Корпорация Microsoft сделала еще один шаг к расширению своего присутствия на рынке делового программного обеспечения: 15 сентября было объявлено о покупке ею компании Visio, известного разработчика ПО для проектирования и графического изображения данных. Эта сделка примерно оценивается в сумму 1,3 млрд. долл., что соответствует общей рыночной стоимости Visio, которая будет приобретена путем обмена каждой ее акции на 0,45 акции Microsoft. В день объявления сделки на Уолл-стрит цена акций Visio сразу выросла на 20%, а акций Microsoft - менее чем на 1%.
Компания Visio, преобразованная в подразделение Microsoft, будет работать в составе группы ПО делового назначения, возглавляемой старшим вице-президентом корпорации Бобом Муглиа. Исполнительный директор (CEO) Visio Джереми Джаич (Jeremy Jaech) берет на себя руководство этим подразделением и получает пост вице-президента Microsoft. Тэд Джонсон, один из совладельцев Visio и его технический директор, также станет вице-президентом и будет курировать направление разработки перспективных продуктов.
Информацию о приобретении Visio трудно назвать сенсацией: эта сделка вполне логично продолжает развитие бизнеса Microsoft. Сегодня одним из ключевых направлений в работе корпорации (помимо разработок в области серверных решений и Internet) является перевод “платформы для настольных ПК” с операционной системы Windows на уровень MS Office и создание интегрированной среды для пользователей, относящихся к категории knowledge worker (недавно появившийся термин, обозначающий работников, основу прикладной деятельности которых составляют компьютеры и Internet).
В этом плане набор программ Visio, славящихся высоким качеством графического представления данных, станет хорошим дополнением к продуктам семейства MS Office (пока пакеты Visio остаются автономными).
Оценивая объявленную сделку с точки зрения стратегии развития Microsoft, следует отметить, что стиль корпорации на протяжении всей ее почти 25-летней истории характеризуется чрезвычайно удачным сочетанием делового риска и редким упорством в решении долгосрочных задач. И все это базируется на весьма точном прогнозе тенденций развития рынка. Впрочем, тут были и явные проколы, например, когда в 1995 г. Microsoft откровенно проморгала феномен резкого подъема Internet. Но и этот эпизод говорит скорее в пользу корпорации: как настоящий лидер, она продемонстрировала высокую способность к быстрой коррекции своего курса.
Кстати, бизнес Microsoft развивается не только благодаря расширению собственного производства программных продуктов и поглощения уже существующих компаний (в данном случае Visio). Не менее активно корпорация стремится стимулировать прогресс смежных отраслей, который в свою очередь оказывает благотворное влияние на рост рынка ПО. (Впрочем, такая стратегическая линия четко просматривается и у других лидеров компьютерной индустрии, прежде всего у Intel.) В частности, в прошедшем финансовом году, закончившемся 1 июля, Microsoft более 6 млрд. долл. вложила в сектор телекоммуникаций (из них 5 млрд. долл. - в корпорацию AT&T).
Экономический эффект от таких инвестиций выражается помимо прочего в виде прямых доходов: в 1999-м финансовом году дивиденды от приобретенных Microsoft акций других компаний дали ей прибыль в 1,8 млрд. долл. (год назад этот показатель был равен 703 млн. долл.). Одновременно за прошедший год активы корпорации, обусловленные владением акциями третьих фирм, выросли с 4,7 до 14,4 млрд. долл.