Владимир Дрожжинов

On the piano you could develop your own musical, physical, and visual style.

Edward Kennedy (Duke) Ellington (1899 - 1974)

В то время, как мировая общественность готовится отметить 29 апреля 100-летие со дня рождения классика в области джазовой музыки, композитора, дирижера и исполнителя Эдуарда Кеннеди Эллингтона, а в народе просто Дюка, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (РАПМСБ) созвало 10 марта пресс-конференцию по поводу появления на свет своего ДЮКа, а точнее ДЮКи - размещенной в сети Интернет Дистанционной Юридической Консультации (www.delo.ru/dist_cons.htm). Ничего подобного во “Всемирной паутине” еще не было, и приглашение на пресс-конференцию во многом напоминало манифест:

“Одним из наиболее серьезных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса, по мнению большинства предпринимателей, является административный правовой беспредел. Многие небольшие компании, не имеющие средств и времени на "умасливание" чиновников, не выдерживают и гибнут в бесплодной борьбе с чиновничьей властью.

К сожалению, не всегда местные юристы способны помочь малому и среднему бизнесу в его борьбе: кто из страха перед госаппаратом и местными чиновниками, кто из-за недостаточной квалификации, кто из-за отсутствия авторитета, а кто и из-за отсутствия веры в возможность победы.

Первая дистанционная юридическая консультация создана для того, чтобы положить конец правовому беспределу в регионах и помочь развитию малого и среднего бизнеса”.

Ну вот, кажется, найдено оружие победы в борьбе с правовым беспределом, обычно называемым коррупцией. А то общественный Совет по внешней и оборонной политике думает, что для этого целая программа мер нужна, реализуемая специальным Агентством (опять агентством!) по борьбе с коррупцией (см.: “Россия и коррупция: кто кого”. М.: Независимая газета, 1999.- 95 с.).

В ходе пресс-конференции, которую вел президент РАПМСБ В. П. Ермаков, выяснилось, что ДЮК создана его агентством (www.ra.siora.ru) при содействии Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ, www.rbcnet.ru) по заказу Федерального фонда развития и поддержки предпринимательства и в рамках международного проекта Tacis Smerus-9602. Демонстрация работы системы и поток юридических вопросов “с мест” показали, что спрос на предоставляемые ею услуги есть.

Кому и сколько?

Самое интересное, однако, началось, когда журналисты стали задавать вопросы об общем состоянии малого и среднего бизнеса в России (жив он, мертв или ни жив ни мертв?) и об участии в его становлении (объеме инвестиций и механизмах тендеров) Европейского Союза через Tacis - программу технической помощи странам Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ. Организаторы пресс-конференции, похоже, не были готовы к такого рода вопросам, хотя и пригласили большую группу поддержки в лице далеко не последних представителей таких организаций, как Российский фонд правовых реформ, ТПП РФ и существующий при ней Международный коммерческий арбитражный суд, Федеральный фонд поддержки предпринимательства, Межрегиональная коллегия адвокатов помощи предпринимателям и гражданам, Министерство по делам СНГ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Министерство по антимонопольной политике (департамент развития и поддержки предпринимательства и департамент по правовым вопросам), Управление по координации деятельности полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ. Не хватало, однако, заместителя Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности и одновременно Председателя подкомитета Государственной Думы по малому предпринимательству Ивана Дмитриевича Грачева. А то мы бы узнали (www.bcc.ru/r-moscow/docs/duma/index_r.htm), что еще с 1997 г. “формирование в России среднего класса за счет быстрого развития малого бизнеса - одна из важнейших стратегических задач, поставленных для повышения социальной, политической и экономической стабильности российского общества. Основным направлением в реализации этой задачи является создание благоприятных правовых и экономических условий для развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство определяет уровень экономического потенциала страны. За счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности малых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ. При этом малый бизнес расплачивается живыми деньгами, которые составляют основу зарплаты учителей и врачей в этих регионах. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. На 1 июля 1997 г. из 837,9 тыс. малых предприятий 15,5% составляли промышленные, 16,6% - строительные, 2,1% - транспортные, 43,5% - предприятия торговли и общественного питания. 1% предприятий работал в науке и научном обслуживании, 1,2% - в других отраслях экономики. В I полугодии 1997 г. малые предприятия произвели продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму 125,6 трлн. рублей (здесь и далее рубли неденоминированные. - В. Д.), выручка, полученная малыми предприятиями от реализации товаров, работ и услуг, составила 192,6 трлн. руб. или 31,6 млн. руб. на одного постоянного работника, а прибыль - 8,8 трлн. руб. В настоящее время в малом предпринимательстве занято более 12 млн. человек. Всего на доходы от этого вида деятельности живет около 25 - 27 млн. россиян. Малые предприятия создают около 12% ВВП”.

Как будто неплохо, но по меркам индустриально развитых стран никуда не годится. Борис Немцов, например, утверждает (www.nemtsov.ru/policy/speech/980317a.htm): “В нынешних условиях, когда на предприятиях с численностью занятых более 500 человек трудится свыше 80% трудоспособного населения, ждать стабильности и существенного роста не приходится. В сложившихся демократиях (Европа, Северная Америка) ситуация зеркально противоположна: 70 - 80% занятых работают в малых и средних компаниях. В странах с развитой рыночной системой малые предприятия создают от 50 до 75% ВВП”.

Участвовавшие в пресс-конференции ответственные лица сошлись во мнении, что после августа 1998 г. малый и средний бизнес стагнирует, но не смогли сообщить каких-либо свежих данных о том, что же конкретно с ним происходит. Это, похоже, и мало их волнует, потому что, скорее всего, “кормятся” они не от малого и среднего бизнеса России, а от западных грантов и бюджетных средств на развитие такового. Эти средства возвращать не нужно и можно использовать, например, для организации общественно-политического движения (www.rsbagency.ru/russian/news/br_news_rus.htm): “12 сентября 1998 г. в Москве в здании "Президент-отеля" прошел Учредительный съезд Общероссийского общественно-политического движения "Развитие предпринимательства". На съезде выступил президент Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса В. П. Ермаков. В работе съезда приняли участие представители 57 субъектов Российской Федерации, региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, мэр г. Москвы Ю. М. Лужков, лидер фракции "Яблоко" Г. А. Явлинский и другие видные политические деятели. Съезд принял Устав движения и другие необходимые для регистрации движения документы. Председателем движения избран депутат Государственной Думы РФ И. Д. Грачев”.

В. П. Ермаков сообщил участникам пресс-конференции, что 27 октября текущего года в Москве состоится Съезд представителей малых и средних предприятий. Еще шаг, и, наверное, появится новая партия, но кого - номенклатуры или бизнесменов?

Что касается помощи ЕС развитию в России малого и среднего бизнеса, то, как показало блиц-исследование в недрах “Всемирной паутины”, оказывать ее начали еще в 1992 г., когда во ВНИИПАС было создано СП Olvit (www.olvit. ru), организовавшее первый информационный мост между западными и российскими предпринимателями. Затем появились информационно-маркетинговые сети “Россия-Коннект” (www.russiaconnect.ru/main.asp?lg=r) и Siora-net (www.ra.siora.ru). Если исходить из декларируемых лозунгов, работа нацелена на то, чтобы предоставить малому и среднему бизнесу информацию о продуктах и услугах, помочь предпринимателям найти друг друга. Много ли этих самых предпринимателей имеет выход в Интернет, остается неясным, но зато формируется надстройка над бизнесом, а в ней создаются рабочие места.

По линии Tacis в 1991 - 1996 гг. на реструктуризацию госпредприятий и развитие частного сектора ЕС предоставил России 226,76 млн. экю. Однако в 1997 г. Палата аудиторов ЕС (EU’s Court of Auditors) установила, что две трети этих денег ушло на западных консультантов. Отставка же в полном составе Европейской комиссии (своего рода правительства ЕС) в марте этого года из-за коррупции показала, что и в ЕС есть руководители, готовые порадеть родным и знакомым. Таким образом, помощь по линии Tacis - это трудоустройство, в первую очередь своих, а затем уже наших, и цифры в сводной таблице помощи ЕС российскому малому и среднему бизнесу по линии Tacis в 1996 - 1998 гг. надо бы скорректировать.

Интересно отметить, что совершенно аналогичные по задачам (предоставить информацию и помочь найти друг друга) системы созданы и по другим программам сотрудничества ЕС с Россией (www.smarts.ru и bis.adt.ru), а также за деньги российских налогоплательщиков (www.marketcenter.ru, www.vpk.ru). Но лавры первопроходцев не дают покоя тем, кто еще не задействован в поддержке российского малого и среднего бизнеса, и вот 13 марта этого года одним из последних событий Третьего Российского Интернет-форума (www.rif.ru) стала совместная пресс-конференция представителей компаний V6, Landata, Microsoft, Nortel Networks и Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства при Правительстве Москвы. Они объявили о начале проекта по созданию информационного Web-ресурса, ориентированного на малый и средний бизнес. Головная роль в осуществлении проекта отведена V6 (http://www.v6.ru). Ну что же, одобряем и поддерживаем этот новый проект! А российским малым и средним предпринимателям рекомендуем поторопиться в Московский Банк Сбербанка России, где по программе Европейского банка реконструкции и развития они смогут взять кредиты до 30 тыс. долл. на мелкие инвестиции и увеличение оборотных средств или до 125 тыс. долл. на “крупные” инвестиции. Эти деньги, увы, надо будет возвращать, и с процентами.

С автором можно связаться по телефону: (095) 743-4463 или по адресу: sadroz@cityline.ru.

Версия для печати