Статья только в электронной версии журнала
Лиза Ваас
Смогут ли учебные заведения нового типа оперативно ликвидировать кадровый дефицит в сфере ИТ?
Новые школы информационных технологий, открывающиеся в университетах Лиги плюща, должны были бы дать надежду корпоративным ИТ-менеджерам, постоянно испытывающим проблемы с подбором хорошо образованных кадров. Где же их и искать, если не в храмах академической науки? Однако многих в священных стенах поджидает очередное разочарование. Традиционное университетское преподавание вычислительной техники и программы по ИТ не поспевают за стремительным развитием технологий и не позволяют удовлетворить потребность корпоративного мира в профессионалах, способных эффективно действовать в быстро меняющихся условиях ведения электронного бизнеса.
Практика ведения бизнеса, по словам Уинни Каллахан, исполнительного директора Института Питера Кивита, является неотъемлемой частью их учебной программы
В то время как отрасль ИТ все более нуждается в новых кадрах с развитыми навыками работы в коллективе, успешно совмещающих знание новых Web-технологий с предпринимательским мышлением, слишком многие учебные заведения продолжают выдавать на-гора выпускников, гораздо более комфортно чувствующих себя в области технологий, нежели в стратегическом планировании.
Есть, правда, и хорошие новости: незыблемый до недавнего времени обычай не допускать к преподаванию в университетах ИТ-специалистов из корпораций, похоже, уходит в область преданий. В университетах штатов Пенсильвания, Небраска и ряда других пытаются создать учебные заведения нового поколения, где студентам, возможно, будут прививаться именно те навыки, в которых заинтересованы крупные компании. С этой целью здесь активно используют практический опыт менеджеров по ИТ и делают акцент в обучении на электронную торговлю и предпринимательство в той же степени, как и на новые Web-технологии.
Пока университеты пересматривают свои программы, коммерческие центры обучения вкладывают огромные деньги в расширение школ профессиональной подготовки, в которых учат практической работе с продуктами высоких технологий. Причем здесь, как и в университетах, возникают те же проблемы, что и у корпоративных ИТ-служб: очень трудно заполнять вакансии преподавателей опытными специалистами. Тем не менее рождение нового поколения учебных заведений по подготовке ИТ-персонала дает корпоративным менеджерам основания надеяться, что помощь в решении проблемы дефицита рабочей силы не за горами (см. врезку).
Учебный центр фирмы NIIT USA - хороший пример новой школы, формирующей программу занятий с учетом требований корпоративной сферы ИТ. Интересно, что главный управляющий и президент фирмы Джим Джонфриддо начинал свою карьеру старшим ИТ-менеджером в фирме Coopers & Lybrand, а впоследствии получил статус компаньона, ответственного за интеграцию информационных систем и специализирующегося на производственной и телекоммуникационной сферах.
Приобретенный за годы работы в корпоративных ИТ-службах опыт служит для Джонфриддо основой для составления учебных планов в NIIT. Главный вывод, к которому он пришел: Студентов следует учить работе с продуктами типа СУБД корпорации Oracle, но не менее важно привить им и навыки программирования. “Руководители ИТ-служб жалуются на то, что их сотрудникам часто не хватает знаний либо в технической сфере, либо в области программирования, - пояснил Джонфриддо. - ИТ-профессионалы начинают сознавать, что получить высокую отдачу от выпускников учебных заведений, которым преподавали что-нибудь одно, невозможно”.
Еще один знак, вселяющий надежду, - рост числа желающих пройти обучение по профессиям, связанным с ИТ.
Отличительная черта “новых” школ - готовность идти навстречу корпорациям и привлекать их представителей к формированию учебных планов. Например, Институт Питера Кивита в Омахе (шт. Небраска), внедрил программу expert-in-residence, в рамках которой специалисты из IBM, Boeing и других компаний, откомандированные в это учебное заведение на год, преподают различные дисциплины и делятся своими знаниями со студентами, живя бок о бок с ними. Практикуются также стажировки профессоров на предприятиях отрасли и приглашение бизнесменов для преподавания на почасовой основе. “По отдельности все это можно встретить и в других учебных заведениях, - говорит исполнительный директор института Уинни Каллахан. - Но то, что все эти формы используются в одном месте, - факт совершенно уникальный”.
Преподаватели, пришедшие в аудитории с передовых рубежей ИТ-отрасли, оказывают глубокое влияние на программы новых учебных заведений. В Институте Кивита, помимо обучения технологическим дисциплинам, студентам прививают практические бизнес-навыки, вроде того, как общаться по сети с партнерами. Студентам даже печатают визитные карточки.
Другие школы ИТ, такие, как при Университете Депол в Чикаго, в результате общения с профессиональными менеджерами все более концентрируют внимание на технологиях электронной торговли и на всем, что имеет отношение к Internet-экономике. “ИТ-отрасль испытывает потребность в людях, знакомых с проблемами электронной торговли и разбирающихся как в вопросах стратегии, так и в программировании, - говорит Винс Келлен, совладелец чикагского отделения USWeb/CKS, читающий курс по технологиям электронной торговли в университете Депол. - Тут требуется свежий ум, не отравленный прежними представлениями о том, что и как следует делать”.
Одно из направлений, которое пытаются культивировать новые ИТ-школы, - развитие предпринимательского мышления. Институт Кивита, например, присуждает учрежденные Уолтером и Сью Скотт премии ($10 000) за успехи в предпринимательской деятельности. В прошлом году их получили авторы пяти различных проектов. В частности, за работу с корпорациями, направленную на укрепление их систем обеспечения безопасности, были премированы два студента, выступивших в роли хакеров. Другая отмеченная группа студентов основала компанию по продвижению на рынок инструментария написания сценариев для Web.
Концентрация на технологиях электронной торговли очень важна для индустрии ИТ. Электронный бизнес настолько глубоко проник во все сферы деятельности, что, по мнению, например, вице-президента и директора по ИТ корпорации General Motors Ральфа Жигенда, каждый выпускник вуза, претендующий на место в его офисе, должен обладать познаниями в этой сфере. Причем требуется как знание технических аспектов технологии электронной торговли, так и понимание возможностей ее применения в деловых целях. Именно по этой причине год назад он встретился с представителями Американского университета в Вашингтоне, чтобы убедить их включить в программу новой школы бизнеса две темы: технологии электронной торговли и управление бизнесом в глобальном масштабе.
“Еще недавно никто не удосуживался свести воедино программы обучения технологиям и управлению бизнесом, - заявил Жигенда. - Но теперь это сделано и в Гарвардском университете, и в Массачусетском технологическом институте”.
Однако ориентация на электронную торговлю и развитие предпринимательских навыков - это еще не все, что отличает новые ИТ-школы от традиционных. Например, школа информационных наук и технологий Университета Пенн-Стейт (Стейт-Колледж, шт. Пенсильвания) не сосредоточивается исключительно на традиционной инженерной или компьютерной специфике с обязательным разбором кода операционных систем и изучением состава библиотек. По словам ее декана Джеймса Томаса, программа обучения содержит, конечно, и такой технологически ориентированный материал, но за последние два года она все больше пополняется, как он называет это, междисциплинарными аспектами ИТ. Студенты получают, например, представление о психологии мышления, работе с человеко-машинными интерфейсами и искусственным интеллектом.
Сотрудничать, чтобы конкурировать
Не меньшую ценность, чем владение конкретным учебным материалом, представляет умение говорить и писать. Этому непременно учат всех студентов новой школы Пенн-Стейт независимо от их специализации. По словам Томаса, оценка успеваемости студентов будет в значительной мере определяться их достижениями в искусстве решать проблемы коллективно. При этом им придется делать доклады и выступать с мест, защищая перед сокурсниками предлагаемые варианты.
Духом новаторства пропитаны, как говорится, сами стены школы. При ее проектировании были приняты меры, направленные на объединение студентов, стимулирование их сотрудничества. В “кибераудитории” на 80 мест установлены ноутбуки ThinkPad, подключенные к Internet и снабженные ПО поддержки коллективной работы. На время, когда студенты не используют их для работы в сети, машины убираются в стол простым переворотом его крышки. Соседняя комната также оснащена портативными ПК, но их можно перемещать для формирования произвольных рабочих групп. Школа информационных наук и технологий использует эти аудитории совместно с отделением вычислительной техники и другими факультетами, связанными с информационным обеспечением. Помещения спроектированы таким образом, чтобы работники факультетов и студенты располагались как можно ближе друг к другу - это стимулирует их к более активному сотрудничеству.
Если все эти разговоры о необходимости обучения работе в коллективе и умению выражать свои взгляды напоминают вам тренинг-курсы для директоров по ИТ, в этом нет ничего удивительного. По мнению аналитика фирмы Gartner Group Майкла Застроцкого, развитие у студентов навыков общения и политических способностей является отличительной чертой школ ИТ нового поколения. “Многие образовательные учреждения, - отмечает он, - составляют свои программы, исходя из сиюминутных потребностей, вместо того чтобы выпускать всесторонне подготовленных специалистов. Умение выполнять конкретную работу безусловно играет важную роль, но не менее важно научить студентов общаться с людьми и самостоятельно находить нужную информацию”.
Конечно, корпоративные ИТ-службы заинтересованы в эрудированных работниках, хорошо ориентирующихся в бизнесе и умеющих грамотно излагать свои мысли. Тем не менее они ожидают от недавних выпускников и хорошего знания современного оборудования. А это создает определенные проблемы для недавно образованных учебных заведений с ограниченным бюджетом. Поэтому таким учреждениям, как институт Кивита, приходится проявлять немало изобретательности в обновлении технической базы учебного процесса. “Технический прогресс кардинально изменил сферу производства по сравнению с тем, что она представляла собой 50 - 60 лет назад, - указывает Уолтер Скотт, председатель комитета советников по политике в Институте Кивита. - То, что произошло с информационной и коммуникационной отраслями, отразилось на способах ведения бизнеса. Если вы пытаетесь отследить подобные перемены в деловом мире, соответственно меняя систему образования и функции государства, и дать детям адекватные знания, то неизбежно сталкиваетесь с серьезными проблемами”.
Как правило, университеты решают проблему оснащения вычислительной техникой путем ее закупки. Но через два-три года она устаревает. Очевидное решение - лизинг, но когда представители Кивита обратились к производителям компьютерного оборудования с этой идеей, оказалось, что никто из них не имеет подобной программы для университетов и не собирается ее вводить. Скотту, однако, удалось убедить поставщиков, что это неправильно. “Теперь мы арендуем компьютеры, - с гордостью докладывает он о своих успехах. - Это стоило немало крови, но зато мы можем обновлять весь парк каждые два года”.
Не поделитесь доктором философии?
Помимо гонки за современными стандартами новым школам ИТ приходится решать проблему дефицита кадров, того самого, который они призваны устранить в корпоративной сфере. Так что трудности производителей им знакомы не понаслышке. Уж если крупные корпорации ощущают кадровый голод, представьте, чего стоит найти специалиста для работы на факультете вычислительной техники и информатики?
“Это очень трудно, - отвечает Фелиза Каплан, декан Центра информационных технологий для бизнеса в Нью-Йорке. - Мы испытываем сильную конкуренцию со стороны консультационных компаний”. Это означает, что преподавательские оклады должны быть сравнимы со ставками консультантов. Для заполнения штата Центра используется агитация через профессиональные каналы, реклама в The New York Times и профориентация студентов, осуществляемая совместно с Сиракузским университетом.
Другой возможный вариант - прием на работу собственных выпускников. Этот подход активно применяют в NIIT, международной компании по обучению ИТ-технологиям, открывшей в сентябре академию в Атланте. NIIT гарантирует своим выпускникам трудоустройство и, если у них возникают трудности с подбором походящего места в корпоративных рядах, рассматривает возможность их найма в качестве преподавателей. Кроме того, NIIT, решая проблему комплектования штата, использует преимущества, обусловленные возможности имеющихся у него отделений в различных странах мира.
Университет Пенн-Стейт получил широкое признание, так что ему легче набирать сотрудников, чем какой-нибудь школе профессионального обучения. Тем не менее университетская школа новых технологий предполагает увеличить штат преподавателей в девять раз к осени 2002 г., когда будет построено ее новое здание, которое сейчас находится в стадии проектирования. Неужели ни у кого не возникает сомнений в возможности привлечь в столь короткий срок еще несколько сотен преподавателей? Томас уверен в успехе, потому что уже сегодня его школа делает так много интересного, что больше похожа на начинающую Internet-компанию. “Если оглядеться вокруг и попытаться понять, что мы хотим сделать, - говорит Томас, - то окажется, что эта школа - интереснейшее явление. Кандидаты на места преподавателей это видят и стремятся сюда”.
Итак, помогут ли все эти новации “выпекать” в достаточном количестве специалистов для ИТ-индустрии? Некоторые представители академических кругов, такие, как профессор компьютерных наук из Калифорнийского университета Норман Мэтлофф, считают, что создания новых школ и увеличения набора слушателей для решения проблемы недостаточно. ИТ-менеджерам придется скорректировать свое представление о том, что должен представлять из себя кандидат на работу. Конкуренция за молодые кадры ограничивается, по словам Мэтлоффа, борьбой корпораций за выпускников со средним баллом не ниже 4,0. В своей статье Debunking the Myth of a Desperate Software Labor Shortage (“Миф об отчаянной нехватке рабочей силы для программной отрасли”) Мэтлофф указывает, что 31% студентов университета выпуска 1998 г., специализировавшихся на инженерных профессиях, включая и компьютерные, не сумели найти работу к окончанию обучения. В то же время некоторые высокопрестижные корпорации утверждают, что средний бал выпускника для них не особенно важен. Сегодня даже такие привлекательные для молодых специалистов компании, как Голубой гигант, больше не могут снимать сливки жирностью не менее 4,0 баллов. По словам Нэнси Бриттл, менеджера осуществляемой IBM программы S/390 Enterprise University, кадровая служба этой корпорации учитывает достижения студентов вне учебной программы и результаты прохождения ими практики на предприятиях, особенно если они указывают на наличие навыков общения и задатков лидера. “Мы готовы принять человека и с балом 3,4, - говорит Бриттл. - Главный критерий другой: хотим мы, чтобы он представлял нас перед нашими клиентами, или нет?”.
Сфера ИТ по-прежнему держится на дипломированных специалистах
Обладателей степени бакалавра в сфере ИТ в процентном отношении примерно в два раза больше, чем в целом среди работающего населения Америки. Без такого диплома шансы претендента занять вакантное место крайне невысоки, о чем свидетельствует преобладание в отрасли выпускников высших учебных заведений (см. круговую диаграмму). В то же время в сфере академического образования уже создаются факультеты ускоренной подготовки, такие, как отделения профессионально-технического обучения, а система двухлетнего обучения испытывает мощный подъем. Число ее выпускников выросло в 1996 г. на 8% (до 9 922 человек), что отражает растущую потребность отрасли ИТ в квалифицированных кадрах.
Третье измерение в обычном офисе
Трехмерным технологиям, уже получившим заслуженное признание в играх и инженерных приложениях, еще только предстоит широкомасштабный выход в корпоративную среду. Ниже приводятся наиболее перспективные направления развертывания трехмерных систем на ближайшие пять лет.
Кобола не может быть слишком много
Если кто-то скажет вам, будто студенты колледжей не жалуют информатику и вычислительную технику, оставляя специализацию в этих областях на долю “разных чудиков”, это значит, что он еще не видел последних данных Computing Research Association - общенационального консорциума, объединяющего тысячу факультетов ИТ в различных университетах страны. По подсчетам CRA, за 1996 - 1997 учебный год популярность программ по информатике и вычислительной технике выросла на 40%, а в следующем, 1997 - 1998 учебном году - еще на 39%. Ниже приведена диаграмма роста числа студентов, выбирающих специализацию по ИТ, в учебных заведениях, гарантирующих получение диплома доктора философии.
ИТ-менеджеры ищут квалифицированные кадры и в академических, и в технических кругах
В то время как учебные заведения, воспитывающие в своих стенах докторов философии, заняты созданием новых школ для подготовки директоров по ИТ для будущего столетия, школы коммерческого и профессионального образования, ориентирующиеся на текущие потребности в технических специалистах, растут словно грибы после дождя. Среди прочих можно назвать две новые школы Технологического института Деврай (Окбрук-Террейс, шт. Иллинойс), фирму NIIT USA и открывшийся в феврале Центр информационных технологий для бизнеса в Нью-Йорке, предназначенный для повышения квалификации в любой области ИТ, какая окажется востребована рынком. Это учебное заведение, открытое Нью-йоркским технологическим институтом, готовит специалистов для решения определенного круга задач. Поскольку подобные школы ставят своей задачей привить слушателям вполне определенные навыки, они способны очень оперативно реагировать на смену технологий. “Наладить подготовку к сдаче экзамена на получение сертификата сравнительно нетрудно, - пояснила декан Центра информационных технологий для бизнеса Фелиза Каплан. - Программы, не предусматривающие присвоения ученой степени, легко подстраивать под текущие потребности рынка”.
Однако возможно ли закрыть брешь, возникшую из-за дефицита кадров в рядах корпоративных ИТ-служб, специалистами, подготовленными таким экспресс-методом? И да и нет, считает Майк Эстер, директор подразделения ИТ почтовой службы в фирме PCS Health Systems (Финикс, шт. Аризона), управляющей несколькими фармацевтическими предприятиями. Из 530 работающих в компании ИТ-специалистов под началом Эстера находятся 50, и он часто нанимает выпускников как из солидных институтов с четырехлетним обучением, так и из технических училищ вроде Деврай. По мнению Эстера, и те и другие по-своему привлекательны для подразделений ИТ.
Если студенты Деврай больше времени заняты программированием, то слушатели университетов изучают множество курсов нетехнического характера, благодаря чему получают всестороннее развитие. Выпускник технического училища быстрее втягивается в работу, и от него можно ждать гораздо большей отдачи в первые год-два. Но после 10 лет работы все выпускники работают примерно с одинаковой эффективностью, каждый в своей области.
“Я беру на работу и тех и других, - говорит Эстер. - И я нанимаю как тех, кто изучал информационные науки, так и тех, кто специализировался на практических аспектах. Для службы ИТ важно иметь в своем штате работников разного склада. Это вроде приготовления супа - лучше положить три разных овоща, чем ограничиваться каким-либо одним”.