А ИТ-менеджеры тем временем убеждаются в том, что она пригодна не только для телефонной связи

Мэтт Хикс    

Время - деньги, и стремительные темпы развития современного электронного бизнеса как никогда подтверждают справедливость этих слов.

Но есть такие сферы деятельности, где время значит больше, чем деньги. Так, в отделении по сохранению органов Нью-Йоркского пресвитерианского госпиталя, где сберегаются донорские органы человеческого тела, предназначенные для трансплантации, несколько минут могут стоить жизни человека: ведь удаленные органы сохраняют жизнеспособность не больше суток. Чтобы сократить потери времени на телефонные звонки и факсы и ускорить доставку органов, от которых зависит жизнь пациентов, госпиталь недавно начал пользоваться беспроводным доступом в Интернет, предоставленным корпорацией GoAmerica Communications (Хакенсак, шт. Нью-Джерси).

Провода останутся позади

“Половина нашего рабочего времени проходит в разъездах, - говорит Бен О’Мар Аррингтон, возглавляющий отделение по сохранению органов. - Отправляясь в другое место, мы не можем заранее знать, есть ли там подключение к Интернету. Однако если у вас с собой надежная мобильная система, то лучшего способа для обработки и пересылки информации не найти”.

По мере того как Интернет становится неотъемлемой частью телекоммуникационной инфраструктуры все большего числа организаций, они переходят на беспроводные технологии, позволяющие разъездному персоналу управления, торговым агентствам и всем, кто трудится вне стен компаний, подключаться к Сети в любое время и из любого места.

Распространение беспроводного доступа в Интернет объясняется не только необходимостью обслуживания мобильных форм деятельности. Одновременно появляются так называемые стационарные беспроводные технологии, такие, как Multichannel Multipoint Distribution System (многоканальная многосторонняя распределенная система, MMDS), представляющие собой реальную альтернативу скоростному широкополосному подключению офисов и надомных работников к Web. Стационарные беспроводные технологии особенно привлекательны в сфере малого и среднего бизнеса. Их использование для высокоскоростного доступа в Интернет небольшим компаниям может обойтись намного дешевле арендуемых линий Т-1, плата за которые составляет порой тысячи долларов в месяц. Беспроводные технологии способны обеспечить высокоскоростной доступ даже при отсутствии кабелей и цифровых абонентских линий DSL. Хотя часть ИТ-персонала еще сомневается в безопасности, надежности и территориальных возможностях этих технологий, их все больше используют для выхода в Интернет.

“Мобильному персоналу нужен доступ в Интернет, и это стимулирует развитие беспроводных служб, - считает аналитик консультационной фирмы The Yankee Group (Бостон) Роберта Уиггинс. - Данные занимают немало места в нашей деловой жизни. Нам уже трудно обойтись без Интернета, и неудивительно, что в этом средстве информации стали нуждаться и те, кто работает за стенами офисов”.    

 

В поход за покупками

Внедрению беспроводных технологий способствует поддержка со стороны таких ведущих производителей, как Microsoft и Apple Computer, а также крупнейших операторов связи - Sprint и MCI WorldCom, вкладывающих средства в эти технологии. Так, в июле этого года Microsoft приобрела британскую фирму STNC, выпускающую ПО для организации беспроводного доступа в Интернет с мобильных телефонов. MCI WorldCom и возглавляемая Полом Алленом компания Vulcan Ventures (Белвью, шт. Вашингтон) вложили по 300 млн. долл. в фирму Metricom (Лос-Гатос, шт. Калифорния), чтобы развернуть ее мобильную беспроводную службу Ricochet в масштабе всей страны. Кроме того, MCI и Sprint недавно начали целую кампанию по приобретению фирм - провайдеров широкополосных беспроводных служб.

Но и этим интересы производителей к технологиям беспроводного доступа в Интернет не исчерпываются. Microsoft и Qualcomm (Сан-Диего) в прошлом году основали совместное предприятие Wireless Knowledge (LLC) для разработки способов беспроводного доступа с интеллектуальных телефонов, PDA (персональных цифровых помощников) и карманных устройств к таким приложениям Microsoft Exchange, как электронная почта, календарное планирование и контактная информация. В феврале этого года фирмы Cisco Systems (Сан-Хосе, шт. Калифорния) и Motorola (Шомбург, шт. Иллинойс) образовали альянс, ориентированный на организацию беспроводных сетей на базе Интернета. Корпорация 3Com (Санта-Клара, шт. Калифорния) и фирма Aether Technologies International LLC (Оуингс-Милз, шт. Мэриленд) в июле объявили о создании совместной компании OpenSky, которая будет предоставлять услуги по беспроводной передаче данных из Web, электронной почты и корпоративных интрасетей на сотовые телефоны, пейджеры и карманные устройства.

После того как 3Com выпустила карманный ПК Palm VII, поддерживающий беспроводной доступ в Интернет, компании, работающие в сфере электронного бизнеса, начали создавать информационные центры и службы для мобильных пользователей. Например, онлайновые брокеры ценных бумаг Charles Schwab & Co. (Сан-Франциско) и Fidelity Investments (Бостон) объявили о планах в отношении Web-сайтов купли-продажи акций для инвесторов, пользующихся мобильными PDA-устройствами.

Появления новых компаний и солидных служб вряд ли достаточно, чтобы удовлетворить запросы ИТ-менеджеров, заинтересованных во внедрении беспроводных технологий обмена данными. Для многих пользователей Интернета скорости беспроводной передачи информации остаются довольно низкими. Скажем, сотрудники Нью-Йоркского пресвитерианского госпиталя, речь о котором шла выше, как правило, довольствуются скоростями порядка 19 кбит/с. К тому же в нынешних условиях беспроводной доступ в Web не всегда надежен.

Однако преимущества мобильного подключения и отсутствие забот, связанных с поиском проводных каналов, с лихвой компенсируют неудобства, вызванные невысокими скоростями и случайными перебоями, убежден г-н Аррингтон. И такая технология ему вполне по карману. Услуги GoAmerica стоят 59 долл. в месяц, а одна модемная плата обходится в 400 долл. Нью-Йоркский госпиталь сегодня пользуется четырьмя беспроводными системами.

Ускоряя доступ

Скорости передачи, обеспечиваемые мобильными Интернет-службами, в ближайшие месяцы и даже годы будут расти. Операторы сотовой связи и персональных коммуникационных служб, такие как AT&T Wireless Services и GTE Wireless, намерены в течение трех-пяти лет повысить скорости беспроводных сетей с обычных для сегодняшнего дня 14,4 кбит/с до 384 кбит/с. Как считает Уиггинс из Yankee Group, в будущем году скорости передачи могут достичь 64 кбит/с.

Тем временем Metricom перестраивает свою фирменную сеть, на которой базируется ее служба Ricochet. Если сегодня ее услуги доступны в окрестностях Сан-Франциско, Сиэтле и Вашингтоне при скоростях в 28,8 кбит/с, то к середине будущего года система Ricochet охватит 12 регионов и обеспечит передачу данных со скоростями 128 кбит/с.

Но даже нынешние 28,8 кбит/с обеспечивают клиентам службы Ricochet прежде недостижимый уровень персональной свободы. Это мнение Гарольда Манна, пользователя беспроводного доступа в Интернет из мультимедийной компании Mann Consulting (Сан-Франциско).

“Поначалу я не очень представлял, зачем мне нужен беспроводной доступ в Интернет, - рассказывает он. - Просто хотелось ни от кого не зависеть при подключении к Сети”. Теперь свой ноутбук Apple Macintosh PowerBook G3 с беспроводным доступом в Интернет он считает важнейшим рабочим инструментом.

У Ricochet есть ограничения не только в скорости передачи, но и в географическом распространении, продолжает Манн. Но если сегодня эта служба доступна в окрестностях трех городов, то к середине 2001 г. Metricom планирует охватить ею уже 46 населенных пунктов.

В то время как провайдеры мобильного доступа в Интернет стремятся обеспечить более высокие скорости передачи, стационарные беспроводные службы уже гарантируют пользователям подключение на скоростях, вполне конкурирующих с возможностями линий T-1, DSL и кабельных модемов, причем часто за гораздо меньшие деньги. Стационарные беспроводные службы иногда называют “DSL в небесах” (DSL in the sky) или беспроводным кабелем (wireless cable). Однако сегодня они доступны в основном лишь на региональном уровне.

Там, где имеется стационарный беспроводной доступ в Интернет, часть ИТ-менеджеров по-прежнему рассматривает его как альтернативу весьма дорогостоящим линиям T-1 или как замену DSL и кабельным службам, которые не всегда есть в их местности. Возьмем, к примеру, фирму Yack (Эмервилл, шт. Калифорния). Полгода назад, когда Web-служба компании переехала в новый офис, ее главный технолог Джасбир Сингх должен был обеспечить шесть своих сотрудников высокоскоростным доступом в Интернет, однако стоимость линии T-1 (от 2 до 3,5 тыс. долл. каждая) была ему не по карману. Тогда Сингх решил обратиться к DSL, но обе местные телефонные компании - Pacific Bell и ее конкурент Concentric Network (Сан-Хосе, шт. Калифорния) - сообщили ему, что эта служба имеет ограничение по длине “последней мили”, а Yack слишком удалена от центральной АТС. Однако Concentric предложила иное решение - беспроводную службу, предоставляемую через Интернет-провайдера Wavepath (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) с помощью небольшой параболической антенны и обеспечивающую эквивалентную T-1 скорость 1,54 Мбит/с на прием данных и 512 кбит/с на отправку запроса. Вместо нескольких тысяч долларов это стоило всего 499 долл. в месяц, и тут уж Сингх не мог устоять.

Сегодня беспроводной доступ по-прежнему входит в Интернет-стратегию фирмы Yack. Но теперь компания разрослась (там работает уже около 30 человек) и получила возможность обзавестись еще и линией T-1, которую Сингх считает более надежным подключением. Так что, радуется он, беспроводное соединение стало не основным способом доступа в Интернет, но высокоскоростным резервным каналом.

Тот факт, что стационарный беспроводной доступ часто рассматривают как дополнение к T-1, связан с некоторыми недостатками этой технологии.

Однако сотрудники телевизионной станции WXYZ-TV компании Scripps Howard Broadcasting из Саусфилда (шт. Мичиган) считают, что комбинация разных технологий доступа, среди которых и стационарное беспроводное подключение, представляет собой лучший способ трансляции свежих новостей через Web. Примерно год назад в руководстве станции начали оценивать различные варианты проекта и пришли к выводу, что нужен мощный широкополосный канал. Можно было бы остановиться на линии T-1, но появились опасения по поводу ее возможной перегрузки, на что указала Криста Рекхорн, директор по новым средам филиала телекомпании, фирмы ABC.

И вот тут-то пригодилась беспроводная Интернет-служба SpeedChoice корпорации People’s Choice TV (Шелтон, шт. Коннектикут). Она позволяет работникам станции принимать данные со скоростью 10 Мбит/с, и этого более чем достаточно, чтобы репортеры и редакторы телепередач могли черпать из Интернета свежие новости. Основная часть полосы пропускания линии T-1, по словам Рекхорн, остается свободной и может быть использована для передачи непрерывного потока видеоинформации во время четырех ежедневных трансляций новостей через хост-сервер в Сиэтле.

“Для нас это по существу был единственный вариант, - вспоминает она. - Потенциал T-1 не безграничен, и мы не могли увеличить ее пропускную способность. Однако беспроводной канал позволил нам при тех же затратах получить дополнительный резерв полосы пропускания”.

Независимо от причин выбора беспроводного доступа в Интернет (возможность мобильной связи или низкая стоимость широкополосного соединения) ИТ-менеджеры начинают понимать, что телефонные и кабельные линии уже не являются единственным вариантом. Теперь они ищут провайдеров с более широким спектром предложений, которые удовлетворят мобильных пользователей и обеспечат высокоскоростную передачу данных. Неудивительно, что менеджеры ждут от провайдеров быстрых и эффективных решений, ибо время - это всегда деньги.

Операторы связи используют местные службы беспроводного доступа в Интернет

Если такой гигант телекоммуникаций, как корпорация AT&T, увеличивает инвестиции в кабельные линии высокоскоростного доступа в Интернет, то его главные конкуренты делают ставку на беспроводные соединения.

Корпорация Sprint (Канзас-Сити, шт. Миссури) и фирма MCI WorldCom (Джексон, шт. Миссисипи) вкладывают средства в технологии стационарного беспроводного доступа с использованием полосы частот системы MMDS (Multichannel Multipoint Distribution System).

Sprint и MCI WorldCom рассматривают MMDS как технологию, на базе которой можно обслуживать местных клиентов без каких-либо специальных договоренностей с региональными операторами группы Bell или иными монопольными провайдерами связи. Таким образом ИТ-менеджеры получат новые варианты высокоскоростного доступа в Интернет, тогда как Sprint и MCI WorldCom смогут предлагать полные наборы телекоммуникационных услуг, включая доступ в Интернет со скоростью приема информации до 10 Мбит/с.

“По сути дела это форма конкуренции, и обусловлена она желанием привлечь клиентов исчерпывающим перечнем услуг, куда войдет голос, Интернет и мультимедиа”, - говорит аналитик фирмы Cahners In-Stat Group (Скотсдейл, шт. Аризона) Рей Джоудойн.

Интерес операторов дальней связи к MMDS усилился в прошлом году. Sprint договорилась о приобретении начиная с апреля четырех фирм - провайдеров стационарных беспроводных коммуникаций и доступа в Интернет. Компания намерена купить корпорацию People’s Choice TV (Шелтон, шт. Коннектикут), главного оператора беспроводной Интернет-службы SpeedChoice в Детройте и Финиксе; фирму Videotron USA, предлагающую службу Wavepath в окрестностях Сан-Франциско; фирму Transworld Telecommunications (Сан-Ансельмо, шт. Калифорния) и фирму American Telecasting (Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо), создавшую беспроводную Интернет-службу WantWeb в Колорадо-Спрингс, Денвере и Портленде (шт. Орегон).

Покупаемая лицензия на частоты MMDS, по оценке Sprint, позволит обслуживать 24,2 млн. пользователей США. Представители компании утверждают, что приобретения усилят ее службу Integrated On-Demand Network - широко рекламируемую объединенную сеть для передачи голоса, видео, факсов и данных, а также для доступа в Интернет.

MCI WorldCom в апреле договорилась о покупке фирмы CAI Wireless Systems (Олбани, шт. Нью-Йорк), провайдера беспроводного доступа в Интернет на территории Бостона, Нью-Йорка и Рочестера (шт. Нью-Йорк). В мае компания завершила процедуру приобретения частной фирмы Prime One Tele-TV (Лос-Анджелес), которая еще не предлагает доступ в Интернет, но имеет беспроводную сеть в Южной Калифорнии. Наконец, в июле MCI WorldCom достигла договоренности о покупке фирмы Wireless One (Джексон), оператора беспроводной Интернет-службы Warp One, действующей на юго-востоке США.

Передающая станция, работающая на базе MMDS и расположенная в высокой точке местности, может обслуживать клиентов, имеющих приемные антенны на боковой стороне или крыше своих зданий, в радиусе 55 км. Федеральная комиссия по связи начала аукционную продажу частот MMDS для аналогового телевещания еще в 60-х годах. Первоначально эта технология была задумана как беспроводная альтернатива кабельному телевидению. Однако эта идея в отличие от идеи спутникового вещания практически не состоялась, а выжившие MMDS-компании в последние годы стали предлагать услуги передачи данных и доступа в Интернет.

Фактически MMDS - это один из нескольких выделенных диапазонов частот, применяемых для Интернет-доступа. Другим диапазоном для широкого пользования является LMDS (Local Multipoint Distribution System). Их основное различие состоит в радиусе действия, который у LMDS меньше. В итоге LMDS оказывается более дорогой системой, поскольку для покрытия той же территории ей требуется больше передающих вышек.

Как отмечает аналитик компании Datacomm Research (Честерфилд, шт. Миссури) Айра Бродски, благодаря инвестициям Sprint и MCI WorldCom MMDS получила широкое признание как жизнеспособная технология высокоскоростного доступа в Интернет.

“Люди готовы держать пари, что это всерьез и надолго”, - сказала Бродски. М. Х.

Версия для печати