Внимание, “Сирена”!
Крылья Родины теперь опираются на опыт IBM, STS и GE Spacenet
Международная технологическая корпорация (МТК) “Сирена” объявила о завершении ответственного этапа работ по созданию автоматизированной системы (АС) управления перевозками на воздушном транспорте “Сирена-3” и начала подключения к ней российских авиакомпаний.
Антенные терминалы VSAT-станций изготавливаются отечественными предприятиями
Мощным инструментом эффективного управления перевозками являются автоматизированные системы бронирования (АСБ). Россия и другие страны СНГ остро нуждаются в мощной современной АСБ. Отсутствие такой структуры приводит к необходимости использовать зарубежные системы (что дорого) и постепенной потере собственного рынка авиаперевозок.
Работы по созданию отечественной АСБ “Сирена” были развернуты в начале 70-х годов. В результате были разработаны системы “Сирена-1”, “Сирена-2” (1981 г.), “Сирена-2.3” и “Сирена-2000”. После снятия запретов КОКОМ было решено приобрести высокие западные технологии и использовать опыт инофирм на основе партнерства с ними, так как данный подход открывал доступ к зарубежным источникам финансирования.
В результате были выбраны: фирма IBM, чьи аппаратно-программные платформы используются в аналогичных системах США и многих других стран, корпорация STS, за которой стоит крупнейшая авиакомпания мира American Airlines с ее опытом разработки ПО для собственной АС SABRE, и GE Spacenet в качестве поставщика оборудования для системы связи и передачи данных (ССПД).
Общая стоимость проекта составляет 152 млн. долл. Для его реализации Eximbank США под гарантии российского правительства предоставил кредит на закупку оборудования, ПО и технологий на сумму 90 млн. долл. Инвесторами также стали 79 авиакомпаний России и ряда стран СНГ. Возврат кредита предусмотрен за счет взимания целевого комиссионного сбора в размере 2,5 долл. при продаже авиабилетов. Проекту придан статус Федеральной целевой программы.
К настоящему времени в рамках проекта освоено 115 млн. долл. Сданы в эксплуатацию центральный обрабатывающий комплекс (ЦОК), телекоммуникационный центр и центр обучения. Модернизированы наземные сети. В сентябре к системе была подключена компания “Уральские авиалинии”, готова к подключению авиакомпания “Самара”. В дальнейшем планируется введение в систему до пяти авиакомпаний ежеквартально. Началась продажа билетов на рейсы.
АС “Сирена-3” предназначена для резервирования авиаперевозок на внутренних и международных авиалиниях, управления отправками в аэропортах, учета выручки авиакомпаний, управления их доходами, ускорения взаиморасчетов между авиапредприятиями и управления грузовыми перевозками. В сентябре введены в эксплуатацию подсистемы внутреннего резервирования авиакомпаний. В IV квартале будут внедрены подсистемы международного резервирования, учета выручки авиакомпаний и управления перевозками в аэропортах.
Центральный обрабатывающий комплекс системы “Сирена-3” базируется на двух мэйнфреймах IBM S390 и работает в реальном масштабе времени. Одна из машин отвечает за резервирование билетов, другая решает коммерческие задачи (выручка, доходы и т. д.). При выходе из строя какой-либо из этих двух ЭВМ другая способна принять на себя полный объем работ. Вычислительных мощностей должно хватить для обслуживания авиаперевозок России и других стран СНГ до 2005 г. Предполагается, что система будет работать с 10 тыс. терминалов. Сейчас она располагает хранилищем данных объемом 1 терабайт.
Разработка и отладка ПО SABRE длилась не один год и обошлась в 2 млрд. долл. Конечно, “Сирена-3” скромнее своего американского аналога, но тем не менее она будет одной из крупнейших АС в мире.
“Мы купили ядро SABRE и с помощью наших специалистов будем наращивать функции системы”, - сказал Алексей Адров, заместитель гендиректора МТК “Сирена”, директор ЦОК. Он считает, что таким образом был осуществлен технологический прорыв и обеспечен выход на мировой уровень АС.
Продолжается развертывание телекоммуникационного сегмента системы. Принят в промышленную эксплуатацию центральный узел спутниковой связи (ЦУС), включающий в себя центральную станцию и антенные комплексы. На территории России установлены 52 малые земные станции (ЗС) VSAT. Уже обеспечена связь с 17 терминалами. Всего в сети будет задействовано 230 ЗС.
Работа ведется через два спутника связи - “Экспресс-6” (80 град. в. д.) и Intelsat-604 (60 град. в. д.). Для этого ЦУС МТК “Сирена” имеет на полигоне ОКБ МЭИ в Медвежьих озерах под Москвой антенну диаметром 12 м для работы в C-диапазоне со спутником “Экспресс” и 9-метровую антенну Ku-диапазона для взаимодействия с ИСЗ Intelsat.
Для VSAT-терминалов решено использовать отечественные антенные системы. Как сообщил Александр Шатров, первый заместитель директора телекоммуникационного центра “Сирена-Телеком”, в российское производство антенных постов вложено 6 млн. долл.
Количество авиакомпаний, агентств и аэропортов, которые будут подключены к АС “Сирена-3”
Сейчас пропускная способность центральной станции 512 кбит/с. Со временем она возрастет до 2 Мбит/с. VSAT-терминалы создают канал со скоростью передачи 128 кбит/с. На ЦУС установлено оборудование AT&T Tridom, обеспечивающее связь через два ИСЗ со всеми ЗС сети в режиме предоставления каналов по требованию.
ССПД “Сирена” будет охватывать авиапредприятия не только России, но и других стран СНГ. Шесть стран уже подписали договор об участии в проекте, а в Минске даже установлена ЗС VSAT. Кроме того, телекоммуникационный сегмент может использоваться для решения дополнительных задач. В частности, уже год сеть гражданской авиации Якутии взаимодействует с разными ведомственными сетями по линиям ССПД “Сирена”.
“Система отвечает требованиям ИКАО и позволяет интегрироваться с глобальной распределительной системой GDS, подключиться к международной сети передачи данных SITA, взаимодействовать с мировым поставщиком информации по тарифам АТРСО и т. д.”, - подчеркнул Юрий Дарымов, руководитель проекта, первый заместитель генерального директора МТК “Сирена”.
МТК “Сирена” : (095) 155-5135.