Минеральная вода типа “Боржоми”.
Надпись на бутылочной этикетке
Александр Маляревский
Несколько лет назад о поддельных товарах в прессе писали очень много. Потребительский рынок в России еще только складывался, покупатели были неопытны, и поэтому “французские” духи, “японская” электроника и “швейцарские” часы успешно продавались почти в каждом подземном переходе. Прошло время, российский покупатель в массе своей поумнел, набрался опыта и научился понимать реальную разницу между товаром фирменным и товаром поддельным (или товаром, который притворяется фирменным). Фальшивки были практически полностью вытеснены с рынка оригинальными изделиями, потребитель же тем временем стал постепенно утрачивать навыки, позволяющие легко и быстро отличать “сокола от цапли”.
Так обстояли дела до 17-го (но не года, а августа). И вот теперь, когда большинство россиян, испытывая серьезные проблемы с деньгами, предпочитают товар по более низким ценам, многие подделки нашли своих хозяев. Интересно, что это все чаще происходит и на рынке информационных технологий.
Поддельные модемы
Наибольший отклик в прессе почему-то получила история с поддельными модемами ZyXEL, которая, правда, произошла еще в начале августа. Некий гражданин приобрел модем ZyXEL U-336E. Однако модем не работал с данными на должной скорости и фирменные протоколы ZyXEL не поддерживал. Исчерпав все возможности по его настройке, пользователь обратился в соответствующий сервис-центр. Там и пользователя, и сотрудников сервис-центра ждал сюрприз: в корпусе действительно находился модем, но вот только произведенный совсем не фирмой ZyXEL... Обеспокоенные российские представители ZyXEL Communications Corporation провели рейд по торговым точкам, предлагающим модемы данной марки по подозрительно низким ценам. В результате были найдены и другие подделки...
Хотя корпус фальшивого модема идентичен корпусу оригинального, но различия все же есть не только в содержимом, но и в комплектации. У подделок устройств нет ни описания на русском языке, ни полиграфически выполненной надписи “Российская версия” на коробке.
Какова мораль этой истории? Во-первых, пользователей не настораживает заведомо заниженная цена товара. Во-вторых, явное несоответствие комплектации принятым стандартам также перестало восприниматься как сигнал потенциальной опасности.
А зря! Ведь есть и другие случаи появления поддельного товара на компьютерном рынке страны.
Фальшивые мыши
История с фальшивыми Microsoft Mouse, партия которых также была распродана в России, получила существенно меньшую огласку, чем случай с поддельными модемами. Известно: Microsoft Mouse поставляются в двух вариантах - в большой красивой упаковке для розничной продажи (по средней цене около $70) и в так называемой ОЕМ-упаковке (средняя цена около $10). Теоретически манипулятор (равно как и любой другой товар) в ОЕМ-упаковке предназначен не для розничной продажи, а только для поставок с новыми компьютерами, что обычно прямо оговаривается в ОЕМ-соглашении, но ОЕМ-продукцию у нас сплошь и рядом продают в розницу, и производители совершенно спокойно воспринимают это обстоятельство. Однако в данном случае предлагаемый за три-четыре доллара товар насторожил сотрудников компании.
Контрольная закупка показала, что за эту цену предлагалась мышь, которая лишь похожа на MS Mouse, так сказать, “мышь типа Microsoft Mouse”. По точности позиционирования подделка не шла ни в какое сравнение с оригиналом. Для ее определения не надо было производить глубокое исследование: изделия и выглядели-то весьма неаккуратно. “Даже надпись "Microsoft" на корпусе выполнена криво”, - отмечает сотрудник корпорации Денис Дидковский (Microsoft).
“Разогнанные” процессоры
Все процессоры имеют довольно большой запас прочности и могут сохранять работоспособность при некотором превышении расчетных режимов - температурного, частотного и пр. Работоспособность-то они сохраняют, но вот устойчивость работы теряют. Валерий Рыбаков (AMD) говорит: “Каждому пользователю хочется иметь как можно более быстрый процессор, но он должен понимать, что компания-производитель гарантирует устойчивую работу процессора только на указанной тактовой частоте. В принципе можно задать и более высокую таковую частоту, и процессор также будет работать, но в этом случае компания не может гарантировать стабильность работы данного чипа. Компьютер с "разогнанным" процессором будет периодически зависать, и каждый пользователь волен для себя решать, согласен ли он получить более быстрый компьютер, "подвисающий", например, раз в день или раз в час, или предпочтительнее стабильно работающая система. Никаких аппаратных средств защиты от "разгона" на процессорах AMD в настоящее время не предусмотрено”.
Но одно дело, когда пользователь сам решает, разгонять или не разгонять процессор, и совершенно другое, когда такое “решение” за него принимает нечестный продавец. Некогда с корпуса процессоров аккуратно спиливали верхний слой вместе с фирменной маркировкой и указанием тактовой частоты и наносили новый слой со старой маркировкой, но с большей тактовой частотой. Соответственно “перепиленный” процессор и продавался по более высокой цене.
Сейчас времена “пиленых” процессоров закончились, но продавать одни процессоры под маркой других кое-где продолжают. Наиболее простой вариант - наклеивание бумажной “гарантийной метки” на корпус процессора таким образом, чтобы она закрывала фирменную маркировку.
Более сложный вариант - продажа готовых систем на базе “разогнанных” процессоров. Крупные компании-производители этим, разумеется, не занимаются, но в “подвальной” компании покупатель вполне может приобрести такую “высокопроизводительную” систему. Зачастую корпус такого компьютера бывает запломбирован бумажными “гарантийными метками” сборщика-производителя. Потом в ответ на все претензии по комплектации дается стандартный ответ: “Вы вскрывали корпус, нарушили гарантию, и мы не будем даже смотреть внутрь вашего компьютера; что же касается ваших претензий к комплектации, то мы не знаем, что вы там добавляли, убирали или заменяли”.
Защититься от этого довольно просто: во-первых, по возможности приобретайте технику в надежных местах, во-вторых, внимательно смотрите на фирменную маркировку того, что вы покупаете.
“Восстановленные” картриджи
Это явление приобрело характер эпидемии. Для борьбы с ним объединились производители принтеров, действующие на европейском рынке, по инициативе компании Ergodata такой союз создается на рынке российском.
Дело в том, что некоторые компании стали строить свой бизнес на перезаправке картриджей. За редким исключением картридж для струйного или лазерного принтера состоит из собственно печатающей части (головки или барабана) и резервуара с красителем (чернилами или тонером). Ресурс печатающей части несколько превышает запасы красителя, что для пользователя означает следующее: на протяжении всего срока службы картриджа качество печати остается неизменно высоким. Но “народные умельцы” смекнули, что можно взять израсходованный картридж и заново заправить его красителем. Принтер с таким “восстановленным” картриджем работать, конечно, будет, но качество печати при этом явно окажется ниже, чем при использовании оригинального картриджа.
Производители принтеров, которые выпускают и картриджи для своих изделий, перезаправку не приветствуют, а поэтому “умельцы” чернила или тонер в картриджи добавляют чаще всего не фирменные. Но не надо забывать, что и чернила, и тонер представляют собой сложные технологические материалы со строго определенными физико-химическими параметрами. Если в их заменителе плотность, теплоемкость, вязкость, поверхностное натяжение или какие-либо иные характеристики не будут соответствовать оригинальным, головка струйного принтера или барабан с печкой принтера лазерного станут работать в режиме, отличном от расчетного. Что именно там будет происходить, для пользователя останется загадкой, но результат будет налицо: пострадает качество отпечатка.
Проблема ремонта оборудования, сломавшегося при использовании неоригинальных расходных материалов, весьма актуальна. Например, фирма Epson, головки струйных принтеров которой рассчитаны на работу в течение всего срока службы аппарата, при использовании нефирменных чернил аннулирует все гарантийные обязательства и пользователю приходится менять головку за свой счет.
Теоретически пользователь может сам решать, как ему поступать: приобретать ли новый оригинальный картридж, либо на свой страх и риск жертвовать качеством и использовать картридж “восстановленный”. Однако и здесь, как и в случае с процессорами, не всегда такой выбор пользователь делает по своей воле. Некоторые компании, как российские, так и импортирующие свой товар к нам из США, Венгрии и азиатских стран, продают восстановленные картриджи под видом фирменных. Обычно такие картриджи предлагаются по цене на 10 - 15% ниже цены оригинальной продукции, рентабельность же этого бизнеса для производителей составляет 200% и даже более.
Так как поддельные картриджи могут иметь выполненную фабричным способом упаковку, то отличить подделку не так-то просто, однако кое-какие несоответствия вполне можно заметить невооруженным взглядом.
“Нелицензионные” лицензии
Пиратство в области программного обеспечения вошло в новую фазу.
С одной стороны, налицо явное ухудшение качества пиратской продукции - видимо, из этого бизнеса стали уходить люди, способные работать профессионально или хотя бы попросту аккуратно. В результате на пиратских дисках могут оказаться незавершенные версии программ (бета-версии), демонстрационные версии, которые сохраняют работоспособность в течение некоторого времени, а затем прекращают работу (так называемые trial-версии) или попросту версии устаревшие. А если речь идет об “игрушках”, то зачастую на диске оказывается предварительный или же “недовзломанный” вариант.
Вновь возросла вероятность получить с пиратским компакт-диском еще и набор вирусов в придачу. Вот, например, недавняя ситуация. Microsoft проводит конкурс программ и макрокоманд для программ, входящих в пакет MS Office. Исследованиями присылаемых на конкурс программ занимается тестовая лаборатория журнала PC Magazine. Как отмечал менеджер тестовой лаборатории Олег Лебедев, набор присланных на конкурс систем (кстати, бесплатно доступный на сайте www.microsoft.com/rus/offext/default), распространялся и на одном из дисков с пиратским программным обеспечением. “При этом некоторые программы на этом диске оказались зараженными макровирусом”, - подчеркнул О. Лебедев.
Но для разговора о вреде компьютерного пиратства сегодня не самое лучшее время. Может человек позволить себе купить лицензионную программу или вынужден пользоваться нелицензионной (т. е. краденой) - это определяется не субъективными индивидуальными предпочтениями конкретного пользователя, а объективной толщиной его кошелька. С нашими кошельками сегодня, как вы понимаете, далеко не все в порядке...
Что делать?
Обилие разнообразных фальшивок, число которых будет только множиться, приводит к исконно российскому вопросу: что делать? Стандартных решений для защиты от поддельного товара, разумеется, не существует, однако некоторые рекомендации можно дать.
1. Перед приобретением любого оборудования (от модема до картриджа) заблаговременно либо разберитесь во всех его особенностях самостоятельно, либо попросите помочь вам при покупке человека, хорошо разбирающегося в соответствующем оборудовании.
2. Приобретайте оборудование только у авторизованных продавцов. (Тут надо добавить: если позволяют финансовые возможности, так как у авторизованных продавцов накладные расходы обычно выше, чем у небольших “подвальных” компаний и торговцев на компьютерных “блошиных” рынках. Следовательно, и цены на те же самые товары у них несколько выше).
3. Относитесь с повышенной осторожностью к изделиям, которые предлагаются по ценам заведомо ниже средних на рынке в данный момент.
4. Внимательно осмотрите покупаемый товар. Что касается товаров с явно заниженными ценами, то они требуют особенно тщательного предварительного осмотра.
5. Даже если вы приняли решение покупать товар у продавца, за надежность которого не можете поручиться, предварительно зайдите к авторизованным партнерам и ознакомьтесь с тем, как выглядит, как укомплектовано и как маркировано оригинальное изделие. То, что предлагает вам продавец-лоточник, должно полностью совпадать с оригинальным продуктом по всем означенным параметрам.
Кстати, читайте компьютерную прессу, где рассказывается не только о “правильной” комплектации, маркировке и оформлении оборудования, но и о наиболее распространенных вариантах подделок.
К автору можно обратиться по адресу: maler@orc.ru.
Возникает вопрос: что мешает тем же самым китайским поставщикам наладить массовое производство, например, недорогих Microsoft Mouse? Во-первых, многие элементы конструкции защищены патентами и авторскими правами. Теоретически они могут пренебречь этим, но в таком случае им не удастся выпустить много продукции: производители оригинальной продукции примут решительные меры и выпуск фальшивок будет пресечен. Во-вторых, в производстве используются многие технологические ноу-хау, скопировать которые, а тем более заменить на аналогичные не всегда представляется возможным. В-третьих, каждая компания может с нуля разработать конструкцию удобного и эргономичного манипулятора, наладить его массовое изготовление, но тогда совершенно незачем прятаться за чужим “брэндом” - можно создать свой собственный. Так, например, поступили Logitech и Genius. Правда, цена их продукции ненамного отличается от рассматриваемого нами изделия Microsoft...