ИНТЕРНЕТ
Важной вехой на пути создания общеевропейских нормативов в области Интернет-торговли стало достигнутое в последний день ноября соглашение о единых - в рамках Европейского Союза - стандартах, определяющих действенность электронной подписи. Директивы, подписанные на уровне министров стран - членов ЕС, призваны убрать барьеры, затрудняющие развитие наднационального онлайнового рынка государств Старого Света.
Прежде всего, согласованные в Брюсселе правила должны облегчить применение электронной подписи и укрепить ее правовой статус. Отныне цифровые подписи будут приниматься всеми инстанциями 15 стран ЕС в той же мере, как и их “собственноручные” предшественники. По прогнозам экспертов, завоеванное таким образом признание и доверие к онлайновым процедурам незамедлительно скажется на расширении использования Интернета во всех деловых сферах и неизбежно приведет к скачкообразному росту новой отрасли, благодаря Сети реальные шансы выхода на мировой рынок, наравне с тяжеловесами бизнеса, получат малые и средние предприятия.
Кроме того, Сеть сможет справляться со всевозможной официальной перепиской, порядком отравляющей жизнь населению весьма забюрократизированной старушки Европы. Огромный документооборот должен существенно упроститься и ускориться на всех его стадиях - от написания бумаг до их заключительной обработки. Хотя бы за то, что не придется терять часы на ежегодный кошмар подачи налоговых деклараций, добропорядочные граждане будут безгранично признательны Интернету.
Брюссельские директивы предусматривают два варианта электронной подписи: “продвинутый”, жестко гарантирующий ее подлинность, и более простой (и соответственно более дешевый). Первый вариант является стопроцентным юридическим эквивалентом обычной подписи и рассматривается на всех уровнях - вплоть до судебного - как абсолютное доказательство, удостоверяющее показания той или иной личности. Второй вариант в этом смысле, конечно, слабее, однако и ему не может быть отказано от, скажем, приобщения к делу только на основе его “электронного происхождения”.
Выступивший по знаменательному поводу парламентский статс-секретарь министерства экономики Германии Зигмар Мосдорф (Siegmar Mosdorf) охарактеризовал новые директивы как настоящий прорыв. По его словам, главная опасность для электронного рынка заключается в его чрезмерном регулировании со стороны госорганов: “Лишь тогда, когда мы достигнем требуемой гибкости, появятся многочисленные возможности для увеличения занятости”. Согласно последним исследованиям, до 2002 г. только в ФРГ следует ожидать появления 370 тыс. новых рабочих мест.
Как отметил немецкий чиновник, в странах ЕС наблюдается неуклонное сближение позиций в вопросах электронной торговли. Конечно, отрасль могла бы регулироваться на основе большего (чем наблюдается сегодня) согласия всех ее участников. Пока еще существуют различные трения - например, представители промышленности активно выступают против предложения комиссии ЕС о передаче полномочий решения спорных вопросов судам по месту жительства потребителя. К другой, пока еще висящей в воздухе, проблеме относится требование комиссии существенно снизить местные (т. е. в пределах одного населенного пункта) телефонные тарифы - дороговизна телефонных разговоров также сдерживает активность сетевых пользователей.
Следующим шагом по претворению в жизнь достигнутых в Брюсселе соглашений должна стать соответствующая адаптация национальных законодательств. На это отведено 18 месяцев - срок не такой уж и большой, если учесть, что преобладающее число стран ЕС не имеет до сих пор никаких законоположений в этой сфере.