Информационно-консалтинговый холдинг Algorithm Group провел 8 октября конференцию “Проблема 2000 года в России”. На ней прозвучали ответы на три наиболее злободневных вопроса:
- Как в целом по стране и по отраслям ведется подготовка информационных систем к переходу в третье тысячелетие?
- Что, в частности, делается в связи со встроенными системами?
- Как обстоят дела в атомной энергетике?
Андрей Баркин
П2000 в России - общий план
Пленарное заседание открылось докладом с многозначительным названием: “Состояние информационных систем и общая готовность крупнейших инфраструктурных систем, систем жизнеобеспечения, наиболее социально значимых объектов”. Как вы думаете, кто его сделал? Представитель Гостелекома или, может быть, эксперт одного из 150 сертифицированных им центров компетенции? Увы, нет. Докладчик Андрей Баркин работает в Информационном Центре USAID. Напомним, в 1965 г. по инициативе Президента США Джона Кеннеди было создано Агентство международного развития США (USAID, United States Agency for International Development). С марта этого года в его московском представительстве действует информационный центр: одна из его функций заключается в финансировании работ по П2000 (агентство может предоставлять соответствующие гранты), но кроме того, здесь собирается и обобщается информация о подготовке к 2000 г.
За шесть месяцев Андрей Баркин и его коллеги сумели сделать то, что по чину требуется от людей, получающих зарплату от нашего государства. На деньги американских налогоплательщиков была выполнена работа, позволившая нам узнать о том, что творится в России.
Доклад А. Баркина состоял из двух частей. В первой части была дана обобщенная характеристика “особого пути”, которым идет российское информационное сообщество навстречу 2000 г. К числу достоинств этого пути докладчик отнес довольно печальное, но оказавшееся спасительным в данных условиях обстоятельство - низкий уровень автоматизации. За исключением отдельных примеров, в стране нет систем, способных функционировать без участия человека.
Андрей Любашин
К числу достоинств относится и созданная в советское время техническая цивилизация. Она отдавала предпочтения решениям, которые обеспечивают высокую надежность, может быть, даже в ущерб другим качествам.
К недостаткам А. Баркин отнес форму государственного управления решением П2000, в реальности она сводится к директивно передаваемым указаниям и мало что дает для практической работы. В результате более половины объема подготовительных работ было выполнено силами самих организаций владельцев информационных систем, без рекомендаций и контактов с поставщиками соответствующих услуг.
К отрицательным моментам можно отнести также закрытость работ, связанных с П2000, и стремление во многих случаях подменить решение проблемы обновлением парка аппаратных и программных средств.
Во второй части докладчик предложил результаты анализа по 15 отраслям экономики.
Он оформил их в виде таблиц, где были выделены отрицательные и положительные аспекты в процессе подготовки информационных систем к переходу в третье тысячелетие.
В подавляющем большинстве отраслей плюсы перевешивают минусы, и это дает основание для умеренного оптимизма.
Единственная отрасль, которая совершенно не готова к 2000 г., это пенсионное и социальное обеспечение. О неготовности органов социальной защиты говорилось неоднократно, исследования USAID - лишнее тому подтверждение.
В рамках отчета о конференции трудно передать все сказанное, будем надеяться, что материал доклада будет выложен на московский сайт USAID www.y2kresourcecenter.ru.
Встроенные системы
В докладе Андрея Любашина (компания “РТСофт”) “Опыт решения П2000 для встроенных систем” были определены особенности этих систем, отличающие их от более многочисленных офисных систем:
- особая ответственность;
- многочисленность;
- многообразие аппаратно-программных платформ и средств разработки;
- большая сложность реинжиниринга работающих комплексов;
- распределенность систем.
Решение П2000 в отечественных встроенных системах затруднено огромным многообразием контроллерного оборудования, которое в большинстве случаев морально и физически устарело и требует полной замены.
К тому же отсутствует единая концепция для этого класса систем и основные средства, выделяемые на П2000, используются на информационные системы общего назначения.
Опыт работы компании, а он распространяется практически на все сферы - от космонавтики и обороны до нефти и газа, не дает основания для каких-то панических прогнозов.
Подробнее об этом - на сайте компании “РТСофт” www.rtsoft.ru.
Атомная энергетика
Хотя в заседании круглого стола, проведенного на конференции, участвовали представители двух ведомств - МЧС и Минатома РФ, основной акцент был сделан на проблемах последнего. Это вовсе не случайно: во-первых, проблемы безопасности в отечественной атомной энергетике находятся в центре внимания и в стране, и за рубежом. Во-вторых, заседание было организовано Международным научно-техническим центром (МНТЦ), который непосредственно связан с этой отраслью. Учредителями МНТЦ стали страны Европейского союза, США, Япония и Норвегия, и создан он был, чтобы препятствовать распространению опасных технологий. Деятельность МНТЦ ориентирована на специалистов, высвобождающихся из оборонных тематик, или, как называли их участники стола, “оружейных ученых”. О МНТЦ рассказали его директор Сергей Зыков, главный менеджер по информационным системам Петр Перцов и специальный советник Европейской комиссии Жан-Пьер Концен (Jean-Pierre Contzen). С докладом “Ход работ по решению проблемы 2000 в Минатоме РФ” выступил представитель ЦНИИ Атоминформ Алексей Самсонов.
Он сообщил, что Центром компетенции и Центром 2000 Минатома РФ были подведены итоги первого полугодия по решению проблемы 2000 на предприятиях отрасли. На основании предоставленных данных можно сделать вывод о том, что не выявлено информационно-вычислительных систем, отказ в работе которых при наступлении 2000 г. повлек бы радиационно-опасные или аварийные ситуации.
Более подробно с состоянием дел в атомной промышленности можно ознакомиться в статье “П2000: основные итоги”. Она была опубликована в сентябрьском (№ 33) номере газеты “Атом-пресса”. Дополнительную информацию можно получить на сайтах ЦНИИ Атоминформ (www.x-atom.ru) и МНТЦ (www.istc.ru).
Некоторые мысли, навеянные конференцией
Даже если подтвердится правота тех, кто считает, что П2000 для России сильно преувеличена и страна встретит 2000 г. без особых техногенных потрясений, то и при таком исходе подготовительная суета сослужит хорошую службу. В нее оказались вовлечены практически все действующие лица и исполнители, так или иначе связанные с информационными системами. Происходящее может быть интерпретировано как поверочный инструмент, как своего рода тестер, который позволяет вскрыть подлинную расстановку сил, прояснить роль государственных институтов по отношению к общим проблемам информационных технологий. Дееспособны ли они? Это далеко не праздный вопрос. Хотя роль государства, как регулирующего органа, в условиях наступающей информационной революции огромна и это признано во всем мире, тем не менее это обстоятельство пока мало, а скорее, вовсе не осознано руководством нашей страны.
Значение проблем, стоящих перед обществом в связи с переходом к информационному веку, уже вполне воспринято правительствами, причем не только индустриально развитых стран. Для справки могу рекомендовать сомневающимся, например, посмотреть, как оценивается роль новых ИТ в очень маленькой латиноамериканской стране Коста-Рике, отнюдь не входящей в список мировых технологических лидеров. (Программа на 1998 - 2002 гг. опубликована по адресу: www.micit.go.cr.)