Штриховое кодирование практически исключает ошибки в работе технического персонала

Инженер Мареев,

Олег Локтев  

Люди - не винтики! Скорее они молекулы в постоянном броуновском движении. Каждый конкретный сотрудник, вне зависимости от его субъективного желания, вносит в работу немного хаоса. Когда тело фирмы хорошо охлаждено, молекулы слегка вибрируют “строем” вблизи узлов кристаллической решетки. Холодное тело - твердое и может долго сохранять правильную форму. При его нагревании молекулы время от времени срываются со своих мест (совершают ошибки, гонят брак, хамят клиенту) и толкают соседние молекулы, приводя в движение целые пласты коллектива. Ошибки в работе или брак вызывают затяжные цепные реакции потерь и простоев. Твердое тело расплавляется, оно еще плотное, но уже растекается безвольными лужами. Нагревание продолжается - и жидкость закипает и молекулы в виде пара разлетаются во все стороны.

В брежневские времена нам не раз доводилось видеть заводы и фабрики в газообразном состоянии - на следующий день после получки. Сегодня многие (если не большинство) российских фирм еще работают в состоянии “жидкой фазы”. Это уже лучше, чем было. Люди ответственней относятся к работе. Но для эффективного выживания в конкурентной борьбе этого мало. КИС и система качества должны так охлаждать хаотическую энергию каждого отдельного сотрудника-молекулы, чтобы он не мог ошибиться даже при желании. Полностью этого можно достигнуть, лишь заменив людей роботами. Однако уже сегодня при помощи технологии штрихового кодирования можно научить людей некоторым (простым) операциям, которые выполняют роботы.    

 

“Сорок и сорок - рупь сорок, ваши три рубля - шестьдесят копеек сдачи+”

Раньше люди стояли в очередях, где их обвешивали и обсчитывали. Сегодня для десятилетнего подростка шуточная фраза “Бумага нынче дефицит” звучит столь же непонятно, как и “Вот тебе, бабушка, и юрьев день”. Цветочный запах, приглушенная музыка, резиновая лента транспортера подпихивает груду красочно упакованных товаров к таинственно светящемуся окну в кассовом прилавке+ Кассир не глядя перебрасывает покупки в приемный лоток, кассовый терминал печатает широкий чек с названиями всех товаров, ценой, суммой покупки и суммой сдачи.

Однако до чего все-таки меркантильное время наступило! Лет тридцать назад в журнальной публикации мы бы с упоением разбирали конструкции лазерных и си-си-ди-сканеров (CCD: charge coupled device - прибор с зарядовой связью). Сегодня это неинтересно. Гораздо интереснее знать, сколько выложил хозяин магазина “в рублях и в зелени”. Рассказываем. Если кассир держит сканер в руке и с усилием прижимает объектив к колбасе, да еще нажимает на кнопку “готов”, то это CCD ценой от 100 до 200 долларов. Если машинка ручная, но светит сочным красным лучом и с расстояния в 15 сантиметров безошибочно считывает все попадающиеся на пути штриховые коды, то это лазерный сканер стоимостью от 100 до 500 долларов.

Сканер с окошком, вмонтированный в кассовый прилавок, стоит 1000-1500 долларов. Он тоже лазерный. Для того, чтобы “видеть” штриховой код при любом положении товара, в том числе под углом к горизонтали до 80 градусов, такой прибор “выстреливает” поворачивающимся в горизонтальной плоскости лучом несколько сотен раз в секунду.

Все сканеры подключаются к последовательному порту кассового терминала, реализованного на базе персонального компьютера. Помимо стандартных внутренностей персоналки (“Пентюх”, “32 мега”, “винт на 4 гига” и тому подобное) кассовый терминал содержит фискальную память и маленький принтер для чеков (матричный, струйный или термальный).

“Полномасштабное” клиентское рабочее место в качестве кассы - настоящее раздолье для программистов. Касса подключается к локальной сети и основной базе данных. Каждая продажа фиксируется, так что наиболее развитые системы позволяют точно знать, какое количество каждого товара осталось на полке и на складе. Администратор оперативно получает извещение о дефиците, кроме того, сама система автоматически планирует закупки и выполняет сравнительный анализ коммерческой эффективности различных товаров. В ряде случаев кассу оснащают стандартным четырнадцатидюймовым монитором, так что можно спокойно устанавливать Windows 98 и работать в хорошем графическом режиме.

Фискальная память представляет собой секретную плату с ППЗУ (полупостоянным запоминающим устройством), в котором фиксируются все кассовые операции. Фискальная память инициализируется с участием налогового инспектора, защищается паролем и доступна только налоговому инспектору. Это в теории. На самом деле для современного хакера секретность фискальной памяти - то же, что крестное знамение для комсомольца. Но этим редко кто пользуется.

Все сканеры штриховых кодов вне зависимости от конструкции унифицированы по выходу. Штриховой код они передают в компьютер в символьном виде, так что программе остается лишь найти товар в базе данных, взять цену и напечатать название в чеке. Унификация сканеров позволяет легко заменять устаревшие модели на новые.

Кассовые терминалы стоят 2000-4000 долларов. Цена кассового прилавка с транспортером - одна-две тысячи. За монтаж и программное обеспечение нужно заплатить примерно столько же, сколько за аппаратуру. Не дешево, но окупается быстро.

Почему штриховые коды не путаются?

Практически все товары в настоящее время маркируются штриховым кодом. Код EAN-13 (международный стандарт) содержит код страны, код завода-изготовителя и уникальный код товара для данного завода. Заводские коды всем предприятиям-изготовителям присваивает одно из отделений ассоциации EAN (European Article Numbering Assocation). Благодаря этому штриховой код, нанесенный типографским способом на упаковку товара, уникален во всем мире! На оптовом складе или в магазине при оприходовании товара штриховой код считывается сканером и вносится в базу данных. Начиная с этого момента никакие манипуляции по купле-продаже и инвентаризации склада не требуют ручного ввода наименования или цены товара. Вероятность ошибки уменьшается во много раз.   

Расшифровка кода EAN-13

“Чтоб ты всю жизнь торговал фасованным мясом!”

В не столь давние времена это было страшное проклятие. То, что происходит сегодня, не приснится старому мяснику и в кошмарном сне! Парная телятина в обвалочном цеху разрезается на порционные куски и упаковывается в герметичную пленку. Конвейерная лента переносит - теперь уже штучный - товар в весовой цех. Электронные весы со встроенным принтером для печати этикеток или весы, подключенные к компьютеру с автономным принтером, с точностью до одной десятой грамма взвешивают товар и выводят красочную этикетку на самоклеющейся основе. На этикетке кроме обычного кода EAN-13 кодируется масса куска, даты изготовления и реализации, личный код упаковщика. Все эти данные фиксируются в базе данных и позволяют при обнаружении брака (на любой стадии реализации товара) легко вычислить и наказать виновных.

А тем временем+

В других цехах (и на других заводах) режутся, рубятся и отсыпаются с точностью до десятых и сотых долей грамма различные товары, укладываются в упаковку с нанесенным типографским способом кодом товара (все тот же EAN-13 или более информативный EAN-128). Все это размещается в коробках и по конвейерной ленте отправляется на склад. По дороге, непосредственно на конвейере, автоматически выполняется контрольное взвешивание и отбраковка неполных или переполненных коробок. Коробки, прошедшие контроль, маркируются. Маркировка наносится с расстояния 10-30 сантиметров струйным принтером либо пневматической пушкой выстреливается самоклеящаяся этикетка, которая надежно прилипает к коробке. В обоих случаях на коробке проставляется свой технологический код, содержащий код упакованного товара, даты изготовления и реализации (если требуется), массу упаковки и всей коробки, код упаковочной линии. Эти данные фиксируются в базе данных и позволяют наладить производственный и складской учет и ликвидировать нетехнологические производственные потери (иначе говоря, воровство).

Оптовый склад

На оптовый склад так и просятся роботы. В США роботизированных складов процентов тридцать. В Европе - единицы. В России - ни одного. Роботизированный склад - восхитительное зрелище. Сверкая сигнальными лампочками и подавая предупредительные сигналы, мягко скользят самодвижущиеся радиоуправляемые тележки с поддонами. Робот-кран по команде центрального компьютера снимает с тележки поддон с товарами, поднимает его на уровень пустой ячейки и устанавливает на опорные рельсы с точностью до двух миллиметров+

Аналогичный склад без роботов загружается при помощи электрокаров (“вручную”). Работой склада также управляют компьютеры. При загрузке поддонов в ячейки, при подборе заказов и пересортировке товаров система оптимизирует размещение и выборку поддонов по десяткам параметров (группирует товары однотипные и с близким сроком реализации, по партиям, минимизирует пробег каров и тому подобное).

Но+ Человеческий фактор вносит серьезные проблемы. Вероятность ошибки в адресе ячейки при “ручной” установке или выборке поддона очень велика. Дополнительный визуальный контроль всех операций малоэффективен. Кроме того, исправление обнаруженной ошибки требует сложных манипуляций с поддонами и ручной корректировки данных в компьютере, а сами ошибки множатся по цепной реакции. На помощь приходит быстродействующий промышленный принтер самоклеящихся этикеток и радиофицированный (беспроводной) сканер штриховых кодов.

Работа строится следующим образом. Приходуемый товар загружается в приемную зону. Оператор при помощи беспроводного сканера автоматически вводит в систему все данные по товару. Программа подбирает подходящее место для размещения поддона и печатает для него крупную этикетку (10х20 сантиметров). На ней большими буквами приводится адрес размещения, а также сложный штриховой код с указанием товара, количества, дат изготовления и реализации, адреса размещения поддона, уникального идентификационного номера поддона и прочих данных. Поддон размещается в ячейке этикеткой наружу, так что правильность адреса легко проверить.

Товар отпускается в два этапа. На первом производится так называемый “подбор заказа”, когда система автоматически на основании товарного состава заказа определяет координаты складских ячеек, из которых необходимо отгрузить товар. Автоматически определяется доступность товара в стеллаже, из всего объема данной товарной позиции выбираются паллеты для первоочередной отгрузки в соответствии с технологическим циклом работы склада. При этом для грузчиков генерируется список перемещений из адресной области склада в зону отгрузки, где товар группируется по заказам. На втором этапе производится непосредственно отгрузка товара клиентам. При этом отгружаемый товар контролируется с помощью сканера штрих-кода. Таким образом определяется полное соответствие заказанного и отгружаемого товара, контролируется срок годности и исключаются операторские ошибки.

Программа автоматически контролирует правильность выполненных операций и вносит сведения об отгрузке в базу данных.

В дорогу, в дорогу+

По прибытии в магазин товары быстро и точно приходуются на складе - опять-таки с применением сканера штриховых кодов. Однако в этот раз на арену выходит так называемый терминал сбора данных. Внешне он выглядит примерно так же, как и обычный ручной сканер, но на его ручке имеется небольшая алфавитно-цифровая клавиатура и дисплей на жидких кристаллах (как правило, размером 40х20 символов, иногда даже больше). Терминалы сбора данных содержат процессор и блок памяти и представляют собой интеллектуальные устройства с собственным программным обеспечением.

Для их программирования обычно применяется кросс-технология: программа разрабатывается и отлаживается на персональном компьютере (с применением языков типа Бейсика или Си), а затем переносится в энергонезависимую память устройства. Стоимость терминала сбора данных колеблется от 1000 до 2500 долларов.

Терминал сбора данных работает следующим образом. При выполнении операций по приходу товара или инвентаризации склада запускается соответствующая программа, которая фиксирует все прошедшие через сканер штриховые коды и суммирует соответствующие количества товара. По окончании работы оператор устанавливает терминал в специальную контактную подставку, подключенную к последовательному порту компьютера. Соответствующий модуль КИС перегружает данные из памяти терминала в память ПК, подбирает из базы данных товары по штриховым кодам и формирует комплект приходных или инвентаризационных документов.

Эти устройства можно применять также при отпуске товаров с оптового склада (склад-магазин), при отпуске крупногабаритных грузов (когда клиента обслуживают непосредственно на территории склада) и в других аналогичных случаях.

О система качества! О прекрасная, о недоступная+

Все приведенные примеры применения в торговле и производстве штриховых кодов отнюдь не вымышлены. Большинство взяты из реальных заказных проектов КИС, которые фирма ЕМЕ выполняла на протяжении последних пяти лет. В наших предыдущих публикациях (PC Week/RE, N 31/99, с. 17 и N 35/99, с. 26) мы рассказывали о взаимосвязи заказных КИС и корпоративных систем качества. Технология штрихового кодирования может быть важным звеном в цепи механизмов качества. Сканер штрихового кода - это зоркий электронный глаз компьютера. Индустрия автоматизации уже сегодня предлагает бизнесу почти фантастические компьютеризованные механизмы: автоматические поточные линии, гибкие роботизированные модули, ячеистые склады с самодвижущимися тележками и роботами-паллетизаторами, биодатчики (“отпечатки” пальцев, ладони, глаза) для охраны ценностей и контроля доступа+ Не все технологии еще по карману российским предпринимателям. Технология штрихового кодирования - первая ласточка. Мы готовы спорить “два к одному”, что к 2001 году расскажем о недорогом роботе, подключенном к персональному компьютеру и работающем в системе фирмы EME. Ставки принимаются по электронной почте eme@eme.ru.

Приведенный вариант технологических циклов разработан специалистами фирмы ЕМЕ. С авторами статьи можно связаться по телефону: (095) 962-6155.