Статья только в электронной версии журнала
Стэн Гибсон
Впервые участвовать в видеоконференции мне довелось в 1964 г. на Нью-Йоркской международной ярмарке: стоя перед камерой и микрофоном, я не только мог разговаривать с собеседником из Чикаго, но и видеть его. Тогда я и не предполагал, что моя следующая видеоконференция состоится почти через 25 лет. Я участвую в таких мероприятиях, но довольно редко, главным образом во время демонстрации оборудования на выставках-ярмарках. Видеоконференции можно смело отнести к числу тех нетрадиционных технологий, которые никак не выйдут на широкую дорогу.
Две причины такого положения совершенно очевидны: дороговизна и чрезмерная сложность. Но есть и еще одна, не менее важная, - мы сами. Да-да, эти видеоконференции не столь уж нам нужны, чтобы покупать и устанавливать все необходимое для них. На недавней выставке MultimediaCom, прошедшей в Сан-Хосе (шт. Калифорния), некоторые участники дискуссии попытались проанализировать наше с вами поведение.
Людям, особенно взрослым, свойственна сильная застенчивость - к такому выводу пришла Ли Фам, вице-президент по исследовательской работе и старший технический руководитель фирмы Vtel.
Другие не раз упоминали давно уже набивший оскомину тезис: если для работы достаточно телефона, чего ради тратить деньги на экзотические новинки в погоне за мизерными преимуществами?
Даже самые ярые защитники видеоконференций говорят, что эти технологии всего лишь улучшают связь. Никто пока не берется утверждать, что видео придет на смену обычному телефону или личным контактам. “Дело не в экономии, - уверен Кен Хейвард, президент фирмы V-Span, - а в том, что эта новинка реально может дать бизнесу”.
Вот как описал один из выступавших нежелание служащих своей фирмы использовать видеоконференции: “Вместо того чтобы включать Microsoft NetMeeting, наши сотрудники предпочитают ходить из одного здания в другое, какая бы погода ни стояла на дворе”. Вот так!
Любые препятствия преодолимы
И все же в каждом из выступлений явно прослеживалась общая мысль: многие технические барьеры уже пали, будут преодолены и оставшиеся. Большинство докладчиков предсказывали, что распространение виртуальных частных сетей станет еще одним шагом на пути к удешевлению полосы пропускания. А основным средством проведения видеоконференций просто обязаны стать ПК, которые сегодня уже превратились в вездесущий и экономичный рабочий инструмент.
Многие участники дискуссии сходились на том, что передача голоса по IP-сетям и организация конференций данных (data conferencing) в них прокладывают путь к широкому распространению видеоконференций. Представитель Lucent привел пример из опыта своего подразделения, разбросанного по девяти городам трех штатов. По его словам, применение NetMeeting набирает у них все больший размах: “Этот продукт изменил сам стиль нашей работы. Приступив к совместному анализу данных, сотрудники очень быстро осознают необходимость видео”.
Еще одну область внедрения видеоконференций открыли для себя банковские служащие. Энн Кинг, директор по маркетингу Web-средств фирмы PictureTel, рассказала, что специалисты по кредитованию в штаб-квартирах банков начинают проводить видеоконференции с претендентами на получение кредитов, приглашая их в АТМ-киоски, специально организованные в филиалах. Такая методика уже прошла испытания в австралийском банке Commonwealth Bank и ирландском Allied Irish Bank.
А вот еще один пример. Туристическое агентство Rosenbluth International в дополнение к резервированию авиабилетов предлагает организацию видеоконференций. Резонно: не хочешь лететь, ну и ладно, но давай хотя бы посмотрим друг на друга. Что ж, в этом что-то есть.
Но это все второстепенные области применения. Есть надежда, что наши дети смогут вывести видеоконференции на главное направление. Г-жа Фам из Vtel предсказывает, что взлет этой технологии начнется в домах, а уж затем она проложит дорогу в бизнес. И все потому, что дети не боятся камеры. Они с радостью займутся видеоконференциями на досуге, а впоследствии не смогут отказаться от них и на своих рабочих местах. Возможно, Фам и права.