Джон Рендлмен, Паула Мусич

На выставке NetWorld+Interop (N+T), прошедшей в сентябре в Атланте (шт. Джорджия), фирма Cisco Systems (www.cisco.com) представила два амбициозных проекта, нацеленных на повышение производительности и открытости ее сетевых продуктов. Один из них заключается в дальнейшей интеграции голоса, данных и видеоинформации во всем спектре оборудования, выпускаемого этим гигантом сетевых технологий. Второй же призван обеспечить поддержку сетевых настроек на основе базы правил: разработку этой технологии Cisco ведет совместно с корпорацией Microsoft (www.microsoft.com).

Инициатива по интеграции голоса, данных и видеоинформации предполагает создание единой аппаратно-программной архитектуры, с помощью которой фирма намерена обеспечить передачу мультисервисного трафика на всем протяжении сети - от одного конечного пользователя до другого. Как нам стало известно, создаваемая архитектура сможет охватить не только новые интегрированные сетевые компоненты, но и модификации ранее разработанных Cisco продуктов. Однако центральное внимание в ней будет уделяться IP-телефонии.

Вновь обращаясь к планам передачи голоса по IP-сетям, Cisco надеется обеспечить открытую поддержку IP-телефонии во всем спектре своих устройств, включая маршрутизаторы и коммутаторы для ЛВС.

Средства IP-телефонии сегодня выпускают многие производители, однако все они строятся на базе фирменных аппаратных и программных решений. Теперь же Cisco собирается перевести свои системы данного класса на открытые совместимые стандарты ЛВС. Фирма уже работает над этим в рамках программы Open Packet Telephony (открытая пакетная телефония), нацеленной на создание нового класса оборудования для операторов связи.

Помимо прочего инициатива предусматривает модернизацию коммутаторов ЛВС серий 5500 и 6500, которые станут более пригодными для IP-телефонии.

Одним из первых шагов к открытым платформам будет модернизация семейства Cisco IP Telephones. Права на эту систему телефонной связи по IP-сетям Cisco получила в прошлом году, когда за 145 млн. долл. приобрела фирму Selsius Systems.

Анонсировала Cisco и новые сетевые функции на базе правил, получившие название Qualitative QOS (“высококачественное QOS”). Работа над правилами ведется совместно с корпорацией Microsoft. В их основу закладываются расширения к стандарту DiffServ, который сейчас разрабатывается Целевой группой инженерной поддержки Интернета (IETF) и призван определить широкий диапазон приоритетов для различных типов трафика, передаваемого по ГВС.

В объединенном проекте Cisco и Microsoft, известном среди участников IETF под именем End-to-End QOS (качество обслуживания по всему каналу связи), стандарт DiffServ будет дополнен протоколом резервирования ресурсов RSVP (Resource Reservation Protocol). Использовать его планируется в коммутаторах и маршрутизаторах ядра сети, а также на ее границе, где размещаются приложения.

Во время проведения выставки N+I была организована демонстрация возможностей такой схемы. Эксперимент проводился в Нью-Йорке и транслировался через “Всемирную паутину” в Атланту. В его ходе конечная станция под управлением Windows 2000 подключалась через коммутаторы Cisco к приложению R/3 фирмы SAP и посылала запрос на резервирование полосы пропускания, необходимой для его работы. Коммутатор Cisco, в свою очередь, анализировал трафик на соответствие заданным правилам и определял требуемый уровень обслуживания. Правила задавались с помощью ПО Cisco QOS Policy Manager (диспетчер политики качества обслуживания), а отрабатывали их коммутаторы этого же производителя.

В начале года Cisco и Microsoft представили на рассмотрение целевой группы IETF расширения к стандарту. В настоящее время этот орган стандартизации анализирует проект новой спецификации, которой уже присвоено имя Internet DiffServ Extensions.

“Наконец-то появляется возможность применять правила на всем протяжении канала связи вплоть до конечных станций, готовых заговорить на том же языке, что и коммутаторы с маршрутизаторами, - отмечает один из технических специалистов. - Теперь мы можем задавать конкретные уровни или типы транзакций для отдельных приложений вроде команды "Doom - выгрузить, печать приостановить, а вместо всего этого заняться раздаточной ведомостью"”.

Работы над стандартом DiffServ, как ожидается, будут завершены в начале следующего года. “Маркируя с его помощью пакеты и задавая таким образом параметры обслуживания классифицированного трафика для всех сетевых устройств на маршруте его пересылки, мы повысим качество обслуживания на всем протяжении канала”, - отмечает Эсмеральда Сильва, аналитик корпорации International Data (Фреймингхем, шт. Массачусетс).

На сегодняшний день Cisco и некоторые другие производители создали фирменные механизмы разработки и выполнения правил обслуживания приложений в IP-сетях. Однако обилие индивидуальных решений проблемы качества только запутывает конечных пользователей.

Целевая группа технической поддержки Интернета IETF пришла к заключению, что повышение качества обслуживания в IP-сетях и налаживание их взаимодействия с традиционными технологиями передачи голоса и данных связаны с большими трудностями. Все такие проекты преследуют общую цель: дать администраторам средства для поддержания объединенного трафика по всей IP-сети и возможность его распределения по уровням обслуживания с учетом индивидуальных потребностей конкретных приложений.

    

Cisco повышает голос

Усиленный натиск фирмы на корпоративный рынок IP-телефонии:

- оснащение коммутаторов для ЛВС серий 5500 и 6500 улучшенными функциями обработки голосового трафика;

- перевод телефонных аппаратов Selsius для IP- и Ethernet-сетей на открытую программируемую платформу;

- разработка полномасштабных систем IP-телефонии, способных заменить офисные телефонные станции.