За последние несколько лет в российском компьютерном бизнесе сформировался небольшой, но заметно растущий сектор, представленный фирмами, именуемыми Web-студиями, специализирующимися на разработке сайтов. С учредителем одной из таких фирм Андреем Зотовым встретился главный редактор нашего еженедельника Эдуард Пройдаков.
PC Week: Андрей, думаю, что многим нашим читателям было бы интересно узнать, как устроена ваша фирма V6 и чем она занимается.
Андрей Зотов: Года три назад я решил делать бизнес самостоятельно. Вместе с друзьями решил открыть частную фирму, рассчитанную на Интернет-сервисы. Так появилась V6, которая была задумана как фирма, разрабатывающая Web-сайты на промышленной основе, что означало, прежде всего, стремление создать технологию высокопроизводительного производства сайтов. Эту технологию на протяжении последних трех лет мы и отрабатывали. На сегодняшний день мы - одна из немногих компаний, в которых работает реальный конвейер по производству сайтов.
Он выглядит довольно просто - весь персонал разбит на группы: первая группа работает с заказчиком. Это люди, которые определяют функциональные требования к будущему Web-узлу и отвечают на вопрос, что клиенту нужно. В советское время, если помните, таких людей называли постановщиками задач. Американцы их называют researcher или field researcher. На выходе этой группы создается более-менее подробная спецификация того, что хотел заказчик. Эта спецификация поступает в работу к группе дизайнеров. В отличие от многих других Web-студий у нас в штате всего два дизайнера. Мы принципиально ориентируемся на аутсорсинг дизайнерских услуг, прежде всего потому, что у заказчиков очень разные требования к художественной стороне дизайнерской работы. Как бы ни был хорош конкретный дизайнер, у него есть индивидуальный стиль, который прослеживается во всех его работах. Часто наши заказчики просят сделать экзотическое или, наоборот, классическое или отличающееся (неотличающееся) от... далее следует указание работы кого-нибудь из известных дизайнеров, и т. д. Поэтому с нами работает много дизайнеров, в том числе из других городов. Кроме всего прочего это и намного дешевле. Все-таки рынок рабочей силы в Москве более дорогой, чем, скажем, в Томске или Твери.
PC Week: Означает ли это, что дизайнеры из регионов могут к вам обращаться с предложением своих услуг?
А. З.: Разумеется. Мало того, по некоторым проектам мы проводим мини-конкурсы. Мы объявляем, что существует такой-то проект, вот его концепция и описание функционала, вот основные требования к графике - пожалуйста, представляйте ваши работы. Победитель получает возможность участвовать в проекте, а за второе место выплачивается фиксированное денежное вознаграждение. Остальные не получат ничего, но зато у них есть возможность попробовать свои силы и увидеть работы других.
В результате работы дизайнеров появляется то, что передается в следующую группу, группу верстальщиков - тех, кто собирает весь функционал и делает “сайт с кнопочками”, но без наполнения. Наполнением занимается группа программистов, которая воплощает то, что, собственно, происходит на сайте, - заполнение анкет, Интернет-форум, лотереи, электронный магазин, обработка базы данных с получением статистических результатов, если необходимо, и т. д. Таким образом на этом этапе завершается процесс создания прототипа сайта. Для того чтобы он стал настоящим Web-сайтом, его нужно разместить в Web-пространстве и запустить процедуру сопровождения. Любой Web-сайт мертв, если он не обновляется, не подправляется, не развивается. Этот процесс мы считаем одной из главных услуг и объясняем заказчикам, что именно сопровождение и развитие сайта определяют его успех в Интернете. Мы активно ориентированы на сопровождение Web-сайтов. Клиент не должен получать на руки раз и навсегда сделанную серию картинок. Он должен быть уверен, что, когда ему придет в голову очередная гениальная идея, она будет реализована быстро, эффективно и за предсказуемые деньги. Поэтому основное наше подразделение - это группа сопровождения, и она - последняя в этой технологической цепочке. Она принимает прототип сайта в эксплуатацию. Его хостинг возможен как у нас на серверах V6, так и на серверах у кого-то из ведущих провайдеров. Это - по выбору заказчика и с учетом прогнозируемого трафика.
Я еще не упомянул об отдельной группе разработчиков SQL-серверов, которые включаются в разработку всегда, когда требуется реализовать мощную онлайновую базу данных, но поскольку это нужно не в каждом проекте, то они привлекаются на уровне внутреннего аутсорсинга.
PC Week: Что же вы в итоге выиграли, построив такой конвейер?
А. З.: Каждая из этих групп специализирована, т. е. мы можем иметь людей менее универсальных, чем в обычной Web-студии, но зато более производительных. Это классический конвейер со всеми его преимуществами, как, скажем, в автомобильной промышленности, с той разницей, что у нас отсутствует “абсолютно типовой” проект. Гибкое производство на конвейере содержит в себе определенное противоречие. Чтобы его нейтрализовать, мы активно используем еще и дисциплину рабочих групп - для каждого проекта создается такая группа, куда входит представитель каждого участка. У группы есть руководитель, отвечающий за то, чтобы проект успешно прошел все стадии разработки и добрался до “сопровождателей” или был передан полностью в сопровождение заказчику. В случае необходимости мы разрабатываем эксплуатационную документацию по всей форме, с учетом опыта ГОСТированных документов. Хотя я считаю, что сопровождать сайт должен тот, кто его разрабатывал.
В результате введения такой методики разработки мы получили возможность строить сложные Web-серверы, работающие с базами данных и имеющие огромное количество интерактивных компонентов, практически на уровне себестоимости, которая заведомо ниже, чем стоимость услуг универсализированной Web-студии. То есть для нас публикация заявления, что мы не берем заказы меньше $5000, - нонсенс, потому что каждый заказ по его спецификациям просчитывается. И мы видим по каждому проекту свою будущую прибыль и можем принимать решение, брать ли, скажем, заказ за $3500 или не брать, делать ли вот этот маленький Web-сайт - визитную карточку какой-нибудь корпорации - за $1500 или не надо. И могу сказать, что мы можем работать прибыльно даже при заказах ниже $1500, но, конечно, это зависит от спецификаций. Но мы часто берем и такие заказы. Для нас нет требования делать сайты не ниже заданного уровня стоимости, есть требование делать сайты не ниже заданного уровня рентабельности. Предельный уровень рентабельности, который мы себе позволяем, - 15% на сайт. В случае, когда мы заинтересованы в заказчике и во взаимоотношениях с ним, можем сделать сайт и себе в убыток. Впрочем, это общая практика и для нас, и для наших друзей-конкурентов.
PC Week: Сколько человек работают на этом “конвейере”?
А. З.: 12 штатных сотрудников, не учитывая группу из четырех SQL-программистов и группу АУП. 16 человек с нами работают внештатно, как правило, надомно. Это люди, которым мы не создаем специальные рабочие места, но которые знают, что от V6 они будут регулярно получать заказы. Причем уже наметилась определенная ротация. Некоторые наши бывшие “внешние” сотрудники вошли в состав постоянной команды.
PC Week: Что вы считаете своим наибольшим достижением?
А. З.: Большая часть того, что мы делаем, хотя далеко не все, опубликована на сайте www.v6.ru. Мы не публикуем на нем проекты, в которых по каким-то причинам заказчик попросил не указывать наше авторство, а также те, где мы делаем большей частью внутренние работы, например, осуществляем программирование работы с базами данных для серверов типа “бизнес-к-бизнесу”. Такие проекты уже появились. Мы не публикуем международные проекты, так как не имеем на это разрешения. Сейчас делаются отдельные проекты на французском, английском, немецком языках для европейских заказчиков. Подключиться к работам за океаном очень сложно, так как нужно иметь расположенного рядом с заказчиками партнера, который может обеспечить создание и поддержку потока заказов. Делать бизнес через океан, не имея там службу продаж, невозможно. Все остальное можно сделать виртуально, а продажу нужно все-таки осуществлять “глаза в глаза”. В США у нас такой партнер не сформировался, а в Европе такие партнеры есть и нас активно привлекают к разработкам. Когда мы подсчитали количество сделанных за год сайтов, то обнаружили, что, видимо, входим в тройку ведущих Web-студий в стране.
PC Week: А можно назвать лидеров среди Web-студий?
А. З.: Если отбросить студии провайдеров, потому что делать, наряду с большими серверами, за очень маленькие деньги большое количество маленьких проектов - это из другого бизнеса, то, я думаю, что лидеры - это студия Артемия Лебедева, это Actis Systems Павла Черкашина, “АльтерМадиа” Льва Глейзера и его команды.
PC Week: С начала этого года в российском Интернете появились какие-то деньги и, по моим оценкам, оборот Web-строительства достиг 5 млн. долл. в год. Согласны ли вы с этой оценкой?
А. З.: Я думаю, что в этом, посткризисном, году он может быть немного меньше. Лидеры веб-производства делают по 30 - 35 проектов в год, и их обороты, как мы думаем, лежат в районе 500 тыс. долл. (у каждого). Но на них приходится подавляющее большинство оплачиваемых заказчиками проектов.
PC Week: Сейчас очень модна тема электронной коммерции. Вы работаете в этом направлении?
А. З.: Для тех заказчиков, которые хотят, чтобы у них был такой компонент, мы его просто делаем. Но могу сказать, что я не отношусь к тем людям, которые считают электронную коммерцию правильным и супермодным направлением в разработке Web-сайтов для Интернета и интрасетей, потому что, на мой взгляд, осуществление коммерции в этой среде в течение полугода в мгновение ока превратится в commodity, в товар. Будут наработаны десятки разных технологий, на которых все это будет строиться, и не будет здесь прорыва для тех, кто занимается разработкой Web-сайтов. Это адресовано тем, у кого есть что продавать. Для них это важно, для них это будет как новый универмаг или универсам. Мы, например, сейчас параллельно делаем три совершенно разных электронных магазина. С нашей точки зрения, это просто еще один вид специализированной услуги в Интернете. Поэтому не верьте во все эти разговоры, что электронная торговля - это будущее Интернета. Да ничего подобного, электронная торговля - это будущее торговли!
PC Week: А в чем же тогда вы видите будущее Интернета?
А. З.: Будущее в communities, в Интернет-сообществах. Будущее в том, сколько людей ты сможешь привлекать к своим серверам и делать их своими постоянными зарегистрированными клиентами. Чем больше ты знаешь о тех, кто ходит к тебе, тем властнее и интереснее ты становишься для Интернета в целом. Через какое-то время все человечество будет зарегистрировано в базах данных Интернета. Это изменит многие вещи, например, поиск и найм на работу изменятся в принципе.
PC Week: Это чревато в обе стороны. Мой знакомый в Калифорнии платит полтора доллара в месяц, чтобы его телефон не был указан в телефонной книге, и там таких людей 75%. Это отдельная интересная тема. В завершение беседы я хотел бы спросить о том, насколько интересны российские сайты для инвесторов.
А. З.: В рамках работ V6 определенную долю играет стремление попутно создавать проекты, пригодные для капитализации, т. е. последующей продажи. Первый наш такой проект уже известен, и он уже передан инвестору. Мы считаем, что это положительное явление и очень благодарны этому инвестору, так как его деньги позволили нам больше средств вкладывать в развитие новых проектов, о которых вы скоро услышите. Сейчас инвестиционный интерес к российскому Web’у резко вырос. Мы участвуем в целом ряде обсуждений на эту тему с разными партнерами. В частности, совместно с несколькими нашими коллегами по линии РОЦИТ мы взаимодействуем с PriceWaterhouse&Coopers, а с их помощью - с целым рядом других инвестиционных институтов, чтобы создать методику формирования эффективного инвестиционного пакета в российском Web-пространстве. Это должно позволить финансировать даже сравнительно малые проекты в России. Эта работа идет, и я думаю, что в ближайшие полгода-год нас ожидает очень много интересного.