СЕРВЕРЫ БЕЗ СЕРВИСА
Плохие привычки имеют характерную особенность: как только они укореняются, их преодоление становится длительной и болезненной процедурой. Многие российские предприятия прекратили обучение собственных системных администраторов, сочтя расходы на него непозволительной роскошью. Мотивация разнообразная - от абсолютного непонимания, зачем это нужно, до по-женски глубокой сентенции “если я его обучу - он найдет другую работу и уйдет”.
И если зубы нас приучали чистить с детства, демонстрируя на плакатах заплаканное детское личико с перевязанной щекой и рядом веселого крепыша с сияющими зубами, то в сфере подготовки специалистов для обслуживания корпоративных информационных систем пока не созданы наглядные образы, демонстрирующие печальный результат пренебрежительного отношения к профессиональному образованию.
Проводя параллели между беззаботным отношением к собственному здоровью и к обслуживанию корпоративной сети, можно предложить следующие аналогии:
- неправильный рацион - не соответствующий задачам предприятия подбор оборудования и ПО; дисбаланс в сторону инвестиций в компьютерное и сетевое “железо”, отсутствие реальной отдачи - роста производительности труда;
- плохой аппетит и малая подвижность - неумение развернуть и эксплуатировать современные сетевые сервисы - корпоративный Web-сервер, почтовые службы, доступ в Интернет, средства защиты информации; нежелание внедрять новые приложения и обучать пользователей; несвоевременная установка программных “заплат” на системное ПО;
- частые головные боли - низкий уровень надежности всей системы, частые и продолжительные простои сети; грубые ошибки при модернизации оборудования и обновлении ПО, сопровождающиеся потерей информации.
Высшее или специальное?
С другой стороны, российская система высшего и специального образования пока так и не освоила подготовку специалистов нужного профиля. И тому есть объяснение: телекоммуникационная отрасль развивается быстрее, чем неповоротливый вузовский “маховик” успевает разработать образовательные программы, создать учебные пособия и начать обучение студентов. Знания, существующие в области сетей и компьютерных систем, устаревают очень быстро, к тому же специалисты нужны не через пять-шесть лет, а немедленно.
Конечно, фундаментальные знания, полученные в вузе, не помешают, однако пять или шесть лет - слишком долгий срок, за который сетевая индустрия полностью обновляет свое лицо. Уверен, что подготовка специалистов в области администрирования сетей и вычислительных комплексов в течение нескольких ближайших лет так и останется в руках учебных центров, авторизованных производителями программного обеспечения и сетевого оборудования. Кстати, отдельные “академические” курсы производителей сетевого оборудования, которые планируются для преподавания в избранных вузах в течение семестра, в учебных центрах читаются за пять дней.
Отдельный вопрос - а нужно ли администратору сети высшее образование и способно ли оно заменить профессиональную подготовку?
Портрет золотой рыбки
Адекватно ли мы представляем, кто нам нужен на рабочем месте сетевого администратора? Посмотрим на тех, кто добросовестно и профессионально выполняет эту работу. Многие из этих людей не получали высшего технического образования, а математический анализ или дифференциальные уравнения бесполезны в их работе.Тем, кому трудно в это поверить, рекомендую подписаться на ФИДО-конференцию по Cisco или FreeBsd (www.fido7.ru).
Значительный объем знаний квалифицированные администраторы получают из опыта обслуживания нескольких серверов, маршрутизатора Cisco и небольшой сети из двух десятков рабочих станций, чтения документации и RFC (Request for Comments), обмена мнениями с другими специалистами. К этому разумно добавлено обучение и сдача экзаменов по программе подготовки системного инженера - Unix, Microsoft или Novell. Затем в привычку входит регулярное знакомство с обновлениями продуктов через Интернет, документацией по новому оборудованию и протоколам, участие в Интернет-конференциях.
Как правило, администраторы - неэмоциональные, замкнутые, аккуратные люди, способные внимательно читать документацию по-английски, принимать независимо от психической нагрузки грамотные решения при возникающих в сети разнообразных проблемах. Они четко формулируют мысли и делают мало ошибок при работе в командной строке. В значительной степени определяющим для их профессии является спокойный склад характера, ответственность, способность к самообразованию и хорошая память.
При дефиците времени и отсутствии обширного списка кандидатов на вакансию “незаменимого” специалиста практически всегда можно найти подходящего сотрудника, владеющего компьютером и обладающего необходимыми задатками. Срок подготовки из него сертифицированного инженера при интенсивном обучении - два месяца.
Много ли в корыте корысти?
Сколько денег необходимо на подготовку? В большой степени это зависит от того, какие корпоративные приложения необходимо обслуживать и на каких платформах они работают. Самая распространенная и дешевая на сегодня - подготовка системного инженера по технологиям Microsoft. Обучение администрированию Windows NT, SQL Server, IIS, Exchange займет один-два месяца и обойдется в 1 - 1,5 тыс. долл. Однако качественные вещи дешевыми не бывают. До сих пор наиболее ответственные банковские и корпоративные приложения работают на Unix-платформах Sun Solaris или HP-UX. Время обучения по программам подготовки администраторов Sun Solaris примерно то же, а стоимость в 2 - 3 раза выше.
В то время как сертифицированное обучение технологиям Microsoft исследовано компьютерными журналистами вдоль и поперек, подготовка системного администратора по Sun Solaris - в определенной степени “терра инкогнита”.
Учебный центр REDCENTER предоставил мне, как ведущему сетевую тематику редактору PC Week/RE, возможность пройти недельный курс подготовки сетевого администратора Sun Solaris 2.X. Обогатившись собственным опытом, могу сказать, что это более насыщенный и технически более сложный курс, чем аналогичный курс из инженерной программы Microsoft.
Возможен вопрос: насколько велик риск, что подготовка не пойдет впрок и немалые деньги, вложенные в нее, не принесут отдачи? В большей степени это чисто психологический вопрос, связанный со сдачей сертификационных экзаменов. Здесь есть несколько факторов риска, влияние которых можно существенно снизить. Один из них - неготовность самого человека к информативно насыщенному обучению, для которого необходимы определенные базовые знания и навыки: некоторый опыт администрирования Unix (или Linux), Microsoft NT или Novell, общее представление о работе сетей, сетевых протоколов TCP/ IP, маршрутизации, аппаратного обеспечения компьютера. Обучение “с нуля” может оказаться неэффективным. Не следует игнорировать начальные курсы подготовки, где разъясняется множество очень важных и лишь на первый взгляд простых тем. Кроме того, не следует пытаться за один раз проглотить весь объем знаний - он не усвоится. Можно и нужно делать перерывы. Тут на помощь придут сами преподаватели - как правило, у них существуют анкеты, опросники и тесты, которые помогут определить степень готовности специалиста к обучению на заданном уровне сложности, а в некоторых случаях учебный центр может даже скорректировать программу подготовки.
Что такое корпоративный учебный центр?
Возможность выбора из большого списка центров ставит множество вопросов, среди которых “где дешевле?” - отнюдь не главный. Сэкономив 10 - 15%, можно сильно потерять в качестве, а учебные центры, как и люди, имеют периоды взлетов и падений, особенно после кризиса. В каждом центре преподают специалисты с разным уровнем квалификации, опыта и педагогических талантов, и я посоветовал бы, прежде чем посылать сотрудника на учебу, поговорить с теми, кто уже прошел обучение, и о самом центре, и о преподавателе, читающем конкретный курс. Неплохо выяснить его сертификацию, стаж и опыт работы.
Роль преподавателя в авторизованном обучении важна не меньше, чем роль талантливого актера в спектакле. Чтобы эффективно и интенсивно обучать, нужно иметь в десятки раз больше знаний, чем требуется для конкретного курса, быть психологом, владеть речью, уважительно относиться к обучаемым специалистам, внимательно следя за тем, как каждый усваивает материал. Ведь деньги платят не за чтение вслух учебного пособия. Кроме того, все оценивается по результату. Поэтому компании, которые давно и профессионально занимаются подготовкой специалистов для крупных корпораций, очень внимательно относятся к подбору преподавателей и выращивают и берегут их. Большинство преподавателей в таких центрах, как правило, работают в их штате на постоянной основе.
Именно таким я увидел REDCENTER - учебный центр, организованный на базе факультета ВМК (вычислительной математики и кибернетики МГУ), с давними традициями подготовки специалистов компьютерной индустрии.
В нем уже более семи лет обучаются специалисты таких известных организаций, как Газпром и Центральный банк. Многие его преподаватели - талантливые выпускники факультета, получившие профессиональную подготовку и сертификацию у партнеров компаний Sun Microsystems, Cisco Systems, Oracle, Informix, Lotus, Microsoft. Почти все они имеют сертификаты от нескольких вендоров, что позволяет в процессе обучения квалифицированно отвечать на вопросы о взаимодействии ПО и сетевых платформ различных производителей.
Вызывает уважение и высокий уровень преподавания в REDCENTER. Игорь Виноградов, читавший нам курс, окончил аспирантуру на одной из кафедр ВМК МГУ, читал лекции на факультете, долгое время работал в службе поддержки технологий и продуктов Sun Microsystems, которая вместе с сервисным центром существует при REDCENTER. Он подготовил многих специалистов российских компаний, в том числе партнеров Sun Microsystems.
Рассказывая об особенностях работы центра, его генеральный директор профессор МГУ Руслан Смелянский отметил, что она имеет характер интенсивного тренинга на основе разработанных вендорами программ и направлена в первую очередь на выработку навыков администрирования или диагностики ошибок операционных систем, сетевого и компьютерного оборудования.
Этот подход сильно отличается от традиционного для России “академического” образования. Подготовка в REDCENTER оказалась действительно необычной: лекции занимали не более трети времени, а задачи при выполнении лабораторных работ имели ряд скрытых “подводных камней”, обходить которые приходилось пытаться самостоятельно.
В этом состоит главное отличие курса от практики обучения по другим авторизованным программам, к примеру Microsoft, где вся последовательность лабораторных работ детально расписана и нужно лишь с листа набрать на клавиатуре готовый список команд.
Конечно, для начинающих специалистов подход REDCENTER может показаться ледяным душем, однако при тренинге он заставляет, столкнувшись с проблемой, осмысливать каждое выполненное действие, что имеет безусловно положительный эффект.
Администрирование Sun Solaris
“Сетевое администрирование Solaris 2.X” - один из наиболее содержательных курсов по администрированию и настройке сетевых служб в Unix-системах. Его можно даже назвать классическим.
Сначала описывается семиуровневая модель OSI и сравнивается с сетевой моделью TCP/IP. Далее следует рассказ об Ethernet, его реализациях и разновидностях доступа к среде передачи, методах разрешения адресов. Практические лабораторные работы с постоянным использованием диагностических утилит закрепляют навыки конфигурирования интерфейсов, сбора и анализа статистики сетевого трафика.
Затем последовательно и подробно разбирается протокол IP, особенности IP-адресации, протоколы маршрутизации и вопросы взаимодействия IP-сетей. При изучении транспортных протоколов тщательно рассматриваются вопросы управления потоком данных в TCP. Благодаря этому становятся понятны принципы работы модели клиент-сервер и удаленного вызова процедур (RPC).
На созданном фундаменте понимания сетевых механизмов излагаются принципы работы базовых сетевых сервисов, включая сетевую файловую систему NFS версии 3 и службу доменных имен DNS. Очень подробно разобрана модель безопасности NIS+, широко распространенная в множестве других версий Unix, в том числе и в Linux. В курсе также рассмотрена иерархия доменов NIS+, последовательность развертывания инфраструктуры безопасности на серверах и клиентах. Большой раздел посвящен почтовой службе sendmail, принципам ее работы, настройке и особенностям подключения клиентов.
Полученные знания могут быть эффективно использованы не только при администрировании Unix-сетей, но и при интеграции приложений и сетевых сервисов в повсеместно возникающих смешанных средах Microsoft NT - Unix.
Что в итоге?
Прослушав один пятидневный курс, специалист получает знание фундаментальных основ работы сети и на практике знакомится с работой всех распространенных сетевых сервисов. Самостоятельно аналогичный опыт можно получить лишь при интенсивном изучении англоязычной литературы в течение нескольких месяцев, консультациях и экспериментах на сети рабочих станций и серверов Sun Solaris, которые сами по себе для России редкость. Пространство для экспериментов на “живой” сети всегда очень ограничено, а в учебном центре вы получите шанс выполнить установки, настройки и диагностики практически всех сервисов.
По окончании курсов специалисты могут проверить свои знания, сдав сертификационные экзамены непосредственно в центре, - REDCENTER является партнером известной в области сертифицированного тестирования компании - Sylvan Prometric.
Кстати, после окончания курсов специалисты в течение нескольких месяцев получают бесплатные консультации от специалистов REDCENTER, что помогает им закрепить полученные знания и в дальнейшем управлять сложной корпоративной сетью как по нотам.
Бесконтрольное же самообразование, администрирование корпоративной сети при отсутствии должной практики, существенные пробелы в знаниях сетевых технологий и средств диагностики чреваты непредсказуемыми результатами и напоминают игру коллектива предприятия в русскую рулетку с заряженным револьвером. Однажды может и выстрелить.
Учебный центр REDCENTER: (095) 939-1876, Web-адрес: www.redcenter.ru.
С научным редактором PC Week/RE Ярославом Власовым можно связаться по электронной почте: netweek@pcweek.ru.