Когда компьютеры ломаются, на ИТ-менеджеров сваливаются дополнительные заботы, связанные с их отправкой в ремонт. Но Бобу Нойебергеру приходится думать еще кое о чем: о пыли. Дело в том, что его компьютеры работают в “чистых цехах” по производству полупроводниковых приборов корпорации National Semiconductor (Санта-Клара, шт. Калифорния). Всякий раз, как один из них сломается, его приходится не только вывозить на ремонт, но и пропускать затем через долгую и дорогостоящую процедуру очистки перед возвращением в производственное помещение.

Какое же решение он нашел? Заменил ПК тонкими клиентами, которые в случае неисправности идут прямиком в утиль. И эта затея полностью себя оправдала. Экономия затрат оказалась настолько впечатляющей, что теперь Нойебергер готовится перевести на тонкие клиенты всех пользователей National Semiconductor. Успешно примененная им методика одноразового использования компьютеров становится все более популярной даже в компаниях, не обремененных дополнительными проблемами вроде поддержания идеальной чистоты в помещении. Четыре года спустя после того, как Ларри Эллисон из корпорации Oracle (и ряд других деятелей компьютерной сферы) предсказал победу тонких клиентов над обычными настольными ПК, они начинают, наконец, приобретать определенное распространение в компаниях, заинтересованных в снижении расходов на содержание компьютерного парка.

По оценкам исследовательской корпорации International Data (Фреймингхем, шт. Массачусетс), в текущем году было продано 689 тыс. тонких клиентов, что вдвое больше, чем в прошлом, а в будущем году, по прогнозам, это число опять удвоится (см. диаграмму).

Лидеры рынка тонких клиентов

Тонкие клиенты осваивают не только те ниши, куда еще не вторглись ПК, но, согласно данным директора по программе Enterprise Thin Client из IDC Эйлин О’Брайен, заменяют также устаревшие машины с процессорами серий 286, 386 и 486. Правда, никакого влияния на рынок ПК эти продажи в ближайшем будущем все равно не окажут, поскольку большинство тех, кто работает с информацией, пока не готовы сменить функционально полный компьютер на “недоделанную” модель. Однако рост поставок тонких клиентов свидетельствует о том, что рынок этих устройств жив и продолжает развиваться, хотя и несколько медленнее, чем предсказывалось. "Вокруг рынка тонких клиентов было поднято уж слишком много шума, и это не принесло ему пользы, - считает О’Брайен. - Но теперь, когда укрепилась его техническая база и он получил поддержку стольких производителей, тонкие клиенты превратились в реальную альтернативу настольным ПК.

Фактор Microsoft

В последние месяцы свои новые версии тонких клиентов выпустили на рынок корпорация IBM, фирма Sun Microsystems и компания Hewlett-Packard, а корпорация Compaq Computer совсем недавно анонсировала новый Windows-терминал. Если учесть, что Terminal Server Edition (терминальный сервер корпорации Microsoft), по определению одного из пользователей, “наконец действительно готов к работе”, то можно предположить, что тонкие клиенты вот-вот громко заявят о себе.

Нойебергер считает, что в этом заслуга Microsoft: “Когда фирма Citrix Systems была единственным поставщиком ПО для организации серверных вычислений с использованием тонких клиентов, компаниям приходилось буквально вымаливать у производителей такие продукты, как, например, драйверы для принтеров. С выходом на этот рынок Microsoft все необходимое появилось в изобилии”.

Однако нынешние тонкие клиенты - не для всех. Это стационарные устройства и, следовательно, мобильным пользователям они не подходят. В тех же компаниях, где сотрудники постоянно прикованы к своим рабочим столам, прежде чем перейти на тонкие клиенты, придется решить, кто настоящий хозяин пользовательской машины и кто будет заниматься ее конфигурированием. Если эта проблема покажется вам несущественной, подумайте о том, что на серверы и сети ляжет дополнительная нагрузка по поддержанию всех тех корпоративных приложений, которые прежде исполнялись на клиентских ПК.

Таким образом, внедрение тонких клиентов - не такая уж простая задача. “Я бы сказал, что все участники этого рынка еще проходят фазу обучения, - комментирует ситуацию менеджер по маркетингу продуктов из HP Брент Ремай. - Значительной части покупателей известно о существовании таких устройств и о тех преимуществах, которые они с собой несут. Но их еще многому предстоит научить”.

Даже после усвоения соответствующей информации многие пользователи будут не готовы принять тонкие клиенты, до тех пор пока услуги провайдеров приложений (ASP, application service provider) не получат на рынке широкого распространения, полагает директор по каналам сбыта и маркетингу устройств серии Network Station корпорации IBM Хауи Хангер. Вот когда малые и средние предприятия смогут “арендовать” приложения, преимущества тонких клиентов станут для них действительно весомыми. “Рынок растет, - продолжил он, - но многое еще должно произойти, прежде чем на нем начнется настоящий бум”.

К факторам, мешающим более широкому распространению тонких клиентов, следует отнести и устойчивое (по крайней мере, в среде пользователей) представление, что тонкий клиент - это нечто менее полноценное, чем ПК. По признанию главного технолога группы Information Appliances and Webtop фирмы Sun Дуэйна Норткатта, это мнение действительно справедливо в отношении устройств предыдущего поколения.

Никаких жертв

“Раньше, если вы хотели снизить цену и сократить расходы на техническую поддержку компьютера, приходилось отказываться от некоторых его функциональных возможностей или ограничивать их, - пояснил Норткатт. - Как следствие, тонкий клиент существенно отличался от обычного ПК, и пользователи оставались разочарованными”. По его словам, Sun решила проблему дальнейшим “утончением” клиента - переводом на сервер буквально всех функций. “Мы не пожертвовали ни одной функциональной возможностью настольного ПК. Все они на месте”.

То есть все они доступны с помощью нового клиентского устройства Sun Ray 1, неразрывно связанного с серверным ПО Sun Ray, на которое возложены и функции управления этими устройствами. Пользовательский интерфейс не стал беднее, поскольку технология Sun Ray Hot Desk немедленно предоставляет каждому работнику доступ ко всем используемым им приложениям с любой клиентской машины той же рабочей группы.

По словам Норткатта, эта модель привлекает пользователей тем, что она не нуждается в обслуживании и резервном копировании данных, а также работает без шума.

Правда, последний фактор не сыграл никакой роли, когда было решено установить тонкие клиенты в производственных ангарах подразделения ремонта самолетов компании B. F. Goodrich. Как пояснил Джим Гахаган, директор информационных и технологических служб подразделения Goodrich, занимающегося обслуживанием и ремонтом авиатехники, в ангаре предпочтительно использовать одноразовое оборудование. Воздушные корабли собраны из многих тысяч деталей, и состояние и судьбу каждой из них необходимо отследить и отразить в документации, подаваемой в Федеральное авиационное управление США. Размещение компьютеров прямо на производственной площадке среди кранов, подмостков, самолетов и грузовиков несколько упрощает дело, однако это означает, что их неизбежно будут пинать, ронять, топтать.

До недавнего времени Гахаган покупал обычные ПК с мониторами по цене около $1500 за комплект. Предполагаемое снижение цен на тонкие клиенты до $200 открывает перед ним весьма заманчивые перспективы: “Никакого ремонта, никакого обслуживания и поддержки, никаких накладных расходов. А в случае чего такое устройство не жалко и выбросить”. Итак, он решил рискнуть, установив в производственных помещениях 50 - 100 машин. Гахаган не скрывает, что сознательно не ускоряет события, чтобы “приучить людей к виду компьютера в ангаре”.

Первые результаты оказались настолько обнадеживающими, что Гахаган рассчитывает в ближайшие несколько лет перевести на тонкие клиенты всю компанию - от цехов до кабинетов топ-менеджеров. “С точки зрения совокупной стоимости владения, - говорит он, - это решение просто великолепно. Пользователь получает все то же, что и прежде, минус необходимость заботиться об обеспечении безопасности и резервном копировании данных, а моей службе не придется тратить на поддержку и сопровождение столько сил, сколько уходит на ПК”.

Нойебергер из National Semiconductor тоже надеется, что сумеет увлечь свою компанию по этому пути, и считает, что собранных им аргументов в пользу повсеместного перехода на тонкие клиенты уже достаточно. ПО поддержки подобных устройств появилось на серверах компании еще в 1997 г. (первоначально это была система WinFrame фирмы Citrix) после закупки первых 300 машин фирмы Wyse Technology для завода в Арлингтоне (шт. Техас). Дела пошли успешно, и в течение прошлого года число тонких клиентов на нескольких заводах компании было доведено до 800. Это составляет чуть больше 10% от всего парка клиентских компьютеров компании, но общие затраты на обслуживание и сопровождение настольных машин снизились с $7600 на одно устройство в 1997 г. до $3300 в 1998-м. В нынешнем году этот показатель, как ожидается, составит $3200, а в будущем - $3100.

Рынок тонких клиентов

По словам Нойебергера, сокращение затрат более чем наполовину обусловлено отсутствием необходимости в поддержке тонких клиентов и снижением разнообразия конфигураций настольных компьютеров. “Если у вас 1000 пользователей, приходится поддерживать 900 различных конфигураций”, - шутит на больную тему Нойебергер, зная, что для него эта проблема уже не так актуальна.

Почти на финишной прямой

Тем не менее тонкие клиенты не исключают необходимости в модернизации серверного ПО. Начав в National Semiconductor с системы WinFrame, работавшей в среде Windows NT 3.5.1, Нойебергер обнаружил, что возможностей этой ОС недостаточно для поддержки всех используемых приложений. Теперь в компании завершается переход на Terminal Server Edition for NT 4.0, и Нойебергер рассчитывает довести количество тонких клиентов до четырехзначного числа и даже заменить ими некоторые настольные ПК.

Последнее, однако, означает, что придется отбирать у пользователей “любимые игрушки”, а Нойебергер лучше многих других знает о том, как трудно бывает это сделать. “Служащие моей компании относятся к персональному компьютеру, как к личной собственности, - поясняет он. - Со временем сформировалось устойчивое представление, что каждый пользователь имеет полное право самостоятельно конфигурировать ПК и настраивать по собственному усмотрению графический интерфейс”. В эпоху тонких клиентов, когда компьютер по статусу оказывается близок к телефону, он перестает быть “персональной машиной” и превращается в производственный инвентарь, не несущий в себе каких-либо следов проявления индивидуальности пользователя. Сотрудникам компании придется изменить свое отношение к настольным компьютерам. “Это совершенно новая вычислительная парадигма”, - подвел итог Нойебергер.

Проводить в жизнь идею “великого перелома” он начал с обращения в свою веру высшего руководства. Пустив в ход накопленные данные о кардинальном снижении затрат, он легко взял этот рубеж. Поддержка руководства должна, по его мнению, помочь в разговоре с конечными пользователями, которые настороженно относятся к переменам.

Специалистов-производственников убеждать уже не нужно: Нойебергер не только устранил лишний источник пыли, но и определенно содействовал решению главной задачи компании - сокращению цикла разработки новых продуктов. “Сервер обеспечивает более высокую скорость исполнения приложений, и, при необходимости, мы можем модернизировать клиентские рабочие места во всех своих зарубежных филиалах хоть каждую неделю. Вот так мы и побеждаем”.

Версия для печати