Впечатления от виртуальной лекции

Леонид Черняк    

Несмотря на то, что статья о корпоративных университетах (см. PC Week/RE, № 44, с. 27) вызвала заинтересованную реакцию со стороны читателей, признаюсь, я не намеревался дальше развивать эту тему. Однако совершенно неожиданно возник повод для продолжения разговора.

В начале ноября компания Viador (www.viador.com) объявила о новом способе общения со своими постоянными посетителями, пригласив их на Web-конференцию “Корпоративные порталы”, намеченную на 17 ноября. Техника доступа была самая простая - браузер Netscape 4.5, модем Courier 33,6 кбит/с и домашний телефон.

Для меня более интересным в данном случае оказался не предмет конференции, с которым я достаточно знаком, а техническая сторона организации этой виртуальной встречи. Скорее ее можно назвать все же не конференцией, а дистанционной лекцией, где каждый мог задавать вопросы докладчику.

К порталам мы непременно вернемся в следующих публикациях, а пока о самой конференции. В ее ходе удалось познакомиться с одним из наиболее современных подходов к дистанционному обучению, получившему название Web conferencing.

Метод Web conferencing предоставляет в виртуальной форме практически все атрибуты учебных занятий: лектор выступает, демонстрирует слайды, подготовленные в Power Point. В ходе лекции и после нее можно задавать вопросы и даже общаться с соседями в “зрительном зале”.

К сожалению, Viador не сообщила необходимых сведений об организации лекции. В частности, совершенно неожиданным оказался способ передачи звукового сопровождения: для передачи голоса и устных вопросов используется обычный телефон. По понятным причинам домашний сеанс был лишен звукового сопровождения, но все остальное прошло замечательно.

Зайдя в назначенное время на сайт Viadov, необходимо было только сообщить название конференции и пароль, после чего на экране появлялась страница, разделенная на окна. В основном демонстрировался текущий слайд, его можно было увеличить во весь экран. Имелось еще несколько вспомогательных интерактивных окон: одно для связи с виртуальным залом (в нем показан план виртуального зала и “рассадка” участников, оно же используется для передачи оперативной информации и “разговора” с соседями по залу), другое - для передачи вопросов, в нем же появляются ответы на вопросы слушателей.

Лекция продолжалась один час и оставила самые положительные впечатления, даже при отсутствии звука. Зная контекст, было вполне достаточно просмотреть слайды, но главное - удалось получить ответы на пару интересующих меня вопросов и узнать мнение соседей. Сравнивать мероприятие с живой лекцией, читаемой эрудированным и не лишенным эмоциональности лектором, разумеется, нельзя. Хотя, надо сказать, нынешние докладчики слишком перенасыщают свои выступления презентациями и зачастую ограничиваются чтением комментариев к слайдам.

О технике виртуального лектория

Лекция Viador была организована с помощью пакета Conference Center 3.0, разработанного компанией PlaceWare (www.placeware.com).

На рынке есть несколько программных систем для дистанционного обучения. Всю совокупность специализированного ПО можно разделить на три группы:

- системы в архитектуре клиент-сервер. В этой группе продуктов предполагается инсталляция специализированного клиентского ПО и непосредственное взаимодействие между сервером и клиентом по протоколу TCP/IP. К числу таких продуктов относятся NetMeeting (Microsoft), Meeting Tools (Databeam), Symposium (Centra);

- системы, использующие потоковую передачу. Сюда входят продукты Real Player, NetShow, Real Audio и NetPodium, обеспечивающие передачу данных в псевдореальном времени;

- специализированные системы для Web-конференций. Кроме Conference Center (PlaceWare) в эту категорию еще попадает Internet Conference Center (Contigo).

Перечисленные продукты различаются не только по степени адаптации к процессу обучения, но, что не менее важно, по способности к работе в условиях корпоративных информационных систем. Последнее относится к числу критически важных характеристик, поскольку в качестве основных заказчиков дистанционного обучения выступают компании, внутренние сети которых отделены от Интернета защитными экранами. Поэтому дружественность по отношению к ним становится одним из наиболее важных параметров систем дистанционного обучения.

Видимое неудобство в передаче звукового сопровождения в Conference Center обусловлено именно этим обстоятельством. Пакет не имеет принципиальных препятствий для включения RealAudio, но предполагает дополнительную настройку корпоративного защитного экрана.

Детальный анализ требований к системам проведения Web-конференций изложен в статьях, опубликованных на сайте компании PlaceWare. Там же можно найти рекомендации по подготовке демонстрационных материалов, методике проведения дистанционных лекций и много полезных советов.

Всего два года назад в PC Week/RE (№ 27/97, с. 29) на эту тему была опубликована статья М. Ван Нейма и Б. Кэтчингса “Используйте Web, чтобы сократить расходы на обучение”, тогда она шла с подзаголовком “Заглядывая в будущее”. То, о чем в ней говорилось, как о будущем, сегодня стало реальностью.

 

Версия для печати