Статья только в электронной версии журнала
Ушедшая в отставку CIO корпорации Xerox воплощает в себе присущий новому поколению бизнес-менталитет
Бет Стакпол
Пэт Уоллингтон, до недавнего времени заместитель директора по информатизации (CIO) в корпорации Xerox (Стэмфорд, шт. Коннектикут), имеет отличную возможность понаблюдать за сменой поколений, происходящей сейчас в руководстве ИТ-подразделений многих компаний. Проработав в области информационных технологий 35 лет (из них около 10 лет в Xerox), она стала выдающейся личностью среди ИТ-руководителей первого поколения.
Уоллингтон, однако, воплощает в себе многие качества, которые, как предполагается, станут отличительной чертой ИТ-руководителей новой волны - это ярко выраженная ориентация на бизнес и готовность идти на обоснованный риск.
Пэт Уоллингтон в отличие от многих своих коллег из
первого поколения CIO всегда любила рисковать
Уоллингтон утверждает, что всегда отвергала стереотипное представление об ИТ-работниках, как о технарях, предпочитающих проводить время в кабинетной тиши. В начале своей карьеры она с головой окунулась в специфику деятельности компании Fidelity Mutual Life Insurance (Филадельфия), изучала страховое дело и разбиралась во “внутренностях” компьютерных систем компании. Кроме того, она получила диплом магистра бизнес-администрирования в Дрексельском университете. Уже тогда по воле судьбы интерес к теории функционирования организаций заставил ее овладеть так называемыми “мягкими” навыками, которые сегодня считаются обязательными для ИТ-менеджеров, преобразующих бизнес с помощью технологий.
“Меня вряд ли когда-либо можно было отнести к числу кабинетных работников, - рассказывает Уоллингтон. - Я никогда не искала спокойной жизни - меня всегда привлекал поиск новых возможностей и рискованные действия”.
Рискованный бизнес
Желание отстаивать свою позицию, не бояться конфликтов, сопутствующих работе, а стараться преодолевать их - вот, по мнению Уоллингтон, наиболее важные качества, необходимые сегодня CIO. Это так не похоже на старое поколение ИТ-руководителей, зачастую стремившихся избегать конфликтов. Наиболее комфортно они чувствовали себя за стенами технологических отделов компаний, решая чисто эксплуатационные задачи, а свой успех определяли по таким показателям, как эффективность, время восстановления работоспособности и степень готовности систем.
Кто-то, возможно, скажет, что взять на себя руководство выполнением подписанного в 1994 г. первого в своем роде контракта Xerox с корпорацией Electronic Data Systems по аутсорсингу ИТ-операций на огромную сумму в 3,2 млрд. долл. было исключительно рискованным решением. Кто-то, но не Уоллингтон. Она утверждает, что интересы бизнеса убедительно диктовали, да и сейчас диктуют выбор в пользу аутсорсинга. Соглашение, по ее словам, позволяет избавить информационное подразделение Xerox от таких дорогостоящих функций, как поддержка унаследованных приложений и управление центрами обработки данных, и переключить его на решение стратегических задач, нацеленных, в частности, на превращение компании с годовым доходом 18,2 млрд. долл. из поставщика копировальных устройств в ключевого игрока в области цифрового документооборота и управления знаниями.
По словам Уоллингтон, самый рискованный шаг в своей карьере она сделала в 1995 - 1997 гг., когда возглавила работу по переводу всей корпорации с привычной собственной системы электронной почты GlobalView на ставшую промышленным стандартом платформу на базе Windows-систем и почтового ПО Mail корпорации Microsoft. Хотя система GlobalView была простой и дешевой, интересы развития Xerox требовали перехода к коммуникационной платформе, способной “дотянуться” до клиентов и поставщиков, а также работать с мобильным персоналом службы продаж. По своей сложности, утверждает Уоллингтон, этот проект, выполнявшийся в течение двух с половиной лет и затронувший 700 разбросанных по всему миру офисов с общим числом сотрудников 50 - 60 тысяч, значительно превосходит любую аутсорсинговую сделку.
“Уоллингтон никогда нельзя было обвинить в стремлении уйти от риска, - рассказывает Джим Уэббер, президент Omicron (Маунтин-Лейк, шт. Нью-Джерси), консорциума компаний-пользователей ИТ-услуг. - По тому времени она на голову превосходила своих коллег CIO”.
Хотя Уоллингтон во многом соответствует современному представлению о CIO, некоторые особенности ее стиля управления все-таки более характерны для старого поколения высших ИТ-менеджеров - так утверждают некоторые обозреватели, знакомые с карьерой Уоллингтон. Основной свой опыт в качестве CIO она обрела в крупных компаниях, возглавляя максимально централизованные ИТ-подразделения, где главный менеджер по технологии обладал огромными властными и контролирующими полномочиями. “CIO нового поколения уже не держат в руках все вожжи, они скорее играют роль внутренних консультантов, - поясняет Дик Дули, тоже бывший CIO, а теперь глава фирмы TDG (Чикаго), занимающейся консультированием по вопросам менеджмента. - Когда технология все больше напоминает обычный товар, полный контроль над ней уже не так важен. Во времена же Пэт ничто не делалось без ее личного участия”.
Гэри Бэнкс готов продолжить дело, начатое Уоллингтон
Официально покинув Xerox, Уоллингтон по крайней мере еще год будет выполнять функции консультанта компании, помогая наладить связи с новыми клиентами в ходе реализации корпоративной стратегии по полному переходу на цифровой документооборот к 2005 г. По словам Бэнкса, нового заместителя директора по информатизации, с сентября прошлого года работающего параллельно с Уоллингтон, в качестве тестовой площадки как для разработки продуктов, так и для совершенствования системы продаж будет использовано информационное подразделение Xerox (Information Management Group).
Бэнкс, возглавлявший ранее проект комплексного бизнес-реинжиниринга и внедрения глобальной системы управления ресурсами предприятия R/3 фирмы SAP AG в компании Monsanto, должен продолжить дело Уоллингтон. Опираясь на заложенный предшественницей технологический фундамент, Бэнкс сконцентрирует свое внимание на реорганизации приложений и бизнес-процессов. Существенной частью его деятельности станет работа с новыми заказчиками по изучению свойственных их компаниям глобальных бизнес-процессов и выбору корпоративных приложений, способных удовлетворить потребности этих компаний в управлении знаниями и работе с цифровыми документами.
“Мой предыдущий опыт относится как раз к той области, куда двигается Xerox, и это невероятно удачное совпадение, - утверждает Бэнкс. - Компания меняет общий стиль отношений с заказчиками, и мой опыт, накопленный в Monsanto, пригодится при переопределении глобальных бизнес-процессов”.
Что же касается Уоллингтон, то ее отставка с поста CIO - не более чем краткая передышка. По ее словам, она сейчас подумывает о том, чтобы заняться преподаванием или обучением методам руководства. Но что бы ни решила Уоллингтон, почти наверняка это будет еще один вызов судьбе.