Экстраординарная жара не остудила маркетинговую активность компьютерных фирм, работающих в России. Оно и понятно: кризис - не тетка, а, скорее, злобный дядька с хлыстом, заставляющий искать новые рынки сбыта, устанавливать связи не только в близком и изученном московском регионе, но и по всему СНГ.
Корпорация APC (American Power Conversion) на этом фоне, похоже, идет на своеобразный локальный рекорд. PowerNight’99 в странах Закавказья - это ее четвертая крупная “вылазка” в регионы за летний период (см., например, PC Week/RE, № 24-25/99, с. 1, ). Show must go on!
Идея проведения ежегодных красочных зрелищ, объединенных названием PowerNight, но отличающихся друг от друга сюжетной линией, была привнесена в APC менеджером по развитию бизнеса и маркетингу этой фирмы Дмитрием Пекло и реализуется уже третий год подряд. В сценарии закавказского шоу прослеживалась аналогия со знаменитым фильмом Люка Бессона “Пятый элемент”. Развивая сюжетную линию картины, постановщики PowerNight’99 ввели шестой Power-элемент, призванный спасти человечество от коварных темных сил, желающих ввергнуть мир во тьму и получить господство над электроэнергией.
Спектакли, сыгранные местными артистическими коллективами, и приправленные национальным колоритом, прошли в живописном Аштакарском ущелье Армении, в Историческом музее Тбилиси, на побережье Каспийского моря в Баку, причем везде шоу собирало значительную аудиторию - 100 - 150 человек.
Руководители представительства APC в странах СНГ рассматривают Закавказье как стратегически важный регион и надеются, что подобная широкомасштабная имиджевая акция приведет к росту продаж оборудования APC (см. www.apcc.ru) не менее чем в два раза, как это случалось после поездок в другие регионы.
В то же время для журналиста подобные поездки - это возможность познакомиться с компьютерным рынком и общей экономической ситуацией в бывших республиках СССР, обретших самостоятельность. Мне удалось присоединиться к совершающей закавказское турне группе в Тбилиси, поэтому разговор, который я продолжу в следующем номере, пойдет о положении дел в Грузии и Азербайджане (насколько мне удалось в нем разобраться за столь краткое пребывание в этих странах). Здесь же лишь дополню фоторепортаж некоторыми общими комментариями.
По словам представителей грузинских компьютерных компаний, “экономика в Грузии практически отсутствует”. В том смысле, что отсутствует основа для производства, способного держать страну на плаву. Виноделие, продолжающее активно развиваться в этом крае и привлекающее какое-то количество инвесторов, конечно же, не способно обеспечить весь госбюджет. А возрождающееся в Кутаиси машиностроение (производство самолетов и троллейбусов) пока еще не набрало значительной силы. Получается, что основные оборотные средства страны - это западные инвестиции различных гуманитарных фондов, концентрирующиеся в Тбилиси. Именно на эти деньги закупается, в частности, компьютерная техника и ПО, формируется информационная инфраструктура Грузии. Пока идет стадия аппаратного оснащения, до прикладных программ (серьезнее бухгалтерских) дело не доходит.
В этом смысле соседствующий с Грузией Азербайджан, обладающий богатыми нефтяными и газовыми запасами, отличает бо/льшая самостоятельность (меньшая зависимость от России) и экономическая устойчивость. Сказывается постоянное присутствие 19 зарубежных инвесторов, вливающих средства в геологическую разведку, нефтедобычу и нефтепереработку. Недаром российский кризис повлиял на экономику этого региона значительно меньше, чем на грузинскую.
Сравнительное экономическое благополучие отражается даже на внешнем облике Баку - современные здания, ухоженные улицы, пять (!) супермаркетов международной сети “Рамстор” (которые появились здесь раньше, чем в Москве), изобилие банкоматов, обслуживающих все основные международные кредитные карточки. Создается впечатление, что ты попал в современный европейский город. Соответственно и компьютерный и коммуникационный рынки здесь развиваются более быстрыми темпами. В доказательство сего тезиса приведу лишь один пример. Рынок мобильной телефонной связи в Азербайджане за три последних года достиг очень высокого уровня. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в странах СНГ он держит первое место по количеству сотовых телефонов на душу населения (около 200 тыс. телефонов на 7 млн. жителей). Это позволяет двум работающим в разных стандартах азербайджанским провайдерам держать едва ли не самые низкие в СНГ цены на трафик - 10 центов за минуту.
Конечно, каждый рынок в первую очередь характеризуется своими лидерами - фирмами, наиболее заметными на нем как по обороту, так и по качеству работы. В Грузии одним из лидеров компьютерной отрасли является Orient Logic, в Азербайджане - AZEL (Azerbaijan Electronics). Интервью с их руководителями читайте в следующем номере.
P. S. В представленном здесь фоторепортаже, на мой взгляд, не хватает центрального кадра - оригинальной композиции с сетевым фильтром для портативных компьютеров PNote Pro фирмы APC, отмеченным наградой “Дикая вещь” журнала Playboy за своеобразный дизайн (сотрудники APC засмущались и не позволили мне такую композицию отснять).
Московское представительство APC: (095) 929-9095.
(Продолжение следует)