КОЛОНКА РЕДАКТОРА:
Игорь Лапинский
Мнения по поводу того, когда же человечество вступает в новое тысячелетие, разделились, но несомненно одно: уже через несколько дней нам предстоит пересечь “Рубеж 2000”.
Вслед за ним наше издание отметит год существования раздела “Стратегии”, появившегося в тот самый момент, когда первая волна, порожденная августовским кризисом, уже прошла, вторая то ли была, то ли нет, а работодатели заговорили о неминуемо грядущей третьей. Ставил ли кто-нибудь тогда перед собой стратегические задачи? Конечно. Наряду с возникшими проблемами самые умные и энергичные получили реальную возможность занять новые ниши на рынке. Большинству других не оставалось ничего, кроме как сокращать издержки (и не только), чтобы сохранить бизнес.
Между тем те же задачи решают и успешно развивающиеся предприятия, действующие в условиях стабильной экономики. Только инструменты достижения цели там зачастую иные: в частности, внедрение современных информационных технологий. Эту проблематику мы и хотели сделать лейтмотивом раздела “Стратегии”, собирая в него опыт как зарубежных, так и отечественных компаний.
Что же изменилось за прошедший год? Очевидно, многое. И прежде всего кардинальным образом поменялось представление о самой роли ИТ в повседневной жизни. Из инструмента удешевления и ускорения бизнес-процессов, имеющего лишь опосредованное отношение к бизнесу, информационные технологии превратились в инструмент зарабатывания денег.
Во многом этому способствовало необычайно быстрое развитие сети Интернет, с которой многие фирмы теперь неразрывно связывают свою бизнес-модель. Достаточно вспомнить стремительный взлет компании Dell, которая стала лидером среди производителей компьютерных систем на американском рынке, сделав ставку на прямую модель продаж через Интернет. Успех этой компании фактически поставил под сомнение всю инфраструктуру современного бизнеса, включая организацию каналов продаж и даже такое понятие, как “серийное производство”. Действительно, крупнейший производитель компьютеров сегодня практически всю продукцию собирает на заказ. Нет проблемы неходовых моделей, нет надобности в больших складских помещениях, выполняющих роль буфера между конвейером и каналами сбыта, как нет и нужды в посредниках. Более того, практически те же возможности становятся доступны благодаря Интернету и менее крупным или даже вовсе небольшим компаниям.
Впрочем, было бы неправильно свести роль информационных технологий лишь к развитию электронной коммерции (во всех ее проявлениях), которой еще предстоит преодолеть массу проблем как технического, так и правового характера. Сегодня мы видим, что ИТ рождают и иные формы бизнеса, позволяя формировать виртуальные рабочие группы для совместной разработки проектов и стимулируя спрос на аутсорсинг ИТ-услуг, благодаря чему большие и (что еще важнее) малые предприятия могут избавить себя от необходимости содержать штат ИТ-специалистов, передоверив сопровождение почтовых и информационных систем сторонним фирмам. Подобные формы работы, предусматривающие вынос части бизнес-процессов за пределы компании, требуют и иной подготовки персонала. Не случайно западные эксперты одними из главных качеств претендента на должность руководителя по ИТ считают высокую коммуникабельность и понимание бизнеса. Это и понятно, ведь именно ему предстоит налаживать контакт с потенциальным партнером и определять потребность в тех или иных информационных услугах исходя из конкретных бизнес-задач компании.
Как отметил в одном из своих выступлений Филипп Образцов, возглавляющий в российском представительстве Microsoft отдел по работе с корпоративными заказчиками, сегодня “насколько хороша ИС предприятия, настолько хорошо и само предприятие”. Большинству российских компаний, видимо, еще предстоит это осознать. А для этого нужно лишь сделать шаг за горизонт сиюминутных проблем... или почаще заглядывать в раздел “Стратегии”.
С автором, научным редактором PC Week/RE, можно связаться по адресу: lapinsk@pcweek.ru.