Наталья Шестопалова
Продолжаем разговор о ходе банковской автоматизации за прошедший после кризиса 17 августа год. На вопросы корреспондента PC Week/RE отвечает директор по маркетингу и продажам компании “ПрограмБанк” Андрей Шапошников.
PC Week: Каков главный итог этого периода?
Андрей Шапошников: На первый план выдвинулись банки, которые действительно работали до, во время и после кризиса, т. е. жили не за счет спекуляций, а имели дело с клиентурой и банковскими продуктами. Они устояли и теперь интенсивно развиваются. Отрицательным итогом года стало ослабление команд, автоматизирующих банки. Всякий кризис - повод для сокращения издержек, причем прежде всего за счет не зарабатывающих подразделений, а отделов автоматизации - к сожалению, во многих банках они рассматривались как тратящие, а не как системообразующие.
Изменился и рынок спроса. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, прежняя АБС либо перестала удовлетворять текущим мощностям, либо с точки зрения управления больше не обеспечивает должной поддержки принятия решений; теперь требуется система другого класса. Во-вторых, с появлением или расширением сетей филиалов встал вопрос об управлении ими, а стоимость этого управления зависит от степени унификации обслуживающего ПО.
Приближение 2000 г. тоже играет свою роль, хотя и кратковременную. ЦБ уже начал проверки готовности финансовых учреждений, да и сами они стали задумываться, смогут ли решить этот вопрос своими силами. Это касается тех банков, где стоят АБС собственных разработок или программистов-“одиночек”. Ряд потребителей - банки, не уверенные, что фирма-партнер сумеет обеспечить их переход к 2000 г., - в меньшем количестве, но тоже присутствует. Сегодня банкам требуется больше времени, чтобы принять решение о переходе на другую АБС, больше внимания уделяется функциональной наполненности, интегрированности, производительности. Спрос на банковское ПО сейчас вышел на свой пик, и, думаю, он продлится до конца следующего года. Что может быть дальше, трудно сказать: впереди - серьезные выборы.
Директор по маркетингу и продажам компании “ПрограмБанк” Андрей Шапошников
PC Week: Какие финансовые инструменты сегодня используют банки?
А. Ш.: Те же самые: валюта, векселя, “голубые фишки” по ценным бумагам, кредиты. Банки сдают деньги в ЦБ на депозит под проценты - нет других более надежных и выгодных вложений!
PC Week: Как пережил этот год “ПрограмБанк”?
А. Ш.: Нашу компанию спасло то, что основная масса ее клиентов - небольшие банки. Сейчас мы завершаем промышленные установки АБС “Гефест” у своих старых клиентов. В тендерах мы в последнее время не участвуем.
PC Week: В сентябре проходит одно из главных мероприятий года - Пятый Форум разработчиков АБС. Какую роль играет он на рынке банковской автоматизации?
А. Ш.: В течение года проходит два специализированных показа банковского ПО. В настоящее время сложилась сбалансированная ситуация с такими мероприятиями. На весенней выставке фирмы демонстрируют всю свою продукцию, можно поговорить со специалистами. На форуме идет борьба подходов, идеологий. Основная масса посетителей сидит в зале. Это разные события, дополняющие друг друга. Хорошо и то, что между ними проходит полгода: по осени мы говорим о тех идеях, которые будем воплощать в следующем году, а весной показываем, как они реализуются.
Научно-производственное внедренческое предприятие ФОРС основано в 1991 г. Финансовой академией при Правительстве РФ. Особенность поставляемых компанией решений - в построении технологий на базе промышленной СУБД Oracle. На вопросы PC Week/RE отвечает директор отделения банковских технологий компании ФОРС Геннадий Заманский.
Директор отделения банковских технологий компании ФОРС Геннадий Заманский
PC Week: Какими переменами на банковском рынке обернулся послекризисный год?
Геннадий Заманский: Кризис поразил наиболее крупные банковские структуры, сосредоточенные в Москве. Пострадали и их региональные сети, но там не произошло полной потери доверия к банкам. Прекратился отток местного капитала в Москву и началась его концентрация в местных банках, благодаря чему они стали усиливаться, работать по нормальным схемам кредитования и инвестирования. В результате денег в регионах - а именно там и сосредоточены основные секторы экономики страны - оказалось больше. Это положило начало благотворному процессу кредитования тех местных промышленных структур, в устойчивости которых банки были уверены, т. е. кредитования реального производства, чего раньше, ввиду возможности высокодоходных вложений в ГКО, нельзя было добиться призывами. Другой составляющей регионального банковского бизнеса стало обслуживание мелких структур и частных лиц, в том числе через зарплатные карточные схемы.
PC Week: Год назад вопрос об экономии внутренних ресурсов впервые всерьез встал в самих банках. Прошла волна сокращения штатов и зарплаты. Каковы последствия этого для ИТ-служб финансовых учреждений?
Г. З.: Мощность отделов автоматизации - вопрос непростой. В ряде случаев обнаружилось, что они необоснованно раздуты и при отказе от собственных интенсивных разработок должны были бы быть намного меньше. Вследствие кризиса штаты их были ужаты, многим специалистам пришлось искать работу в других областях. Началось перераспределение человеческих ресурсов, а именно квалифицированных программистов, сосредоточенных ранее на разработках банковских систем в сотнях различных вариантов. Неоправданные по общему состоянию дел в стране высокие зарплаты в банках удерживали их от перехода в промышленность или автоматизацию торговли. Полагаю, что после кризиса зарплата по отрасли в целом и в банках в частности в долларовом измерении упала в 2-3 раза. В результате уровень ее стал соизмерим с тем, что могут предложить и другие структуры. Работа высококвалифицированного программиста сейчас оценивается примерно в тысячу долларов в месяц.
PC Week: Какие продукты сегодня находят спрос на рынке банковской автоматизации и как этот спрос согласуется с предложением?
Г. З.: Востребованы в первую очередь централизованные системы расчетно-кассового обслуживания, обслуживания частных лиц и кредитования предприятий. Это основное функциональное ядро у/же, чем использовалось до кризиса, но организациям, имеющим филиалы и отделения, оно требуется исключительно в централизованной конфигурации. Банки стали считать деньги и правильно поняли, что такое решение им обойдется дешевле систем локального офисного характера. Иметь работоспособный продукт такого класса не просто. До кризиса центр тяжести требований к автоматизированным системам лежал в области обеспечения максимально широкой палитры операций, гибкости, например, в построении документооборота, а такой рутинный вопрос, как стоимость бизнеса (т. е. какова его расходная часть), мало довлел над банками. Сейчас важность этого фактора ими осознается. Таковы соображения в отношении спроса.
А что можно сказать о предложении на этом рынке? Создание продукта категории банковского ПО - процесс инерционный, и требуются годы для его разработки, отладки, обкатки, организации сопровождения. Потребители рынка, изменив достаточно резко требования к ПО, пока до конца не осознали, где искать адекватные им предложения.
В пору первой волны автоматизации появилась масса “персоналочных” продуктов, направленных на удовлетворение элементарных насущных потребностей. Рынок насытился этими продуктами, у каждого сформировалась своя клиентская база. На следующем этапе ряд компаний разрабатывали универсальные клиент-серверные проекты, предполагая с их помощью решать любые банковские задачи. Такие системы на деле оказались красивыми моделями, не способными к работе ни в централизованной конфигурации, ни с большими объемами операций. Расчеты процессорной мощности серверного центра, пропускной способности коммуникационных линий и соответствующей им стоимости конфигурации, требуемой для нормальной работы, показывают, что такие затраты экономически не оправдывают себя. Приведение этих характеристик к практически приемлемым идет по пути промышленного моделирования и также является инерционным процессом.
Сейчас наблюдается переориентация потребителей АБС на приближенные к промышленным централизованные клиент-серверные системы, стоимость эксплуатации которых не выходит за разумные пределы. Банки, начиная со средних, занимаются поиском решения-долгожителя, но этот процесс еще более инерционен.
PC Week: В какой форме банки ведут поиск такого решения?
Г. З.: Часто в самой бездарной. Составляется график просмотра системы специалистами банка, однако на деле этот просмотр идет беспорядочно. Существует иллюзия, что продукт можно смотреть кусочками. Нет системного и экономического взгляда на проект в целом. Предпосылок к тому, чтобы был сделан верный выбор, мало. Правильный способ должен строиться на более авторитарных принципах, предполагающих и бо/льшую ответственность за принятое решение, конечно, при условии проведения технической экспертизы. Решение о выборе должно не базироваться на отзывах широкого ряда пользователей, но приниматься, в соответствии с требуемым набором функций, узким кругом лиц - высшим руководством финансового учреждения при технической поддержке квалифицированных специалистов в области банковского ПО.
PC Week: Как сегодня обстоят дела в компании ФОРС?
Г. З.: За прошедший после кризиса год ФОРС в полтора раза увеличил свои обороты и численность сотрудников. Это прежде всего результат разумной упреждающей политики. Мы не поступались качеством в угоду количеству, всегда ориентировались не на сиюминутные требования рынка, но строили системы, которые можно эксплуатировать в централизованных конфигурациях. А поскольку мы не гнались за сотнями клиентов и не раздували свой штат, кризис позволил нам собрать лучшие силы из сферы банковского программирования, оказавшиеся выплеснутыми в этот период на улицу.
Сегодня компания, уделяя большое внимание филиалам иностранных финансовых структур, заключила контракт с одним из крупнейших американских банков в Москве на создание промышленной системы российского бухучета на базе его корпоративной БД.
В заключение напрашивается вывод, что кризис многому научил, хотя вряд ли полученные уроки явились откровением. Не существует такой проблемы, в которой не содержалось бы ничего благотворного для тех, кому приходится ее решать.