Статья только в электронной версии журнала
ГЛЯДЯ ВПЕРЕД
Марк Л. Ван Нейм, Билл Кэтчингс
Компетентность продавца бывает, оказывается, поразительно эффективным инструментом розничной торговли. Пытаетесь ли вы вспомнить название книги, про которую говорил ваш приятель, ищете видеозаписи, где играет ваш любимый актер, или подбираете одежду, которая была бы вам к лицу, хорошая осведомленность продавца может оказать вам незаменимую помощь. Не менее важно (по крайней мере, для магазина) и то, что его осведомленность способствует увеличению торгового оборота, поскольку помогает покупателю найти и купить то, что ему нужно.
Марк Л. Ван Нейм, Билл Кэтчингс
Если говорить об электронной форме торговли, то ближайшим эквивалентом толкового продавца являются опции поиска. Теоретически у вас должна быть возможность производить поиск любого вида продукта, который продается на посещаемом вами узле. Этот метод неплохо работает на практике при условии, что поисковые базы данных содержат те сведения, которые вам нужны. Однако попытайтесь найти какую-либо дополнительную информацию, и вас постигнет неудача.
Как показывает опыт, большинство БД по продаваемым через Сеть продуктам содержат лишь долю той информации, в которой нуждаются покупатели. В них обычно имеются сведения, необходимые для заказа продукта, скудные пояснения или ключевые слова и почти ничего сверх этого.
Чтобы возможности электронной коммерции могли полностью реализоваться, покупателям нужно гораздо больше онлайновых данных. Необходимы надежные и информативные БД о продуктах, отражающих весь спектр покупательских интересов.
Растущие требования к качеству информации откроют новые возможности для тех, кто публикует информационные материалы. Однако более детальные сведения также означают денежные затраты и лишние хлопоты, поскольку выходят за рамки каталогов с порядковыми номерами продуктов, которые рассылают поставщики. При создании поисковых БД по продуктам все большую роль будет играть их обогащение информацией из сторонних баз.
Все вышесказанное предполагает, что нужная информация без труда укладывается в рамки общепринятых типов данных, применяемых в современных СУБД. Если речь идет о книгах, видеофильмах или даже компьютерах, то это действительно так, поскольку сведения о них можно изложить в виде цифр и текстовых строк.
Однако любой хороший продавец знает больше того, что записано в каталогах и прайс-листах его магазина, и следует стремиться к тому же в сфере электронной коммерции. Допустим, вы хотите сравнить разные модели одежды одного стиля. Или интересуетесь разными образцами народного ремесла, сделанными из одного материала и относящихся к одному периоду времени. Чтобы полнее описать какой-либо объект, конечно, можно добавить лишние ключевые слова, и тогда сохраняют силу традиционные способы поиска, однако это лишь отсрочит неизбежные затраты на переработку покупательской БД. Со временем потребуется хранить изображения и даже трехмерные модели продаваемых товаров, а значит, возникнет нужда и в ПО, умеющем производить поиск на основе алгоритмов обработки графических изображений.
Очевидно, сегодня компьютерная индустрия еще не готова к подобным решениям, однако уже движется в нужном для этого направлении. Многие компании работают над ассоциативными методами поиска и техникой анализа изображений, а Oracle и другие ведущие поставщики СУБД давно поддерживают базы данных с мультимедийным содержанием.
Электронной коммерции не помешали бы также системы выдачи рекомендаций, дающие покупателям возможность сравнить заинтересовавший их продукт с другими аналогичными предложениями.
Обширные базы данных и мощные средства поиска не гарантируют полного коммерческого успеха. Однако они способны оживить торговлю и помочь лидерам электронного бизнеса оторваться от основной массы родственных компаний.
С Марком Л. Ван Неймом и Биллом Кэтчингсом можно связаться по адресам: mark_van_name@zd.com и bill_catchings@zd.com.