На пороге перемен в технологии, торговле и обслуживании ПК
Лайза Дикарло
ПК стали настолько обыденной вещью, что даже их изготовители предпочитают все меньше о них говорить.
Вот и на недавно прошедшей в Лас-Вегасе выставке достижений ИТ-индустрии главной темой стали устройства доступа в Интернет, способные дополнять, а то и вовсе заменять ПК. Comdex обозначила символические цели, на которые пора начинать ориентироваться нынешним пользователям бледно-серых ПК, причем не только в смысле технологии и стиля, но и в отношении служб, их информационного наполнения и поддержки.
Все ведущие производители ПК уже разрабатывают системы для домашних и корпоративных пользователей, по внешнему виду и функциям больше напоминающие видеомагнитофон, чем ПК, причем в конечной, хотя и весьма удаленной перспективе эти устройства по сложности не будут отличаться от телевизора.
Помимо аппаратуры такие изготовители ПК, как Compaq Computer, создают порталы с гибко настраиваемым содержимым. Корпорация Dell Computer, одно время сторонившаяся карманных устройств, расширяет ассортимент своей продукции и собирается выпускать двунаправленную беспроводную аппаратуру по лицензии фирмы Research In Motion.
Вдобавок ко всему главным стимулом продаж ПК становятся не столько системы, сколько службы. Dell улучшает, в соответствии с объявленной в августе инициативой, свой сайт support.dell.com для индивидуальной Web-поддержки пользователей. Фирма Gateway в январе начнет реализацию программы eSource, которая предоставит корпоративным клиентам специализированные частные Web-узлы. Одновременно компания расширяет практику консультаций по корпоративной подписке.
Да здравствует новый мир ПК!
Четыре из пяти ведущих производителей ПК вложили капиталы в венчурные фонды, чтобы сделать инвестиции в компании, ответственные за инфраструктуру служб и доставку содержимого, и в итоге расширить онлайновые возможности своих клиентов.
Как ни удивительно, но лидер мирового производства ПК - Compaq - наибольшую инициативу проявляет в отношении новых информационных устройств. По мнению руководства компании, к 2005 г. девяносто процентов ее поставок будут составлять многофункциональные сотовые телефоны, пейджеры, настольные терминалы и карманные компьютеры. И лишь оставшиеся десять процентов придутся на настольные ПК, ноутбуки и рабочие станции.
“Web вытесняет ПК в качестве стимула роста ИТ-рынка”, - считает старший инженер-консультант Compaq Джеффри Харроу.
При этом, по словам вице-президента Джерри Миркатца, Compaq ведет переговоры с гигантами производства бытовой техники корпорациями Sony и Nokia о содействии в разработке этих устройств, которые впоследствии она будет выпускать под собственной маркой.
Hewlett-Packard, учитывая грядущие радикальные перемены в отношении людей к приобретению и использованию ПК, создает специальные службы, ориентированные на практические нужды покупателей ПК.
Как отметил Уэбб Мак-Кинни, вице-президент и главный менеджер служб HP для корпоративных пользователей ПК, компания совершенствует модель сервиса и надеется реализовать ее в будущем году.
Один из главных ориентиров компании - хост-службы приложений.
“Клиенты испытывают сильный интерес к хостингу приложений независимо от того, осуществит ли его HP или кто-то другой, - говорит Мак-Кинни. - Малый бизнес нуждается в виртуальных формах доступа к ИТ”.
HP создает свои хост-службы вместе с компанией Qwest Communications International, а Dell с фирмой eOnline работают над хост-вариантом системы R/3 корпорации SAP AG. О соглашении с фирмой Cable & Wireless по службам хостинга приложений в ноябре объявила и Compaq.
Совершенствование систем предоставления заказного содержимого и улучшение инфраструктуры доставки могли бы принести ИТ-менеджерам огромную пользу. “Если мы сможем организовать доставку специализированного содержимого внутри и вне компании, в первую очередь нашим клиентам, то это станет важным стратегическим компонентом нашего бизнеса, - говорит Дж. Б. Данн, менеджер фирмы Roadway Express по технологиям настольных систем. - Все дело в недостаточных возможностях оборудования. И мне пока неизвестно о каких-либо революционных технологиях в области аппаратуры”.
В то же время Intel и Microsoft - две компании, кровно заинтересованные в сохранении нынешних платформ, - хотя и признают сужение значимости ПК и необходимость пересмотра их роли, но считают, что ПК все еще остается краеугольным камнем эпохи вычислений.
“ПК живут и здравствуют, - говорит Пат Гелсингер, вице-президент и главный менеджер Desktop Products Group корпорации Intel. - Мы выпускаем 120 млн. единиц продукции в год. Наша компания поддерживает и другие платформы, но давайте не будем принижать ПК”.
“Важны как ПК, так и другие устройства. Все это находится в сфере нашего пристального внимания”, - подчеркнул президент Microsoft Стив Балмер.
Конкуренты этих двух компаний, стремящиеся вытеснить с рынка платформу Wintel, придерживаются иного взгляда.
“Мы сможем достичь успеха, если займемся ключевыми приложениями XXI века, а не будем заново изобретать платформу для ПК, - говорит Боб Янг, глава фирмы Red Hat Software. - И такими приложениями станут устройства доступа в Интернет”.
Основной чертой посткомпьютерной эры, или “Эры ПК+”, как ее называет Microsoft, станет снижение роли традиционных технологий и поддерживающих их компаний ради большей эффективности работы офисных, мобильных и домашних пользователей.
Это будет чем-то вроде революции, затрагивающей разработчиков технологий, операторов служб, поставщиков оборудования и ПО и в первую очередь самих пользователей, подобной которой мы не переживали уже 20 лет со времени рождения ПК.
Как говорит Миркатц из Compaq: “Перед нами снова открывается огромный мир”.
Дополнительную информацию предоставили Кен Попович, Кармен Нобель, Скотт Беринато, Джон Мэдден, Майкл Р. Циммерман и Роб О’Риган.