Евгений Белянко
Кризис 17 августа больно ударил по всем отраслям телекоммуникаций. Пейджинг не стал исключением. Одна из основных проблем - технологическая невозможность следовать требованиям рынка в плане снижения цены без ухода в глубокий демпинг. Причина - ручной ввод сообщений, что не позволяет снижать себестоимость обслуживания по мере роста числа абонентов.
Выход из этой ситуации только один. Безусловно, сервис на основе операторского бюро сохранится в пейджинге надолго, если не навсегда. Но долю трафика, формируемую этим “дедовским” способом, необходимо снижать, и чем быстрее, тем лучше. Одним из возможных путей развития пейджинга может стать широкое внедрение протоколов семейства FLEX Suite.
Когда почти пять лет назад фирма Motorola начала продвижение нового пейджингового стандарта FLEX, мало кто понимал, зачем все это надо. В официальных документах много говорилось о технических преимуществах этого протокола и о его перспективности. Об идеологии же не было ни слова, а это-то и есть самое интересное.
В те годы четырехстрочный алфавитно-цифровой пейджер с 8 Кб памяти был верхом технического совершенства. Что можно сделать при столь ограниченных ресурсах? Только отобразить сообщение на экране да принять несколько информационных каналов в режиме Mail Drop.
Но прогресс остановить нельзя. Сначала появились пейджеры с 32 Кб памяти, потом с 128 Кб. Производители начали задумываться о новом классе устройств - PDA, или персональных цифровых помощниках. И потихоньку стала вырисовываться задача - превратить пейджер в своеобразный беспроводной браузер.
До осени 1998 г. никто не мог выработать стройную концепцию решения этой задачи - в воздухе витали только идеи. И тут Motorola предложила спецификацию FLEX Suite как расширение семейства протоколов FLEX. Основные идеи FLEX Suite:
- формирование сообщений в памяти пейджера и отображение их на экране по специальной команде;
- задание времени “жизни” сообщений для автоматической очистки памяти;
- динамическое управление сортировкой сообщений по разным папкам в пейджере;
- передача графики и композитных (текст + графика) изображений.
На первый взгляд, ничего революционного. Но это дает возможность превратить пейджер в персональный информационный центр. Как? На рисунке представлена одна из возможных схем построения такого сервиса.
Информационные агентства формируют начальные данные: собирают, фильтруют, сортируют разнообразную информацию. Пейджинговый шлюз - это сердце системы. Он предназначен для форматирования сообщений (чтобы материалы удобно было читать на экране пейджера) и подготовки их для передачи в эфир. Но самое главное, он автоматизирует работу по подписке абонентов на информканалы (например, через www-страницу) и осуществляет биллинг предоставленных услуг. Подготовленная шлюзом информация излучается в эфир в автоматическом режиме.
Но и тут опять ничего нового нет, скажет искушенный читатель. Все это, хотя, может, и не в такой четкой форме, есть почти у каждого современного оператора. Проведем небольшую параллель.
Персональный информационный центр
Как только были созданы первые микропроцессоры, появилась масса семейств недорогих компьютеров: Atari, Commodor, Sinclair, Amiga, “Радио-86 РК”, “Ириша”... Все они бурно развивались, для каждого семейства были написаны свои BIOS, операционная система, прикладные программы. Но не было единого стандарта, поэтому независимые группы программистов часто писали одно и то же, но для разных заказчиков. Потом пришли IBM с PC и Microsoft с MS-DOS - и все эти “брэнды” в один миг стали достоянием истории.
Нечто похожее может произойти и в пейджинге. Стандартизация функций пейджера позволит снизить риски при создании ПО для информационного обслуживания. А это, в свою очередь, позволит привлечь гораздо большие ресурсы для создания этих программ. Как результат, будет создан более качественный продукт, интересный самому широкому кругу абонентов. Инженеры фирмы Motorola оказались весьма дальновидными, собрав простые и очевидные идеи в одном стандарте. FLEX Suite имеет все шансы стать пейджинговой ОС Windows, используемой в качестве единого стандарта на информационное обслуживание.
Информационное обслуживание - это совсем иной подход к пейджингу, предусматривающий прежде всего привлечение в эту сферу принципиально новых абонентов.
Сейчас в России примерно 450 тыс. абонентов пейджинговой связи (после значительного спада в самый острый период кризиса клиентская база почти полностью восстановилась). Тираж газеты “Известия” 415 тыс. экземпляров. В Госкомитете по печати зарегистрировано более 3000 изданий. Рейтинги информационных программ на телевидении стабильно самые высокие, и каждый вечер миллионы людей придвигаюся поближе к голубым экранам, чтобы узнать, кто, кого и куда послал, а самое главное, зачем. Сотни тысяч людей ежедневно посещают информационные сайты в Интернете. А теперь представьте, что мы предлагаем всем этим людям возможность быстро получать интересующую их информацию. Независимо ни от каналов связи, ни от наличия свободного времени на чтение газет.
Пейджер из средства связи готов превратиться в персональный информационный центр.
Отрадно, что, несмотря на новизну направления, отечественные производители оборудования для пейджинговых систем уже выпускают комплексы с поддержкой протокола FLEX Suite.
С Е. А. Белянко, генеральным директором ООО “Фирма Комплексные системы связи” (www.openpagepro.com), можно связаться по телефону: (095) 200-4649.