Статья только в электронной версии журнала
Майкл Суркан
Как известно, переписать законы намного проще, чем изменить повседневную реальность. Требуется время, чтобы преодолеть инерцию.
В этом свете уже не кажется удивительным, что закон о дерегулировании телекоммуникационной отрасли, принятый Конгрессом еще в 1996 г., реально так мало повлиял на эту сферу. И хотя вопреки ожиданиям сторонников дерегулирования широкой конкуренции в предоставлении услуг связи и передачи данных как не было, так и нет, тем не менее не следует отказываться от этого курса или подгонять развитие событий, принуждая телефонные компании к продаже их активов.
Майкл Суркан
Правительству США необходимо ориентироваться на длительную перспективу, предоставив телефонным компаниям самим разобраться в своих проблемах в условиях действительно свободного рынка. В конечном итоге это даст наилучший результат.
Четыре года - слишком короткий срок для перестройки целой отрасли, в особенности такой обширной, как телекоммуникационная.
Начало перемен
В сущности, масштабные изменения происходят уже сейчас. Операторы сетей кабельного телевидения (КТВ) приступили наконец к концентрации капитала и к закупке технологий предоставления услуг голосовой связи, чтобы начать конкурировать с традиционными телефонными компаниями, такими, как SBC и BellSouth. Еще несколько лет назад никто не ожидал, что сети КТВ способны составить этим компаниям сколько-нибудь серьезную конкуренцию, поскольку технологии широкополосных служб передачи данных едва вышли тогда из фазы теоретических исследований. И только в прошлом году были приняты необходимые стандарты на коммуникационное оборудование для сетей кабельного телевидения.
Инвестиции таких компаний, как Microsoft (которая приобрела пакет акций фирмы Comcast), или AT&T (она целиком выкупила корпорацию TCI), дали использующим в основном заемные средства операторам систем кабельного телевидения необходимые для модернизации их сетей деньги. Сколько законов ни принимай, никакого дополнительного ускорения этому процессу они все равно не придадут.
Конечно, наивно предполагать, что дерегулирование само по себе приведет к росту конкуренции. Если традиционные монополии работают эффективно - и предлагают низкие цены, - с какой стати кто-то станет бороться за ничтожные нормы прибыли? Американские телефонные компании уже предлагают своим абонентам услуги мирового уровня, выйти на который потенциальным конкурентам было бы очень непросто.
Однако дерегулирование уже возымело определенный эффект. Спиной ощущая постоянную угрозу конкуренции, телефонные компании не могут позволить себе расслабиться, дабы не привлечь на свои рынки реальных конкурентов.
И хотя пока у абонента нет возможности выбирать поставщика услуг, наличие даже потенциальной угрозы конкуренции способно удержать телекоммуникационные компании в “рамках приличий”.
Как вы думаете, сколько потребуется времени на развитие реальной конкуренции в телекоммуникационной отрасли? Пишите мне по адресу: michael_surkan@zd.com.