ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Выбор электронных учебников по иностранным языкам в нашей стране достаточно богат и продолжает расширяться благодаря неослабевающему спросу. Летом компания “МедиаХауз” выпустила весьма основательное мультимедийное пособие по английскому языку - Business English. Эта программа, разработанная в прошлом году американской фирмой Syracuse Language, предназначена для самостоятельных занятий и рассчитана на людей с хорошим начальным знанием английского, желающих повысить свою квалификацию. Для полноценной работы с учебным материалом обучаемый должен знать основы грамматики и иметь солидный словарный запас в области общей лексики.
Инсталляция
Утилита инсталляции Business English проста, хотя и не очень интуитивна: значение элементов некоторых диалоговых окон в документации не пояснено, встроенной справки тоже нет. Предусмотрены варианты инсталляции для нескольких европейских языков (в том числе русского) и чисто английский вариант (для обучения методом “погружения”). Различие между этими опциями лишь одно: в английском варианте при работе со списком пройденных выражений можно только услышать правильное произношение слов и просмотреть примеры их употребления, тогда как в остальных вариантах дается перевод выражений на язык обучаемого. Следует отметить, что при установке в среде русской версии Windows 98 инсталлятор выдал несколько сообщений о конфликтах версий программных компонентов, впрочем, дальнейших осложнений это не вызвало.
Помимо самой обучающей программы на компьютер пользователя устанавливаются вспомогательные компоненты - система распознавания речи IBM ViaVoice и мультимедиа-проигрыватель QuickTime.
Интерфейс, содержание и методика
Данное пособие, пожалуй, самое объемное из представленных на российском рынке. Полный комплект программы включает три тома, каждый том состоит из трех компакт-дисков, на которых записано по нескольку уроков. Предусмотрена продажа как всего издания целиком, так и отдельных томов.
Учебные материалы включают наборы видеоклипов и соответствующие им текстовые сценарии диалогов (текст можно отключить), аудиоклипы, перечень пройденных слов и выражений, а также контрольные вопросы. При просмотре видеоклипов можно управлять воспроизведением не только с помощью стандартных средств, но и выделяя мышью текстовые фрагменты - текущая позиция в клипе устанавливается в соответствии с выделенной репликой, что очень удобно. Занятия по предлагаемой методике нацелены в первую очередь на развитие способности понимать устный английский (его американский вариант). В дополнительных упражнениях предусмотрено разучивание сценок по ролям; обучаемый может включиться в диалог вместо любого из персонажей, записать свой голос, а затем воспроизвести озвученный таким образом видеофрагмент с целью подкорректировать произношение. Благодаря обилию диалогов и разнообразию представленных в них тем и стилей общения тренировка получается действительно весьма эффективной. Отвечать на контрольные вопросы можно устно - вышеупомянутая программа IBM ViaVoice довольно качественно распознает ваш ответ. В некоторых уроках вместо видеофрагментов обучаемому предлагается разбор образцов всевозможных деловых документов. Такие уроки имеют косвенное отношение к изучению собственно языка (скажем, занятие по работе с банковскими документами сводится к чтению выписки со счета и ответу на вопросы, связанные не с языковыми моментами, а с запоминанием множества конкретных дат и цифр).
При работе с перечнем пройденных выражений каждое из них произносится диктором, а щелчок правой кнопки на любом слове вызывает встроенный толковый словарь английской деловой лексики. К сожалению, этот словарь, очевидно, создавался в расчете на носителей английского языка, а потому не содержит ни транскрипций, ни аудиозаписей произношения слов.
В некоторых уроках к основному материалу прилагаются лингво-страноведческие пояснения, помогающие лучше понять особенности изучаемых диалогов и расширить общий кругозор. Занятия индивидуализированы: каждый обучаемый входит в программу под своим именем и может отслеживать свое продвижение.
Достоинства и недостатки
Главное достоинство программы - обилие интересных материалов - мультимедийных и текстовых, охватывающих широкий спектр тем и позволяющих существенно развить разговорные навыки и способность понимать устную речь, пополнить словарный запас. Весьма полезны такие модули, как встроенный словарь и культурологические справки и пояснения (Culture tips).
Нам показалось, что интерфейс программы местами недостаточно продуман и интуитивен. Использование клавиатуры не предусмотрено, всплывающие окна словаря и справочника по умолчанию имеют слишком маленький размер, а назначение некоторых экранных кнопок не очевидно. К тому же программа на не очень мощном компьютере может оказаться довольно медлительной: сказывается обилие мультимедийных элементов, которые постоянно подгружаются с компакт-диска, а если вы выйдете из текущего урока в главное меню, а затем снова вернетесь к уроку, то долгая процедура загрузки начнется сначала.
Но с этими недочетами можно смириться, в целом пособие фирмы “МедиаХаус” производит очень хорошее впечатление. Комплект Business English недешев (особенно если учесть, что это не полный курс языка), однако на нашем рынке есть и более дорогие учебники, а поскольку продукт, по всей видимости, рассчитан на предпринимателей и менеджеров, желающих научиться успешно вести деловые переговоры, то цену можно считать приемлемой.
Business English 1.3
Программа обучения деловому английскому языку
Требования к компьютеру: процессор Pentium 100, 32 Мб ОЗУ, 35 Мб свободного пространства на НЖМД, 16-разрядная звуковая плата, графическая подсистема с поддержкой режима HighColor, микрофон, ОС Windows 9x.
Цена одного тома - 45 долл., трех томов - 120 долл.
“МедиаХауз”: (095) 737-8855, www.compulink.ru/cdrom.