядом поставщиков телефонной связи, получателями коммунальных платежей (можно даже автоматически отправить квитанцию в РЭУ) и другими организациями. Однако для работы с “Телебанком” требуется так называемый “токен” - небольшое устройство, подключаемое к компьютеру и используемое для хранения ключа шифрования данных. Его цена - несколько десятков долларов. Кроме того, обслуживание в системе стоит $3 в месяц.
Автобанк (www.avtobank.ru), в свою очередь, создал систему “Домашний банк”, также позволяющую осуществлять ряд типовых операций. Но деньги в ней можно переводить только в пределах самого банка; на сегодня через “Домашний банк” оплачиваются услуги провайдеров “МТУ-Информ” и “Зенон”.
Эта система также требует специального клиента. Его программная часть построена на базе браузера российской фирмы AMSD (создаются подключаемые модули для программ просмотра Netscape и Microsoft), а аппаратная использует элемент-“табленку” TouchMemory и адаптер для его подключения к ПК. Оборудование и ПО обходятся клиенту примерно в 570 руб., а годовое обслуживание в 400 руб.
Вообще говоря, то, что банки начали использовать Интернет для ведения своих дел, не может не радовать. Такая форма обслуживания вдесятеро снижает их собственные расходы и создает дополнительные удобства клиентам. Огорчает одно: все это не бесплатно, как, скажем, в США. Можно предполагать, что, с одной стороны, все больше банков будет предоставлять подобные услуги, а с другой - сами эти услуги будут дешеветь.