ЗАО ПКТ (Первый контейнерный терминал) - это стивидорная компания, занимающаяся перевалкой и хранением контейнерных грузов, созданная при участии ОАО “Морской порт Санкт-Петербург”.
“Мы храним около 6000 контейнеров на территории в три квадратных километра, - говорит Алексей Ермолин, заместитель генерального директора ЗАО ПКТ по информационным технологиям. - При этом очень много времени мы теряем из-за того, что у нас нет системы оперативного управления их перемещениями по складу. Бывали случаи, когда на поиски контейнера уходило несколько часов. Для оптимизации работы нам необходимо выходить на новый качественный уровень”.
Стремясь улучшить ситуацию, руководство терминала приняло решение автоматизировать ряд процессов и приступило к реализации проекта, цели которого были сформулированы следующим образом:
- обеспечение оперативного планирования работ с использованием текущей информации об обстановке на контейнерном терминале;
- сокращение времени оформления грузовых документов;
- сведение к минимуму ручных операций при планировании работ (составление планов погрузки и каргопланов, выдача заданий на радиотерминалы и электронные табло);
- оптимизация работы погрузочной техники за счет использования диалогового режима при выдаче команд и получения точной информации о местоположении погрузчиков, оптимизация размещения контейнеров и сведение к минимуму порожних перемещений автоконтейнеровозов;
- сокращение простоев автомашин, судов, железнодорожных составов благодаря планированию работы персонала и погрузочной техники на основе информации о текущем расположении контейнеров.
Ядром проекта является система оперативного управления контейнерным терминалом. После тщательного изучения зарубежного опыта генеральным подрядчиком была выбрана компания “СОЛВО”.
“Рассматривая западные системы, - комментирует свой выбор Алексей Ермолин, - мы практически сразу поняли, что они нам не подойдут. Во-первых, системы, используемые на зарубежных контейнерных терминалах, требуют для успешной работы четкой информации по грузам (сроки вывоза, принадлежность и т. д.), а в нашем порту, к сожалению, такая информация часто появляется на значительно более позднем этапе обработки контейнера. Во-вторых, на нашем терминале значительный процент составляют конвенциональные грузы, затариваемые или растариваемые в контейнеры. В-третьих, стоимость их установки, локализации, сопровождения существенно выше. Не хотелось бы периодически вызывать специалиста, скажем, из Голландии, оплачивая ему дорогу и проживание. Таким образом, мы остановились на отечественном разработчике”.
В начале июня ЗАО ПКТ начало работу над проектом автоматизации управления перевалкой грузов.
В деятельности терминала можно отметить чисто российскую специфику: терминал одновременно является складом временного хранения Балтийской таможни. Программный продукт “Сириус”, разработанный компанией “СОЛВО”, позволяет эту специфику учесть. Система способна оперативно управлять сложными операциями, производимыми на контейнерном терминале, поскольку в ней применяются новейшие разработки в области ПО и современное технологическое оборудование.
Так, она использует данные спутникового позиционирования и сопровождения подвижных объектов, получаемые на базе глобальной системы спутниковой навигации (GPS).
В “Сириус” также входят система электронной идентификации, комплект радиооборудования и электронные табло. Система управления взаимодействует с системой документооборота, разрабатываемой службой информационных технологий ЗАО ПКТ. Такой программно-аппаратный комплекс позволяет управлять работой всей погрузочной техники на территории терминала и вычислять точные координаты каждого контейнера. Планируется задействовать 8 серверов и около 150 рабочих станций.
Система документооборота предоставляет возможности централизованной подготовки документов, хранения большого объема документации и быстрого доступа к необходимой информации.
Система позиционирования помогает отслеживать движение контейнеров по территории терминала и, таким образом, получать информацию об их местоположении в заданный момент времени; отслеживая перемещение погрузчика по территории терминала, система управления может выдавать задание на конкретную операцию именно тому оператору, который находится ближе всего к месту ее выполнения; менеджеры получают уведомления об отклонениях движения погрузчиков от намеченной траектории, т. е. о фактах их выхода за пределы рабочей зоны, неоправданно долгих простоях и т. п.
С помощью системы электронной идентификации удается сокращать простои трейлеров в очередях, благодаря фиксации их прибытия в определенные зоны терминала; кроме того, при проверке содержимого трейлера тальманом сокращается ручной ввод с клавиатуры.
Комплект радиооборудования позволяет поддерживать диалоговый режим между системой управления и персоналом; получать оперативную информацию о начале и завершении выполнения задания или о проблемах, препятствующих его выполнению; принимать оперативные решения по устранению возникших проблем и возобновлять прерванную работу; фиксировать время начала, окончания и выполнения операции каждым работником терминала.
В начале октября были завершены подготовительные работы по установке системы управления перевалкой грузов:
- установлено оборудование системы спутникового позиционирования и сопровождения подвижных объектов;
- установлен сервер системы оперативного управления, проведена его настройка;
- налажено взаимодействие системы оперативного управления с системой позиционирования;
- налажено взаимодействие системы оперативного управления с системой документооборота.
Основное достижение на этом этапе заключается в том, что обеспечена возможность передачи в систему документооборота данных о передвижении контейнеров по территории терминала.
“В результате применения новой системы управления складом мы ожидаем увеличения эффективности работы терминала на 20%, - утверждает Алексей Ермолин. - Расчеты, проведенные на модели терминала, позволяют надеяться и на более высокие показатели”.
К автору можно обратиться по адресу: roma@solvo.spb.su.
Выдержка из досье
Санкт-Петербургская компания “СОЛВО” (www.solvoltd.com) образована в 1992 г.
Ее численность - 30 человек.
Основное направление деятельности - разработка компьютерных систем управления складским и производственным процессами. В течение длительного времени фирма сотрудничала с американскими корпорациями BDM и TRW, обслуживая исключительно западных клиентов. Среди ее заказчиков - фирмы AGFA, Stroh Brewery (производство пива), WELL’s (склад автозапчастей), POLYGRAM и др. Работа на западном рынке и сегодня является одним из направлений работы компании.