Петр Чачин
Отличительной особенностью современной ситуации в области телекоммуникаций является изменение трафика, передаваемого по сетям связи. Если до недавнего времени доминирующее положение занимала передача голосовых сообщений, то сейчас наблюдается взрывной рост объема передачи данных. В 1998 г. эти два показателя сравнялись, и прослеживается явная тенденция к дальнейшему увеличению последнего (ежегодный прирост речевого трафика составляет 3 - 5%, объема передачи данных - 100 - 200%).
В подобных условиях традиционные телефонные системы, базирующиеся на технологии временно/го мультиплексирования, становятся все менее эффективными. Их применение предполагает высокие капиталовложения, накладывает существенные ограничения на создание сетей с объединенными услугами, не позволяет рационально использовать канальную емкость. Специалисты возлагают большие надежды на новые технологии передачи речи по сетям с коммутацией пакетов, такие, как “голос поверх IP”, ATM, Frame Relay, и на создание на их основе универсальных базовых сетей. Об этом говорилось в докладах и дискуссиях конференции “Интеграция телефонных сетей и сетей документальной электросвязи - единая техническая политика”, организованной Ассоциацией документальной электросвязи (АДЭ, www.rans.ru).
Уже сегодня транспортные сети ориентируются не столько на передачу голосового трафика, сколько на передачу данных. “Вполне можно предположить, что через 3 - 5 лет большинство транспортных сетей будет носить универсальный характер. Различие между телефонными операторами и операторами передачи данных исчезнет”, - сказал Александр Громов, генеральный директор компании “МТУ-информ”.
Практически все поставщики телекоммуникационного оборудования (Nortel, Cisco, Motorola, Ericsson и др.) включились в соревнование за преобразование телефонных сетей в структуры, обеспечивающие пакетную передачу мультимедийной информации. “Использование мультисервисных сетей поможет избежать создания параллельных и наложенных сетей”, - отметил Алексей Любимов, директор по маркетингу фирмы Plus Communication.
Впрочем, российская специфика требует внесения коррективов в зарубежный опыт: можно сколько угодно рассуждать о преимуществах той или иной технологии, но при отсутствии цифровизации сетей связи и при низкой платежеспособности населения и большинства предприятий многие вопросы попросту теряют актуальность.
“В России более 90% частных потребителей телефонных услуг ни в какой интеграции не нуждается и еще 10 лет нуждаться не будет. Рынок мелких корпоративных абонентов у нас существенно отличается от западного, он не может оказывать решающего влияния на интенсификацию распространения интегрированных услуг”, - убежден Юрий Яшнев, генеральный директор фирмы “Диалог-Сети”.
Вместе с тем отмечалось, что в стране повысился спрос на услуги “эконом-класса” (т. е. относительно невысокого качества при низкой стоимости). Некоторые компании уже сейчас готовы предоставлять такой сервис на основе технологии VoIP, но серьезным препятствием является отсутствие конкретной лицензии на этот вид деятельности.
“Лицензирование - основная проблема IP-телефонии в России”, - считает Аркадий Волож, генеральный директор CompTek Int. и руководитель комитета АДЭ. В странах ЕЭС услуги Интернет-телефонии находятся в зоне дерегулирования и по ним не может быть затребовано никаких сборов и лицензий от провайдеров Интернета. По законодательству США, передача телефонных сигналов по протоколу IP не относится к телефонии и подпадает под понятие “расширенные услуги”. Впрочем, по мнению г-на Воложа, в вопросе лицензирования IP-телефонии в стране в самое последнее время все же наметились определенные сдвиги.
АДЭ: (095) 273-4883.