Оглядываясь на пройденный путь, можно отметить следующие этапы развития российской компьютерной прессы, которые она прошла, вообще говоря, не сама по себе, а вместе с развитием отечественного компьютерного бизнеса.
Первый этап (1991 - 1994 гг.) я бы назвал эпохой романтизма: все компьютерные издания можно было пересчитать по пальцам. Опыт набирался от номера к номеру, конкуренция отсутствовала, рекламодатели были непуганы и доверчивы. Раскручивать издание можно было, имея от 5 до 15 тыс. долл. Менеджмент издательского бизнеса был прост и незатейлив, и им занимался каждый кому не лень.
Второй этап (1995 - 1998 гг.) - период количественного роста. Вслед за рынком новые газеты и журналы росли как грибы после дождя. Конкуренция, выражавшаяся в борьбе за рекламодателя, усилилась. Стало важным позиционирование издания. Порог вхождения в этот бизнес тоже неуклонно поднимался и достиг 300 - 500 тыс. долл. для еженедельных изданий. Уникальный случай, когда на раскрутку газеты было потрачено более 2 млн. долл. и она так и не смогла удержаться на рынке, - пример грубых маркетинговых ошибок.
Третий период, начавшийся после 17-го августа и продолжающийся сейчас, - период качественного роста, когда важной становится не только борьба за рекламодателя, но и борьба за каждого конкретного читателя. Он характеризуется обострившейся конкуренцией. Интересно, что при этом отношения внутри самой прессы очень приблизились к западным.
Наконец, уже видно, что через год, когда рекламодатели будут готовы платить, для нас начнется этап, который можно назвать исходом в Интернет. Пресса уже инфицирована Интернетом и сейчас эта “болезнь” находится в инкубационной фазе.