Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Вячеслав Афанасьев

Путь развития систем подвижной связи от 2-го к 3-му поколению труден и пока полон неясностей. Для его реализации необходимы большие усилия разработчиков-стандартизаторов, фирм-производителей оборудования и операторов. Опыт внедрения разных стандартов показал, что даже при высококачественных разработках востребованность предлагаемых услуг оказывалась очень низкой. Как пример можно назвать технологию ISDN и некоторые другие стандарты, которые были слабо востребованы операторами, не получили маркетинговой поддержки или оказались несовместимыми с сетями общего пользования.

Переход к увеличению объема информации на сетях передачи данных, реализация ряда телекоммуникационных услуг на сетях Internet и Intranet, увеличение скорости обмена информацией, предполагаемое расширение использования компьютерных технологий, разработка совершенно новых услуг с использованием мультимедиа и интенсивное развитие сетей мобильной связи - основа для реализации сетей подвижной связи 3-го поколения.

А предлагаемые пользователям новые виды мобильных терминалов, которые будут способны решить вышеуказанные задачи независимо от местонахождения - довольно перспективный путь реализации систем третьего поколения в следующем десятилетии.

Более широкий доступ к информации - главная основа новых услуг

Наполнение трафика - основное действие, которое представляет интерес для оператора систем подвижной связи 3-го поколения. Его задача - создать такие возможности пользователям, которые смогли бы реализовать свои задачи - принятие решений, информационное обеспечение, интерактивное общение и т.д. Задача операторов при этом - технически обеспечить предоставление пользователю возможного спектра услуг с наименьшими затратами. В этом и состоит задача сети Internet - обеспечить информационный поток всех видов услуг - от мультимедийных библиотек до глобальных телеконференций, чтобы пользователь мог без особых затруднений передать и получить факс, провести аудио- и видеоконференцию, воспользоваться различными справочно-информационными услугами по запросу и т. д.

Системы третьего поколения будут способны реализовать пользовательские потребности на сетях intranet в целях оперативного управления производством, в целях определенных групп пользователей. При этом операторы будут иметь возможность предоставлять информационные услуги например мультимедийной библиотеки или базы данных фармацевтики, услуг телемедицины или консалтинговых услуг финансового рынка, не самостоятельно, а через специализированных поставщиков услуг.

Главные барьеры - защита и скорость передачи данных...

 ...операторы мобильных систем предпочитают традиционные критерии защиты

Убеждение пользователей, что мобильный Интернет и доступ к интрасетям безопасен - ключевое требование. Пользователи в настоящее время полагаются на защиту с использованием пароля в прикладном уровне и соответствующей защите в интрасетях. Операторы мобильных систем связи и поставщики информационных услуг должны выдвинуть очень сильные обоснования относительно безопасности сотовых систем, способных реализовать услуги систем третьего поколения. Сегодня эти решения лежат в использовании персональных (PIN) кодов при эксплуатации системы стандарта GSM. Доступ к системе связан с использованием SIM-карт как первого элемента защиты сети от несанкционированного доступа. Другое дело, что несанкционированный доступ возможен и на путях запроса к информационным системам, и в финансовых структурах при системах электронной коммерции и т. д. А телекоммуникационный оператор - единственное звено в разных цепочках поставки услуг, активно участвующее в их реализации. Поэтому на него и возлагается обеспечение защиты. Разработчики систем 3-го поколения учитывают эту ситуацию и прилагают достаточные усилия для обеспечения защиты информации. Такими методами будут сжатие информации (данных), уменьшение времени передачи информации, переформатирование данных, согласованное время сеансов связи.

Второе препятствие для реализации систем подвижной связи 3-го поколения - существующие низкоскоростные телекоммуникационные сети. Кроме задач увеличения скорости передачи применение методов пакетной коммутации позволит решить проблему высокоскоростного доступа к сетям и услугам.

...финансы и маркетинг при организации новых услуг

Несомненно, будет играть роль финансовый аспект - себестоимость услуг, взвешенная тарифная политика, рентабельность и ценообразование, платежеспособность и финансовая эффективность. В связи с этим претерпит изменение и маркетинговая политика оператора. Ему и поставщику услуг будет небезразличен конкретный клиент, его персонифицированные и адресные запросы, и инициатива в этом будет даже в первую очередь исходить от оператора (поставщика услуг), от его способности найти партнеров по перспективному бизнесу.

Несомненно, пользователь услуг будет критически оценивать предложения оператора и роль государства в поощрении эталонного обслуживания, предоставлении услуг повышенного качества. При этом и операторы, и поставщики услуг будут вынуждены вести единую рекламную кампанию, находить точки взаимодействия, решать проблемы потенциального пользователя. Это касается и обслуживающего персонала, и обеспечения сервиса, и даже централизованной закупки соответствующего терминального оборудования.

Ключевые приложения - e-mail, доступ к сети и доступ к базам данных...

Предполагается, что большинство пользователей систем третьего поколения будут использовать ряд приложений. Это соответствует результатам исследований, проводимых на сетях ISDN. Для фирм-производителей мобильных терминалов это означает, что пользователи могут быть постоянно неудовлетворены индивидуальными устройствами, они захотят интеграции с настольными системами РС, трудно совместить сложные услуги с простотой обращения. Для операторов это означает, что различные приложения будут оптимизированы для различных однонаправленных каналов. Отбор таких каналов должен быть или прост в прикладном уровне, или прозрачен пользователю, который основывается на финансовой эффективности и правилах пользования, обусловленных при прикладной установке. Также будут важны разработанные оператором сервисные пакеты, приспособленные к специфическим группам пользователей.

Существует неоднозначная оценка интереса пользователей к услугам в мобильных мультисредах...

 ...Фиксированные сетевые услуги превосходят подвижные сетевые услуги по всем критериям, особенно в скорости передачи данных и издержках исполнения

Пользователи уже возбуждены перспективой услуг передачи данных в мультисредах систем подвижной связи третьего поколения. При увеличении числа пользователей на компьютерных сетях, на сетях мобильной связи, на сети Internet возрастают пользовательские ожидания и на сетях фиксированной связи. И в современных условиях пока на сетях мобильной связи трудно будет сохранить темп предоставления услуг сети Internet как на фиксированных сетях. Но операторы и поставщики услуг будут вынуждены готовиться к оптимизации прикладных характеристик каналов и услуг. Пример отказа ряда фирм в производстве ряда прикладных PDA свидетельствует о возможных конструктивных недостатках в системах их беспроводного доступа, в слабом ПО, в монохромности исполнения экрана и т. д. Ведь не секрет, что использование Windows CE сужает рамки действий пользователя мобильного терминала, что использование последовательности пакетов UDP в транспортной среде лучше, чем виртуальные каналы TCP, что защита SSL при транзакциях в сети Internet хуже, чем криптозащита на основе алгоритма эллиптических кривых Certcom. А решение этих проблем позволит более достоверно ответить пользователям на вопрос о способности осуществлять безопасные действия при электронной торговле, как основном элементе расчетов в мобильном режиме. Поэтому транзакция, авторизация и локализация должны быть максимально обеспечены телекоммуникационными операторами и поставщиками услуг.

Главные пользователи - управленцы и профессиональные работники

Именно на эту группу пользователей в первую очередь будут ориентированы операторы и поставщики услуг. Именно на них будут рассчитаны рекламные кампании, именно они будут представлять интерес в сфере финансовой эффективности, охвате материала, облегчении доступа к новым услугам, обеспечении постепенного перехода и интеграции услуг систем 2-го поколения (в частности, сетей GSM ) к системам 3-го поколения. Основным показателем постепенного перехода может служить ежедневное наращивание пользовательского трафика. А пользование сетью Internet в мобильном режиме должно стать частью ежедневной жизни для основной части абонентов мобильных сетей. Лишь при такой ситуации можно предположить, что выход на сети подвижной связи третьего поколения будет ожидаемым для пользователей, что их заинтересованность в новых видах услуг будет выше, чем при вводе систем 2-го поколения.

Несомненно, в более удобном и упрощенном общении абонента с мобильным терминалом заложены основы восприятия новых услуг. Поэтому пользовательским терминалам уделяется разработчиками и фирмами-производителями особое внимание - достаточная простота в общении, высокая совместимость телекоммуникационной направленности терминала с компьютерными возможностями, высокими эргонометрическими характеристиками в сочетании с качеством, надежностью и ценой.

Статья представлена без редакционной обработки

С В. В. Афанасьевым, исполнительным директором Ассоциации российских операторов сетей сотовой подвижной связи GSM, можно связаться по телефону: (095) или по адресу: gsminfo@postman.ru.

Версия для печати