Игорь Альтшулер
Признаюсь сразу - сглазил (назвав ровно год назад свои заметки с конференции “Компьютерный бизнес России - 98” так: “КОРЫТО-98 - взгляд новичка”). “Корыто” расшифровывалось просто: КОмпьютерный РЫнок, Текущая (можно “Тусовочная”) Оценка. “Хочется - писал я, - парить орлом в поднебесье, да "Корыто" одно. Приходится толкаться и тусоваться (в цикле)”.
Игорь Альтшулер
Что же изменилось за год? “Корыто” чуток опустело, потребитель стал более искушенным. На рынке - полярная ночь. Толкаться народ все еще потихоньку толкается, но тусуется заметно меньше. Фирмы младшего школьного возраста (лет 7 - 10 от роду) уже представляются нам “долгожителями”. Я прошел путь от простого приглашенного консультанта до консультанта, ведущего конференцию, что, впрочем, скомпенсировалось сокращением общего количества участников - почти в той же пропорции, что и рубль по отношению к доллару.
Городок наш ничего, населенье таково...
Словосочетание “российский компьютерный бизнес” уже само по себе четко расставило приоритеты за последние 7 - 8 лет. Считалось, что это особенная субстанция, интеллектуальная, творческая, общие рецепты для нее не годятся. Развитие было в основном интуитивно эмоциональным, теоретическую базу любили подводить (задним числом) под уже сделанное. Компьютерное сообщество не только порождало множество мифов и легенд, но и само в них верило.
Где-то в начале прошлого года, еще задолго до августовского кризиса, началось отрезвление. Существительное “бизнес” в упомянутом словосочетании стало возвращать свои законные права. Выяснилось, что этот самый “российский компьютерный бизнес” - компонент мирового компьютерного бизнеса, с одной стороны, и неотъемлемый компонент российской экономики, - с другой. А произнеся слово “компонент”, мы тем самым уже признаем существование системных отношений между составляющими и необходимость внимательного изучения этих отношений.
Компьютерный рынок представляется мне чем-то вроде маленького городка, где едва ли не все друг друга знают. Он, как это ни печально, вторичен (сам землю не роет) и сильно зависит от прочих (“больших”) отраслей экономики. В то же время компьютерный рынок активно влияет на эту самую экономику - хотя бы потому, что молод, соображает быстрее многих своих заказчиков, не боится признавать собственных ошибок и способен достаточно быстро меняться.
Вместе с тем, хотя большинство обитателей “городка” вышли из среды научной и технической интеллигенции, нет ощущения его “столичности”, скорее это периферийный (как ни забавно звучит такая теза в устах человека, живущего на окраине Нижнего Новгорода) городок со своими сплетнями, обидами, где царствуют исключительные “или” (“или он, или я”).
Рынок сильно фрагментирован, хотя в отдельных нишах есть лидеры. По мнению Сергея Карелова (SGI), здесь царит “инвестиционная тишина”. Трудно не согласиться и с Феликсом Гликманом (TopS): “Компьютерный бизнес изменился, прежде всего в части внутренних взаимоотношений: кризис лишь обнажил худшие стороны”.
Принято считать, что в бизнесе нельзя останавливаться - либо растешь, либо умираешь. Но у нас, в условиях “вечной мерзлоты”, это не всегда так: я знаю немало фирм из 5 - 10 человек, которые в таком виде существуют (причем на рынке, а не в качестве приложения к “толстому” клиенту) уже не первую пятилетку.
На первый-второй рассчитайсь! Первый?! Второй!
За рейтинги Александра Прокина, руководителя агентства “Дейтор”, ругали всячески. Методики не те, опрашивают не тех, цифры складывают неправильно. Ругать ругали, но признавали. И поскольку рейтинги эти отражали мнение не мирового сообщества или высоколобых экспертов, а всего лишь родной компьютерной тусовки, приходилось - хочешь не хочешь - ежегодно демонстрировать этой самой тусовке свое почтение. Те, кто мечтал удержаться в “голове” рейтинга или хотя бы продвинуться повыше, приезжали на конференции “Дейтора” лично, зачастую с многочисленной свитой, старались “засветиться” в дискуссиях, выступить из зала - и это приносило плоды. Наиболее целеустремленные лидеры даже ставили четкие задачи перед своими рекламщиками и маркетологами: подняться с N-го места на (N-2)-е и те, “глаз не смыкая, пуль не считая”, пробивались к намеченной цели.
И вдруг “Дейтор” прекратил рейтинговать, оценивать и расставлять по полочкам. Еще до августовского кризиса г-н Прокин, как мне кажется, почувствовал, что время внутрикомпьютерных баталий закончилось, пора посмотреть на информационные технологии со стороны. Если весной 1998 г. “Дейтор” еще мог собрать большую внутрикомпьютерную тусовку (где проблемы ставились и разрешались в “семейном кругу”), то осенью того же года не замечать перемен стало невозможно. Поэтому в ноябре в “Президент-отеле” компьютерные гранды сидели уже не на сцене, а в зале и выслушивали мнения “некомпьютерных”, но весьма уважаемых людей. Нужно было посмотреть на себя со стороны, осознать диспропорции и дисбалансы бизнеса, уточнить, кто заказывает музыку и кто диктует моду.
Начиная с ноябрьской конференции 1998 г. (в мае 1999-го на конференции в отеле Holiday Inn под Москвой этот замысел получил дальнейшее развитие) “Дейтор” начал приглашать для участия в дискуссиях видных экономистов (Ясин, Аганбегян, Нещадин), руководителей отраслей (Крупнов, Гарипов), управленческих и финансовых консультантов (Пригожин, Варданян, Богуславский, Левенчук), известных экономических обозревателей (Привалов, Бергер, Кириченко, Кондратьев), даже философов. И конференции “Дейтора”, не теряя в содержательности (скорее наоборот), начали терять часть “звезд” и массовки.
Некоторые фирмы, раньше неизменно занимавшие первые ряды (жаль, не было лож!), ныне не появились вовсе, другие ограничились наблюдателями не самого высокого ранга. Не думаю, что дело лишь в кризисе или неоптимальной ценовой политике “Дейтора”. Просто переход от “спортивных игр”, шоу и самопоказов к серьезным дискуссиям не прост. Если мнение компьютерной тусовки более не измеряется и не публикуется, то кого оно волнует? В конце концов, каждый знает себе цену сам. Как говаривал писатель Феликс Кривин: “И любовь к себе может быть плодотворной. У одноклеточных”.
Качает черт качели...
Из девяти состоявшихся на конференции дискуссий (восемь из них мне показались достаточно интересными) я бы особо выделил дискуссию на тему “Компьютерный рынок - конкурентная борьба или конкурентоспособные товары и услуги?”. Камилл Ахметов (“КомпьютерПресс”) провел любопытное исследование и доложил о его результатах, а маркетолог Игорь Качалов увидел здесь повод для профессионального разговора о том, какие маркетинговые средства и инструменты компьютерный рынок использует и какие мог бы использовать.
Многоопытный Феликс Гликман поделился своими соображениями: “Прежде всего мы выясняем уровень образования менеджеров клиента, может быть, это предприятие - совсем не объект нашего интереса”. Точная оценка была дана и популярным в периоды кризисов методам ценовой борьбы (речь шла прежде всего о системных интеграторах): “Ценовая война опасна не с точки зрения потери прибыли, а с точки зрения невыполнения своих профессиональных обязательств, потери репутации. Экономить на стоимости работ в сложных проектах крайне трудно - надо соответствовать уровню задач”.
В одной из первых дискуссий (Абел Аганбегян, АНХ - Рубен Варданян, “Тройка-Диалог”) возникла тема “качелей” (без амортизаторов), на которых мы раскачиваемся вместе со всей страной, и сразу вспомнились стихи Сологуба: “Качает черт качели...”. Только бы не упасть, и - лишь бы не укачало. Тем более, что академик Аганбегян прогнозирует в 1999 г. рост промышленного производства на 2 - 3%, в 2000 г. - на 4 - 5%. Информационные технологии будут развиваться опережающими темпами (до 20 - 30% в год), что же касается Интернета и мобильной телефонии, то здесь темпы развития будут еще выше.
Старался вселить оптимизм и г-н Варданян: “У нас хорошая профессия - мы продаем свои мозги и не очень зависим от государства”. При этом, однако, каждому из нас важно понять, чем же мы все-таки занимаемся. Потребитель может мыслить сегодняшним днем, производителю и тем более разработчику, проектировщику приходится заглядывать в послезавтрашний. Аркадий Волож (CompTek): “В XIX-м веке телеграфисты были важными людьми, сейчас их практически не осталось. Нынешние специалисты должны понять, что они не телефонисты, а связисты”.
Мне кажется, в компьютерном бизнесе (там, где реселлеры объявляют себя интеграторами, а крупные фирмы потихоньку душат собственные региональные, в муках рожденные сети) началась эпидемия болезни, которую я назвал бы “спринтерским мышлением”. Болезнь эта не в том, что человек слишком быстро соображает, а в том, что вместо забега на 5 или 10 тысяч метров многие талантливые люди (да пропади все пропадом!) норовят поучаствовать в “пионерской” 40 - 60-метровке (можно в мешках и с завязанными глазами). Кризис тут ни при чем, он провел лишь дополнительное тестирование ситуации.
Александр Прокин, выступая на конференции, отметил, что “в момент кризиса изменились не только возможности, но и потребности заказчика. Многим клиентам нужны простые сети, электронная почта. Нужно множество простейших услуг, но высвобождающаяся рабочая сила не хочет их оказывать, ей неинтересно”. Развивая идею Бориса Нуралиева (“1С”): “Программы тиражировать гораздо легче, чем компьютеры”, - хочу заметить, что идеи, подходы творчески заимствовать еще проще, чем тиражировать программы.
К сожалению, не только новых идей маловато и потребности клиентов слабо отслеживаются, но и бизнес-уровень своих клиентов компьютерный рынок зачастую явно недооценивает. Александр Карпачев (“Парус”) рассказал о магазине в Обнинске “Дом для дома”, который выработал собственную конституцию (!). В ней говорится, что магазин (в котором есть бар, ресторан и т. д.) должен стать культурным центром города, продавщица не должна поворачиваться спиной к покупателю, а охранник - загораживать посетителям проход. Все ли игроки компьютерного рынка могут похвастаться такой “породистостью”?
И в заключение - о веселом. Целую дискуссию на конференции посвятили вопросу, нужны ли компьютерному рынку общественные объединения и ассоциации. Аргументы “за” (“посмотрите, во всем мире...”) и “против” (“мы их не прокормим...”), логика и эмоции... И лишь один человек в зале по-детски простодушно спросил: “А разве "Дейтор" не может стать такой ассоциацией, разве он не пытается нас объединить?”. Фирм-объединителей на нашем маленьком (по большому счету) рынке раз, два и обчелся. Может, просто внимательно посмотреть на них? Помочь им (если не материально, так хоть идейно)?
Наш комментарий
Эдуард Пройдаков
Трудно приходилось журналистам в начале 90-х годов - у фирм не было бизнес-истории. Правила игры кардинально изменились, и все начиналось как бы с чистого листа. Сейчас у людей, фирм, выставок, конференций и т. п. есть своя история. Уже можно сравнивать, строить тренды, анализировать, делать прогнозы. Нам представляется, что в этом году четко обозначилась специализация форумов. Так, владельцы фирм и топ-менеджеры “переместились” на “Русский день” в Сочи (3 - 6 июня), где им нужно общение между собой и не очень нужны приглашенные знаменитости и пресса. Свою отдельную нишу заняла прошедшая с большим успехом конференция DocFlow’99. Есть в этом ряду и место для заметно утратившей свою исключительность конференции “Дейтора”.
Конечно, хочется видеть российский компьютерный бизнес более сплоченным, способным эффективно самоорганизовываться и прочая, и прочая, но он таков, каков есть. может быть, в этом и заключается большая сермяжная правда.