Личные впечатления о выставке-конференции E-Gov

Леонид Малков

Нечасто доводится посетить мероприятие, открывающее новый мир приложений и идей, которые до этого были по большей части неизвестны, неясны или казалось, что им нет применения.

Поняв во время конференции E-Gov (Вашингтон, 29 июня - 1 июля), насколько естествен процесс информатизации правительственных служб в США, и в то же время отдавая себе отчет, что эта тема практически не освещается в российской профессиональной прессе, я решил написать эту статью.

Думается, что если сравнить уровень компьютеризации сектора государственного управления в США и России, то российский не уступает ему в насыщенности компьютерами, но отстает в осознании того, как их можно использовать.

Позиция американского правительства в этом отношении лучше всего выражается постоянно цитируемыми высказываниями вице-президента США Эла Гора, явно делающего ставку на развитие информационных технологий в качестве базы в предстоящей борьбе за пост президента (как писали сентименталисты: увы! если бы так было в России).

По Гору, правительство должно не только использовать информационные технологии для своих нужд, но “взять на себя функции лидера в освоении технологий, которые изменят лицо демократии во всем мире и расширят возможности малого бизнеса на мировых рынках”.

“Электронное правительство” (E-Gov) - так назывались выставка и конференция, посвященные использованию информационных технологий (прежде всего связанных с Интернетом) в осуществлении функций федерального правительства.

Конференцию эту можно рассматривать как региональное мероприятие, потому что интерес к такого рода деятельности почти исключительно ограничен Вашингтоном и его окрестностями, где сосредоточены основные федеральные учреждения. Однако федеральное правительство США относится к главнейшим потребителям информационных технологий. В 1998 г. только крупнейшие 50 фирм-контракторов поставили ему информационные товары и услуги на 19 млрд. долл. (см. табл. 1).

Таблица 1. компании, работавшие с правительством США в 1998 финансовом году

Общие наблюдения

Первое: правительство заинтересовано в достижении одной из двух целей - либо обеспечить повышение эффективности своей работы (и это должно быть прямо доказано), либо обеспечить большие удобства для граждан (читай: налогоплательщиков). При этом все-таки желательно, чтобы достигались обе цели и это как можно шире доводилось до сведения публики, ведь важен не только сам эффект, но и его реклама. Поэтому даже самые неожиданные приложения вполне публичны - например, закупки военной техники по системе электронной коммерции через Интернет.

Второе: правительство действительно старается быть лидером. Из докладов стало ясно, что электронная коммерция, которая только начинает всерьез входить в мир бизнеса, уже несколько лет активно развивается в правительстве и многие ведомства закупают товары или по электронным каталогам (список товаров одного поставщика) или через электронные магазины (позволяющие выбирать из разных каталогов).

Наконец, третье: работа ведется на конкурентном уровне. Было видно, какая борьба идет за то, чтобы считаться лучшим; несколько групп публично претендовали на славу создателей главного сайта (портала) федерального правительства. При этом всячески подчеркивалось, что правительство никогда не выбирает одну компанию или поставщика по теме и всегда поддерживает разнообразие контракторов. Причина очевидна: избежать обвинений в пристрастности и одновременно предусмотреть конкурентную базу в следующих контрактах.

Формальная характеристика

Выставка: около 200 участников (экспонентов), 24 правительственных ведомства показывали свои лучшие достижения (best practice).

Конференция: 16 технологических образовательных сессий (по кредитным карточкам, языку XML и т. д.), организованных фирмами; 60 докладов по пяти параллельным секциям; 6 пленарных докладов (пара из них - весьма зажигательные).

Организаторы вручили 18 премий за оригинальные разработки для правительства, в частности за базу статистических данных Министерства торговли США Stat-USA и систему электронной уплаты налогов, естественно, созданную налоговой службой США, а также за работы по использованию смарт-карт в правительственных структурах.

Темы конференции

Кредитные карточки в федеральном правительстве. Одна из интересных тем была связана с использованием кредитных карточек для закупок в рамках федерального правительства (табл. 2).

Таблица 2. Использование кредитных карт Федеральным правительством США

Рост таких закупок и пользователей федеральных кредитных карточек можно назвать феноменальным.

Как правило, карточки используются в небольших закупках (до 2500 долл.), обслуживание дорогостоящих покупок сейчас перемещается в сферу электронной коммерции.

Преимущества закупок по карточкам приводились как самоочевидные: полный и немедленный контроль за их осуществлением; удешевление обслуживания в смысле бухгалтерского учета; быстрота операций. Использование кредитных карт - необходимое условие для развития закупок по Интернету.

Болезненную проблему составляет мошенничество, поэтому очень серьезно рассматриваются варианты перехода на смарт-карты.

Бюрократические задачи. Все операции, выполняемые через Интернет, намного более экономичны, чем при любых традиционных способах. Вот хотя бы один из приведенных примеров: стоимость банковских операций через Интернет уменьшается примерно в 300 раз в сравнении с обслуживанием в отделении банка. Удобства для пользователей тоже не вызывают сомнений.

Правительство ставит совершенно конкретную задачу: перевести как можно больше операций в Интернет. Назовем некоторые из них.

- Получение форм и бланков официальных документов через правительственные Web-сайты.

- Оплата налогов - уже несколько лет можно отправлять налоговые декларации и производить оплату по кредитной карточке через Интернет. Ожидается, что в ближайшие несколько лет большая часть американцев будет платить налоги именно таким образом.

- Обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком статусе находится данный документ. Такого рода система доступна, например, пользователям коммерческой экстренной почты: пользователь Federal express, введя номер накладной, может узнать, доставлено ли послание адресату, и если нет, то где оно находится в данный момент. Нечто аналогичное планируется сделать для запросов и официальных документов, направляемых гражданами в правительство.

- Разработка систем электронной подписи для идентификации пользователя, запрашивающего конфиденциальную информацию.

- Представление статистической информации о работе государственного аппарата населению - это делается, с одной стороны, в рамках работы с общественностью, с другой - в связи с обязательствами, которые накладываются на государство законом США о свободе информации (freedom of information act). Один из популярных Web-узлов правительства - сайт Агентства по охране окружающей среды (EPA): его данными интересуются и промышленные компании, и группы активистов, и рядовые граждане.

Электронная торговля правительства. Для меня было неожиданностью, что правительство США является ведущей силой в области электронной торговли.

Администрация Клинтона с 1993 г. ведет проект, позднее получивший название “перестраивание правительства” (reinventing government) - по книге-бестселлеру, автор которой работал в проекте консультантом. Цель проекта - сбор предложений по улучшению работы правительства, в том числе от самих служащих, а также поощрение каких-то конкретных действий.

Начиная с 1997 г. вопросы использования электронной коммерции были объявлены частью проекта по перестраиванию правительства. Президент США в 1997 г. издал меморандум по поводу электронной торговли, дав руководителям ведомств задание способствовать развитию торговли через Интернет. С тех пор многие структуры, осуществляющие большие закупки, достигли серьезного прогресса.

На конференции упоминалось несколько видов электронной торговли, связанной с правительством:

- “вывешивание” информации с предложениями подавать заявки на конкурс, а также списков компаний, получивших контракты на создание сайтов (electronic posting system);

- электронные каталоги - список товаров одного поставщика или список однородных товаров разных поставщиков (electronic catalog);

- электронный магазин - система, позволяющая работать с несколькими каталогами одновременно (electronic mall).

Другая классификация форм электронной торговли различает системы, создаваемые поставщиком, посредником (аналоги магазина) и покупателем. Правительство, естественно, специализируется на третьей группе. Закупки во многих ведомствах осуществляются через Интернет и системы на базе Web.

Другие темы. Обсуждение на конференции касалось и других областей. Перечислим их.

- Здравоохранение. Информатизация здравоохранения находится в фазе полной интеграции и обеспечения переноса данных в разные центры и на разные платформы. Базовая информатизация на местах в основном завершена.

- Инфраструктура открытых ключей. Эта тема обсуждалась очень активно как необходимое условие для осуществления платежей. Было сообщено, что сейчас ведутся переговоры со многими странами по поводу признания систем обмена открытых ключей и верификации подписей для осуществления электронной коммерции за пределами США. Будет невозможно нормально совершать покупки через системы электронной торговли в странах, не охваченных соответствующими соглашениями.

- Налоги. Правительство США в 1998 г. приняло мораторий на введение налогов на торговлю через Интернет. Для развития электронной торговли это существенный дополнительный стимул.

Пленарные доклады

Не на каждой конференции выступают докладчики, которые не только прекрасно говорят, приводя убедительные аргументы, но излучают энергию, заражающую человека страстным желанием действовать именно в данном направлении, стремиться пропагандировать эти взгляды. Несколько столетий назад такие люди были бы религиозными проповедниками. Сейчас они проповедуют новые информационные технологии. Надо сказать, что успех ошеломляющий. Вероятно, ни одна религия не вербовала сторонников с такой скоростью, как Интернет.

Отец Интернета о будущем Интернета. Один из таких зажигательных докладчиков - доктор Винтон Серф (Vinton G. Cerf), сейчас занимающий пост вице-президента фирмы MCI, но широко известный прежде всего как “отец Интернета”.

Его оценка роли Сети состоит в том, что она не только постоянно находит новые, революционные области применения, но решает бесчисленные повседневные задачи. Это утверждение он подкрепил примером из собственной практики. Недавно его Macintosh стал показывать, что на дворе 1956 г. Была суббота, и попытки связаться в этот день с сервисной службой не увенчались успехом. Однако уже через несколько минут на сайте компании Apple он нашел ответ: в его компьютере села литиевая батарейка и ее надо заменить. На этом проблема была исчерпана.

Сейчас началась “золотая лихорадка” в эре Интернета со всеми присущими этому понятию чертами - быстрым освоением и быстрым обогащением.

Политические проблемы становятся для Интернета не менее, если не более важными, чем чисто технические вопросы. К области политики относятся: криптография и контроль экспорта; доступ в Интернет людей с ограниченными возможностями (инвалидов); налогообложение товаров, продаваемых через Интернет; соблюдение авторских прав при копировании через Интернет; слияние телевидения, радио и Интернета; цензура; цифровые подписи и сертификаты подтверждения транзакций; административная инфраструктура Интернета.

Серф привел прогноз развития Интернета, основанный на постулате, что нынешнее состояние - это только начальные шаги на длинном пути. Причем если обычно такие оценки приводятся для того, чтобы побудить к инвестициям или покупкам, и это рожает скептическое отношение к обсуждаемой теме, то у Серфа они выглядели, как мазки картины будущего, без всяких подвохов.

Будет ли замедляться развитие Интернета? Нет, потому что еще много места для роста. По массовости Интернет должен обогнать телефон, и пока этого не произошло, темпы развития останутся очень быстрыми.

Во всем мире телефонная сеть к концу 1998 г. имела 830 млн. телефонных терминалов, а пользователей Интернета насчитывалось только 140 млн., при том что в ней было 13 млн. доменов и 50 млн. серверов.

Только 35% американского взрослого населения использует Интернет (70,5 млн. из 202).

Dell уже с конца прошлого года в день продает через Интернет больше чем на 10 млн. долл. своей продукции, что позволяет интегрировать дисперсный рынок.

По Интернет-торговле между компаниями (без розничной торговли) дается такой прогноз: 1999 г. - 8 млрд. долл., 2003 г. - 327 млрд. долл.

По другой оценке размер торговых операций (без финансовых транзакций) к 2003 году составит по меньшей мере 1,8 триллиона долларов.

По данным проведенного в конце 1998 г. опроса американских пользователей Интернета, 63% из них что-нибудь да купили через Интернет, включая: программное обеспечение (26%), книги (25%), авиационные билеты (23%), компьютеры (21%), осуществили банковские операции (25%).

Ожидается, что число пользователей Интернета к концу 2000 г. вырастет как минимум до 300 млн., и даже называется цифра 1 млрд.

Серф превзошел, по-моему, своих соотечественников с их дежурным высказыванием, побуждающим к действию (“мы ограничены только небесами”), когда он закончил свое выступление абсолютно серьезным рассказом о межпланетном Интернете. Работы по посылке пилотируемой станции на Марс и освоению Луны предполагают создание протоколов и средств для связи с пилотируемыми станциями. Идея Серфа состоит в том, что лучше сразу интегрировать такую коммуникацию в Интернет, и он над этим работает вместе с НАСА.

Будучи уже немолодым человеком, Серф пошутил, что он не выдающийся ученый, как его представили, а “затменный” (не distinguished, а extinguished). Но даже эта шутка, как и весь стиль выступления, была своего рода “самобальзамированием” классика, обаяние которого трудно передать в пересказе.

Ксерокс PARC. PARC (Palo Alto Research Center, Xerox Corporation) - это знаменитый на весь мир исследовательский центр. Его директор, доктор Джон Браун (John S. Brown) был вторым “евангелистом” на конференции.

Продемонстрированный и использованный им интеллектуальный багаж превосходил все, что было в остальных докладах, вместе взятых: если другие говорили о повышении эффективности там, где все понятно и уже существует, то этот докладчик рассказывал о том, чего нет, и даже неясно, нужно ли оно.

Стиль демонстрации, как потом оказалось, был не просто симпатичным, но олицетворял один из важнейших тезисов доклада: необходимость интегрального воздействия на собеседника с использованием разнородных средств. Практически демонстрация была построена на слайдах, где изображались два спорящих субъекта, один из которых смахивал на докладчика и отвечал на каверзные вопросы антагониста. Эрудиция и проницательность д-ра Брауна в сочетании с иронией и диалоговым стилем воссоздавали дух диалогов Платона, но в сопровождении слайдов в PowerPoint.

Когда-то PARC был центром развития графических интерфейсов. То, что сейчас проповедует Браун, - это социальные интерфейсы. Социальные и в смысле коммуникации людей, и в смысле коммуникации документов.

Базы будущего должны быть устроены не как наборы статических документов, а как сообщества документов, взаимодействующих между собой. Интеллектуальные агенты, способные к коммуникации с другими агентами, могут быть присоединены к документам, чтобы следить за соблюдением авторских прав, договариваясь с агентами потенциального пользователя об условиях пользования, - такой документ называется самозащищенным (self-protected document). Ясно, что в этом месте было упомянуто о наличии не только технических, но и юридических проблем, в частности о том, как обеспечить так называемое добросовестное использование (fair use).

В социальном, а не только индивидуальном аспекте обсуждалось и использование данных.

Отличие информации от знаний в том, что информация хранится в машине, знания - в голове человека. Знание можно определить как информацию, являющуюся частью личности (internalized). Например, нигде не описанный этап работы - это знание, которое, не будучи явно сформулированным, не является информацией. Соответственно извлечение знаний означает не только общение с компьютером, но еще и социальную активность. Браун переформулировал знаменитый (хотя редко объясняемый) тезис Декарта: “Мыслю, следовательно существую” (I think therefore I exist) - в собственный тезис: “Участвую в совместной работе, следовательно, существую” (I participate therefore I exist).

Традиционный подход к поиску информации - это поиск (mining) среди уже существующего. Но знания находятся как в документах, так и между ними.

Социальные аспекты имели самые разные повороты. Еще одна большая тема выступления была посвящена необходимости в дополнение к человеческому капиталу ввести понятие социального капитала. Из этого подхода, в частности, выведено такое заключение: нужно создавать по аналогии с научными парками еще и учебные парки - места, где пользователи могли бы получать образование на любом этапе своей жизни. В качестве интересного начинания была упомянута одна компания, сотрудники которой, взяв на себя общественную нагрузку, по 5 минут в день отвечают на вопросы, полученные по электронной почте от школьников и студентов.

Роль Интернета для таких социальных конструкций и работ выглядит естественной.

Интернет Джон Браун представил не как сеть, а как среду (medium), дружественную к различным видам взаимодействия - текстовым, визуальным, музыкальным, абстрактным и др. По его оценке, современный стиль коммуникации предполагает только один вид данных, и нарушение этого правила не приветствуется, например, нельзя рисовать или слушать музыку во время презентаций. (Это еще один вид социальности - социальность интерфейсов.) Именно такой шаблон докладчик пытался разрушить своим стилем выступления.

В качестве примера он описал гиперболический браузер, показывающий в буквальном смысле сеть (граф) понятий, которую можно, потянув за узел, сдвинуть и увидеть ее так, что выбранный узел оказывается в центре, а остальные перемещаются подобно отражению перспективы (удаленные объекты уменьшены и имеют несколько искаженную форму). Все это вызвало у меня четкую ассоциацию с продуктом, который Михаил Донской демонстрировал не менее трех лет назад. Сложно оценить визуализационную и интерфейсную близость, но концептуальное родство для меня несомненно. Продукт распространяется дочерней фирмой компании Xerox.

Министр торговли США - о трансформации в министерство электронной торговли. Министр торговли США Уильям Дейли (William M. Daley), выступая на конференции, заявил, что его ведомство через три года станет полностью безбумажным и по праву сможет называться министерством электронной торговли (Department of E-commerce).

В настоящее время сайты министерства торговли регистрируют по 2,5 млн. обращений в день. Большая часть данных патентной службы США, относящейся к министерству, уже доступна в Интернете; ожидается, что через два года будут доступны все патенты начиная с xviii века.

Уже сейчас граждане США могут оформлять заявки на торговые знаки через Интернет.

Программа старения персонажа на изображениях. Computer Associates (CA), чей оборот в 1998 г. составил 4,7 млрд. долл., а штат сотрудников - 11 тыс. в 43 странах, может позволить себе попытку реализовать научную фантастику. В выступлении главы CA Чарльза Ванга (Charles B.Wang) помимо технологии интеллектуальных сетей, что является бизнесом фирмы, было рассказано про интерес к графическим интерфейсам и продемонстрирована программа старения персонажей на изображениях (Age progression software).

Программа разрабатывалась для помощи в поиске пропавших детей, когда по фотографии в одном возрасте можно получить изображение того же ребенка в другом возрасте. Были показаны примеры замечательной близости облику найденных детей при разнице между оригиналом и полученным изображением в несколько лет.

Системы “электронного правительства” огромны по затратам, по масштабам использования и по эффекту. Однако они в большинстве своем не имеют ярких названий, громких историй и не привлекают внимания прессы. Отчасти это связано с тем, что такие системы почти не тиражируемы и их поставщикам не нужна шумиха. В России не ведутся широкие обсуждения этих продуктов, и поэтому вместо того, чтобы лидировать в области использования информационных технологий, российское правительство в этом направлении сильно отстает. Такая ситуация тем более противоестественна, что от быстрой информатизации правительственных структур могли бы выиграть абсолютно все - правительство, население, компании.

С автором, президентом компании Русское Слово/Cogitum, можно связаться по адресу: LeonidMalkov@aol.com.

Полезные сайты

www.ecommerce.gov

www.sta-usa.gov

www.ec.fed.gov

www.gits.gov

www.npr.gov

Версия для печати