В начале 1999 г. Лозаннский международный институт развития и менеджмента опубликовал доклад, в котором констатировалось, что по уровню развития науки и техники в 1998 г. Китай уверенно занял 13-е место в мире. Беспрецедентный скачок с 20-го места в 1997-м еще раз подтвердил: страна неуклонно движется по пути реформ научно-технических и промышленных отраслей. Сегодня уже очевидно, что КНР не только не намерена отставать от мировых лидеров, но твердо стремится занять ведущие позиции в сфере высоких технологий.

Недавние громкие скандалы в США, связанные с утечкой передовых оборонных технологий в Китай, многих наводят на мысль об активной деятельности китайских спецслужб в области научно-технического и экономического шпионажа. Однако было бы совершенно неправильно только этим объяснять стремительный рост уровня научных и технических разработок в стране. Китайская Народная Республика обладает мощным интеллектуальным потенциалом, а научно-техническая мысль здесь имеет свою богатую историю. Именно сейчас китайские власти как никогда четко сознают необходимость глубокой структурной перестройки отечественной экономики, а вместе с ней  -  науки и техники.

Состоявшийся осенью 1997 г. XV Съезд Коммунистической партии Китая наглядно продемонстрировал всем, что социалистический Китай не собирается отказываться от взятого прежде курса на рыночную экономику. После съезда страну захлестнула мощная волна приватизации и акционирования мелких и средних государственных предприятий и вместе с тем укрепления крупных государственных структур в ключевых секторах экономики.

В течение 1998 - 1999 гг. китайские госинституты претерпели ряд серьезных структурных изменений: были объединены некоторые контрольные ведомства и министерства, подверглись разукрупнению естественные монополии, произошли серьезные кадровые перестановки. Все это было направлено, с одной стороны, на усиление государственного регулирования рыночных процессов в стране, с другой  -  на устранение излишне централизованного контроля за наиболее динамично развивающимися секторами экономики. К числу таких секторов принадлежит и отрасль информационных технологий (ИТ), наиболее наглядно демонстрирующая эффективность экономической и инвестиционной политики Китая на рубеже нового века.

 

Телекоммуникационный бум

Информационные технологии  -  понятие для Китая достаточно новое. Еще совсем недавно символами благополучия и достатка здесь были холодильник, телевизор и стиральная машина, но уже со второй половины 90-х в повседневный обиход стали входить мобильный телефон, компьютер, Интернет. Жестко контролируемая государством сфера телекоммуникационных услуг неожиданно стала играть важную роль в развитии смежных областей экономики, в том числе сугубо потребительского порядка, таких, как телевидение, бытовые услуги, образование и т. п. Темпы развития телекоммуникационной индустрии в период с 1991 по 1994 г. составляли по годам соответственно 31, 42,3, 59 и 50,2%, в несколько раз превосходя темпы развития других отраслей национальной экономики (от 9 до 15% ежегодно). Даже в Японии, не говоря уже о других странах “новой азиатской четверки”, телекоммуникации в тот же период развивались втрое медленнее.

Со второй половины 90-х годов в Китае стали распространяться новые направления телекоммуникационных услуг: сотовая телефония, передача данных по телефонным, выделенным и беспроводным линиям связи, другие виды сервиса. Невиданный бум “информатизации” захлестнул страну с миллиардным населением и вплотную подвел государство к необходимости смены приоритетов и корректировки государственной политики в этой области.

Рост спроса на устройства связи, а затем и на компьютерные системы заставил китайские власти всерьез задуматься над тем, что более 80% наукоемкой продукции в этой области, в том числе предназначенной для конечного потребителя на китайском рынке, приходится ввозить из-за рубежа. Разработанные ранее меры по “телекоммуникатизации всей страны”, предусмотренные в Плане развития телекоммуникационной промышленности на 1990 - 2000 годы, явно приходили в противоречие с имеющимися тенденциями на потребительском рынке  -  рынке конечных пользователей. При самых радужных перспективах продвижения различных телекоммуникационных продуктов на внутренний рынок отсталость собственной технологической и промышленной базы, а также недостаток средств вели государство к прямой зависимости от иностранных производителей и инвестиций, а следовательно, к потере значительной части прибыли.

Надо отдать должное творцам китайского экономического чуда: многие ситуации и повороты в развитии экономики они прогнозируют заранее или по крайней мере их предвидят. Сфера ИТ не стала исключением. Чтобы понять, каким образом Китаю удается достигать здесь паритета с Западом, нужно подробнее познакомиться с историей развития специальных экономических зон (СЭЗ) и политикой китайского государства в области науки и техники.

 

Прямые иностранные инвестиции

Интерес Китая к иностранным инвестициям и технологиям проявился уже в 1978 г., сразу после смерти Мао Цзедуна. Ужесточение в 1988 - 1989 гг. инвестиционного законодательства под предлогом “борьбы с тлетворным влиянием Запада” и последовавшие за этим события на площади Тяньаньмэнь (1989 г.) привели к временному замораживанию инвестиционных потоков из-за рубежа. Однако к моменту всплеска студенческих волнений, вызвавших такой широкий резонанс у мировой общественности, в Китае уже была заложена в виде СЭЗ солидная база для будущих побед.

Еще в 1979 г. с провозглашением “политики открытых дверей” на юге Китая были созданы четыре “экспериментальные” СЭЗ  -  Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай и Сямэнь. Администрации зон получили широкие полномочия для принятия решений на местах. В зонах, отделенных от остальной части страны таможенными и иммиграционными кордонами, устанавливались свои обменные курсы валют и арендные ставки на землю, действовали собственные нормы трудового права, формировались специальные внутренние цены и уровень заработной платы.

Другим важным аспектом эксперимента с зонами стало льготное налогообложение. Согласно принятым в 1980 г. правилам в СЭЗ на предприятиях с иностранным капиталом устанавливался 15-процентный подоходный налог. Еще более низкие ставки налога были введены для предприятий с инвестиционным капиталом свыше 5 млн. долл. и проектов, ориентированных на экспорт и передовые технологии. В практику вошли также различные налоговые льготы: предприятия с иностранным капиталом в зонах были освобождены от подоходного налога в течение первого прибыльного года (в 1984 г. этот срок был увеличен до двух лет), а в последующие два-три года выплачивали только 50% от налоговой ставки. Кроме перечисленных льгот существует целая иерархия и других послаблений и преференций, действующих только на территории СЭЗ, в том числе полное (в некоторых случаях) освобождение от арендной платы за землю и местных налогов, льготы при реинвестировании прибылей на территории КНР и т. д.

В период с 1979 по 1984 г. (первый этап реализации “политики открытых дверей”) четыре созданные спецэкономзоны развивались совершенно невероятными темпами. Небольшая рыбацкая деревушка на границе с Гонконгом (СЭЗ Шэньчжэнь) за несколько лет превратилась в суперсовременный промышленный мегаполис с населением в несколько миллионов человек. Объемы производства с 60 млн. юаней в 1979 г. выросли до 700 млн. в 1983-м г. С 1984 по 1991 г. средние темпы роста производства в СЭЗ составляли 41,2%, вдвое превышая общенациональные показатели. Неудивительно, что к началу 90-х годов зоны стали самыми богатыми городами Китая со средним годовым доходом 12 866 юаней на душу населения  -  в 7,8 раза выше среднего уровня по стране.

Уже в 1984 г. власти Китая, вполне удовлетворенные результатами экономического эксперимента в четырех СЭЗ на юге страны, решают открыть для внешних инвестиций еще 14 прибрежных городов, включая такие крупнейшие промышленные и торговые центры, как Шанхай, Далянь, Гуаньчжоу, Тяньцзинь. Даже политический кризис и кратковременная изоляция Китая после волнений 1989 г. не сказались серьезным образом на экономической политике Пекина. Наоборот, в 1992 г. в ходе поездки по южным районам КНР Дэн Сяопин “открывает” еще несколько городов. Так же как и в спецзонах, администрация таких городов наделена широкими полномочиями. Проекты с инвестициями менее 5 млн. долл. утверждаются местными органами. В Даляне местные власти могут рассматривать и утверждать проекты стоимостью до 10 млн., а в Шанхае и Тяньцзине  -  до 30 млн. долл. Разрешения на непроизводственные проекты независимо от объема иностранных инвестиций также выдаются на местах.

Управлением инфраструктурой и привлечением инвестиций в зонах занимаются административные комитеты и компании развития зон. Как правило, они имеют свои представительства (в том или ином виде) за рубежом  -  в основном на Тайване, в Сингапуре, Японии и Гонконге.

Привлекательная налоговая политика в СЭЗ и открытых городах, необычайно низкие издержки производства, высокая емкость китайского внутреннего рынка  -  все это играет на руку крупным транснациональным корпорациям Японии, США, Европы, позволяя создавать на китайской территории весьма эффективные предприятия. Согласно китайской статистике в период с 1979 по 1997 г. экономика страны получила 222 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из них порядка 45 млрд.  -  только в 1997-м. Пять СЭЗ (в 1997 г. к четырем ранее созданным добавился еще и остров Хайнань), 14 прибрежных открытых городов, а также около 48 зон технико-экономического развития привлекают иностранных инвесторов низкими налогами, дешевой рабочей силой, удобной инфраструктурой, богатыми сырьевыми рынками и другими особенностями. С течением времени правительство стремится переносить поток инвестиций в наиболее отсталые в экономическом отношении (или очень удаленные и труднодоступные) регионы страны  -  “внутренние районы”. Для них намечен ряд приоритетных направлений, связанных главным образом с развитием инфраструктуры  -  транспорта, сферы услуг, коммуникаций.

С самого начала грандиозного эксперимента с зонами китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно обеспечить ее развитие. Обескровленная “большими скачками” и “великой культурной революцией”, национальная экономика нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и импорта технологий не должно было тормозить развитие собственных технологий, нацеленных на создание более передовой, более прогрессивной по сравнению с зарубежными аналогами продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых, предусматривала всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, во-вторых, стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР. Такие признанные лидеры в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др., в середине 90-х годов создают в крупнейших городах Китая собственные исследовательские лаборатории, в которых работают и обучаются десятки тысяч китайских инженеров и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.

 

Опора на собственные силы

Как бы ни было важно привлекать в страну иностранные капиталы и технологии, пожалуй, еще важнее то, что, обеспечивая долгосрочную стратегию развития науки и техники, руководство страны еще в 1988 г. приняло специальную генеральную программу “Факел”. Ее главная цель  -  не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Хотя формально к участию в программе допущены и совместные предприятия (к ним не относятся фирмы со 100%-ным иностранным капиталом), фактически она до сих пор остается закрытой для иностранных компаний. На практике это означает, что любые вклады зарубежных инвесторов в виде средств или технологий в проекты “Факела” приветствуются, но обратной связи в виде экспорта технологий или доступа иностранных специалистов к техническим достижениям Китая государство не поощряет. (В последнее время наблюдается слабая тенденция к изменению ситуации: многие китайские продукты высоких технологий потихоньку продвигаются и на мировой потребительский рынок.)

Именно программа “Факел” позволила Китаю в рекордно короткие сроки поднять собственную науку и технику, а вместе с ними и ориентированные на экспорт наукоемкие отрасли. Уже к середине 90-х годов многие высокотехнологичные и технически сложные продукты (такие, как телевизоры, видеомагнитофоны и т. п.) целиком собираются из китайских комплектующих.

Небывалый рост количества совместных предприятий, увеличение выпуска наукоемких и технически сложных товаров, особенно бытового назначения, приводят в отдельных случаях к перепроизводству, и государство вынуждено вмешиваться в эти процессы, запрещая создание новых СП (например, по производству телевизоров, стиральных машин и т. д.). Однако во многих отраслях, в частности в электронике и ИТ, Китай по-прежнему значительно отстает от передовых стран мира. “Факел”, а вслед за ним и другие программы государственного и коммерческого финансирования призваны обеспечить максимально комфортные условия для проведения фундаментальных и прикладных исследований в Китае.

Стоит отметить, что подобные программы возникают не на пустом месте и не являются лишь директивными установками правительства. На самом деле благодаря государственной поддержке уже с 1990 г. в Китае начали возникать так называемые “зоны высоких технологий”. Как правило, при их создании преследовалась цель привлечь дополнительные средства и тем самым стимулировать фундаментальные исследования и ускорить внедрение в гражданское производство различных технологий двойного применения. “Зоны высоких технологий” обычно базировались на территории или по соседству с академическими и высшими учебными заведениями (согласно официальным данным, в программу вовлечено 60% из 800 существующих вузов и научно-исследовательских учреждений страны). Поначалу они не имели административных или географических границ и фактически существовали лишь на бумаге и в умах ученых, промышленников и администраторов. Позже в китайской прессе и официальных документах их стали называть “индустриальными парками высоких технологий”. Лишь некоторые из таких парков являются юридически оформленными структурами. В большинстве же случаев до сегодняшнего момента парки представляют собой организационные единицы, призванные сконцентрировать интеллектуальные ресурсы в определенных географических центрах и аккумулировать определенные капиталы (государственный и коммерческий) для финансирования научно-исследовательских и инженерно-технических работ над определенными темами.

Из декларируемых сегодня китайским Министерством науки и техники пятидесяти трех парков высоких технологий только пять объявлены открытыми для участия иностранных партнеров из стран АСЕАН(!): в Пекине, Сучжоу, Хэфэе, Сиане и Яньтае. Но фактически официально закрытые для инофирм парки территориально и организационно пересекаются с СЭЗ  -  открытыми зонами технико-экономического развития. Например, в Сучжоу помимо открытого для иностранцев парка высоких технологий действует пять зон развития центрального уровня и десять технико-экономических зон провинциального подчинения. Такое соседство позволяет ученым из парков весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.

Согласно статистике, в парках насчитывается от 14 до 16,5 тыс. предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью. Государственное регулирование здесь проявляется прежде всего в определении направлений исследований и производства. На протяжении нескольких последних лет приоритет был отдан микроэлектронике, телекоммуникациям, биоинженерии и технологиям создания новых материалов.

Осуществляя общий контроль за жизнедеятельностью парков, государство оказывает им и серьезную финансовую поддержку. Так, в мае нынешнего года Банк Китая принял решение в течение пяти лет вложить порядка 3 млрд. юаней (361 млн. долл.) в Пекинскую экспериментальную зону развития промышленности и новых технологий  -  самую первую высокотехнологичную зону Китая, созданную еще в 1988 г. Другим примером может служить остров Дасе близ города Нинбо. В 1992 г. он был целиком взят “для разработки” в качестве зоны технико-экономического развития всего лишь одной компанией  -  китайской государственной корпорацией высшего уровня СTIC (China Trust & Investment Corporation).

Понимая, что без передового зарубежного опыта, особенно в таких областях, как микроэлектроника и телекоммуникации, не обойтись, китайские власти постоянно совершенствуют инвестиционное законодательство. Однако не меньшее внимание уделяется и собственным разработкам в этих и других областях. Пекин очень озабочен зависимостью Китая от иностранных технологий в разработке и производстве высокоприбыльных продуктов, например программного обеспечения или интегральных схем. Достижение ощутимых результатов здесь возможно лишь через долгосрочные вложения в развитие отечественных фундаментальных исследований. Весьма зримой иллюстрацией действий властей в этой области служат так называемые софтбазы. Пять существующих софтбаз (в Пекине, Шэньяне, Цзинани, Чэнду и Чанше) являют миру образец китайской настойчивости и предприимчивости. В одной только пекинской софтбазе участвует до 15 предприятий-инвесторов, таких, как Академия наук Китая, Пекинский университет, China Software Group и Shangdi Hi-Tech Development Zone, с общим объемом прямых инвестиций 28,49 млрд. юаней. Концентрация интеллектуальных и материальных ресурсов в софтбазах позволяет Китаю создавать программные продукты, которые не только составляют серьезную конкуренцию продуктам Microsoft, но и пользуются весьма высоким спросом за рубежом (например, программы-переводчики, системы распознавания текста, текстовые редакторы).

Огромное внимание в Китае уделяется кадровой политике в области науки и техники. Только по официальным данным за двадцать “перестроечных” лет Китай послал на учебу за рубеж свыше 300 000 студентов. В это число не входят аспиранты и ученые, принявшие гранты различных зарубежных фондов, и студенты, обучающиеся за границей на собственные деньги. Для тех, кто прошел обучение за рубежом и вернулся на родину, государство создает специальные исследовательские центры, укомплектованные новейшим экспериментальным оборудованием и приборами. Кроме того, наиболее ценные кадры получают полное государственное обеспечение, включая внеочередное получение жилья и множество других льгот и благ. Поощряет государство и стремление выпускников иностранных вузов создать свою коммерческую компанию. Для этих целей учреждены специальные фонды стимулирования малого предпринимательства.

Вообще в Китае в последнее время всячески пропагандируется необходимость серьезной государственной поддержки малых и средних частных научно-внедренческих фирм. По мнению зарубежных экспертов, данное явление связано прежде всего с тем, что крупные фирмы оказываются не столь подвижными на новых рынках, более консервативными и менее восприимчивыми к новым технологиям. В то же время накопленный в Китае опыт развития высоких технологий (информационных, в частности) показывает, что малые и средние предприятия способны добиваться выдающихся успехов на внутренних и зарубежных рынках и со временем превращаться в гигантские корпорации с оборотами в несколько сот миллионов долларов.    

С автором можно связаться по адресу: imajarov@arf.khv.ru.

 

Из доклада “Интернет в Китае”, подготовленного компаниями BDA China и Strategic Group

Китай становится самым быстрорастущим рынком электронной коммерции. По прогнозам, к концу 1999 г. в нем будет задействовано 6,7 млн. человек, т. е. на 318%(!) больше, чем в 1998-м. Количество подключений к сетевому пространству в ближайшие пять лет возрастет на 60%, и к 2003 г. число пользователей Сети может превысить отметку в 33 млн.

Согласно официальной статистике (источник  -  China Science and Technology Newsletter, No.164, Sep.30 1998), среди предприятий китайской промышленности малые и средние составляют около 90%. Они производят 60,3% всей продукции и дают 75% рабочих мест в стране. На протяжении нескольких последних лет доля этих предприятий в общем объеме экспорта составляет около 65%.

Одно из последних событий в рамках осуществляемой в КНР научно-технической реформы  -  реорганизация 242 научно-исследовательских и технологических институтов.

Согласно постановлению правительства, 131 институт войдет в состав промышленных предприятий, 40 станут технологическими фирмами, 18 будут функционировать как посреднические технологические институты, 24 войдут в структуру университетов или других организаций, а 29 будут преобразованы в крупные государственные технологические предприятия.

Версия для печати