ОТРАСЛЕВЫЕ РЕШЕНИЯ

О проблемах компьютеризации больниц и поликлиник

Кроме подробно обсуждаемых в нашем еженедельнике учетно-аналитических систем, предназначенных для управления промышленными или торговыми предприятиями (иногда сокращенно называемых ИСУП, КИС и т. д.), менее часто упоминаемых систем управления муниципальными органами (СУМО) и иными государственными структурами, существуют еще и менее известные медицинские информационные системы (МИС), или системы управления медицинскими учреждениями (СУМУ), - называть их можно по-разному, поскольку отечественная терминология в этой области еще не сложилась.

Нет нужды говорить о том, что зарубежные эскулапы оснащены компьютерной техникой, что называется, “по самую крышу”. Чтобы убедиться в этом, не надо даже ехать “за бугор” - достаточно посмотреть популярный телесериал “Скорая помощь” или любой импортный фильм, где есть сцены из “производственной” жизни современных врачей.

В нашей стране проблемой оснащения медицинских учреждений информационно-аналитическими системами, использующими компьютерную технику, первым делом начали заниматься “богатенькие” ведомственные стационары и поликлиники, а также некоторые крупные специализированные больницы. В результате многие из них уже имеют медицинские системы разной степени “устарелости”, разработанные собственными силами. Увы, в большинстве случаев это нетиражируемые и с трудом развиваемые системы, ПО которых, как правило, жестко привязаны к ситуации, сложившейся в конкретном лечебном учреждении во время проектирования МИС.

Александр Алехин: “Мы стремились сделать "Артемиду"

дешевой, достаточно мощной и легко настраиваемой

на нужды того или иного лечебного учреждения”

Большинство же поликлиник общего профиля (областных, районных и городских) стали обзаводиться компьютерами лишь с возникновением фонда Обязательного медицинского страхования (ОМС) и необходимостью ежемесячно передавать в региональные отделы ОМС дискеты, содержащие отчеты о проделанной работе. Интересно отметить, что в каждом регионе России при подготовке этих дискет используются свои форматы данных, что создает дополнительные трудности для внедрения в поликлиниках типовых решений, позволяющих не только отсылать отчеты в ОМС, но и избавить от рукописных работ сотрудников регистратуры, лечащих врачей, лаборантов, медсестер, отвечающих за расход медикаментов, и т. д., не говоря уже о том, чтобы обеспечить руководство медицинского учреждения оперативной аналитикой. Парадокс заключается в том, что горы статистической информации, накопленные в “страховых” компьютерах, используются лишь в интересах ОМС, но не в интересах главврачей, которым вовремя представленная объективная картина деятельности возглавляемого ими учреждения была бы весьма кстати. Но, как говорится, дареному (со стороны ОМС) коню (компьютеру) в зубы (прикладное ПО) не смотрят...

Вообще говоря, некоторые специалисты выделяют три ступени автоматизации лечебного учреждения: составление отчетов для вышестоящих органов, ведение электронных медицинских карт (историй болезни), автоматизация взаимодействия между всеми отделениями поликлиники.

Однако прогрессивному российскому главврачу, который задумал провести комплексную компьютеризацию своего лечебного учреждения, не позавидуешь. Министерство здравоохранения РФ, как и многие другие министерства нашей страны, своего официального сайта не имеет. Сайта, на котором были бы представлены аннотации всех имеющихся в нашей стране типовых решений в области компьютеризации лечебного учреждения, также не существует. Нет даже Web-сервера, содержащего полный список фирм, причастных к созданию медицинских информационных систем. Поэтому нашему воображаемому главврачу придется опросить всех своих знакомых, просмотреть гору медицинских изданий и порыскать по Интернету, задавая различным поисковым машинам всевозможные комбинации ключевых слов.

Впрочем, есть оптимисты, считающие, что медицинский мир весьма тесен, и новости в нем распространяются практически мгновенно, тем более что все передовые врачи уже так или иначе подключились к Сети и вовсю общаются с коллегами по электронной почте. Ну не знаю, может, в столице это и так, но в провинции, где и с обычным-то телефоном проблемы, все обстоит не столь радужно.

Казалось бы, для регионалов, не обремененных прелестями “Всемирной паутины”, основной источник самых свежих технологических знаний - крупные столичные специализированные экспозиции. Но взять, к примеру, недавнюю выставку “Здравоохранение-99”, своими размерами в несколько раз превысившую столь популярный среди компьютерщиков “Комтек-99”. Системы управления медицинскими учреждениями были представлены на ней лишь на двух площадках: стенде фирмы InterSystems (решения на базе постреляционной СУБД Cache) и стенде фирмы “ЦентрИнвестсофт” (система “Амулет”, использующая технологии Microsoft, см. PC Week/RE, № 48/99, с. 19). Ясно, что это далеко не полный “срез” отечественных МИС.

Михаил Бахтин: “Есть стопроцентная уверенность, что система

MedTrak будет развиваться и сопровождаться дальше”

На большинстве отечественных “сугубо компьютерных” выставок отыскать приемлемое отраслевое решение также весьма непросто (в силу плохо рубрицированных каталогов и хронической неразвитости выставочных информационных служб), да и наши главврачи обычно не ходят на такие выставки. Одним словом, грустная картина: если вдруг произойдет чудо и всем российским поликлиникам отечественные или зарубежные благотворительные фонды выделят деньги “на информатизацию”, то потратить их с максимальной пользой будет не так-то просто (совершенно аналогичная ситуация наблюдается и в области СУМО, поскольку централизованные институты, отвечающие за информатизацию госучреждений, “самоликвидировались”, а информация о коммерческих разработках, порой весьма неплохих, на федеральном уровне никак не систематизируется). Поэтому автор надеется, что краткий обзор МИС, представленных на выставке “Здравоохранение-99”, хоть кому-то принесет пользу. Он также будет признателен, если фирмы, имеющие интересные наработки в области систем управления медицинскими учреждениями, сообщат о своих достижениях по адресу: mitin@pcweek.ru.

МИС, использующие СУБД Cache

Если говорить о самой СУБД Cache, то ее разработчик - американская фирма InterSystems (www.intersystems.ru) - имеет очень сильные позиции на рынке здравоохранения США. По словам менеджера по маркетингу московского представительства InterSystems Антона Умникова, на ее технологиях работают 50% американских госпиталей и 70% лабораторий.

Вызвано это тем, что медицинские данные (а они могут содержать не только текст, но и звук, изображения и т. д.), как правило, имеют исключительно сложную структуру, а в постреляционных СУБД нет тех, достаточно суровых, ограничений, которые накладываются на информацию, хранимую с помощью классических реляционных СУБД. Не менее существенно и то, что СУБД Cache обладает высокой гибкостью и надежностью. Последнее свойство очень важно для медицинского ПО, работающего в реальном масштабе времени: попробуйте объяснить родственникам, что пациент умер только потому, что в самый неподходящий момент завис сервер баз данных... Могут ведь и за решетку разработчиков засадить (в цивилизованных странах, разумеется)!

Косвенным показателем надежности СУБД Cache может служить опыт ее использования в Объединенном госпитале штата Массачусетс. Медицинская информационная система этого госпиталя насчитывает 25 тыс. рабочих мест и содержит около ста серверов, поддерживающих единую базу данных не только о пациентах, но и о совместимости лекарственных средств, методах лечения тех или иных болезней и т. д. Эта МИС практически мгновенно реагирует на самые сложные запросы и никогда не зависает.

А еще СУБД Cache хороша тем, что формируемые с ее помощью базы данных занимают ровно столько места, сколько необходимо. Если же взять классические реляционные СУБД, то создаваемые с их помощью информационные массивы могут содержать множество пустых полей.

Компании InterSystems (численность - около 300 человек, оборот за 1999 г. - приблизительно 100 млн. долл.), живущей исключительно за счет средств, полученных от продажи лицензий на СУБД, около 20 лет. С самого рождения она занимается многомерными базами данных, которые известны под названиями DSM, DTM, MSM, ISM, Open M и т. д. Но многоплатформная СУБД Cache, впитавшая опыт всех предыдущих разработок и функционирующая под управлением практически всех ныне доступных коммерческих ОС, сравнительно молода - она была анонсирована в сентябре 1997 г. (см. PC Week/RE, № 35/98, с. 12), однако уже сейчас в мире насчитывается 60 тыс. ее крупных (с числом рабочих мест свыше 100) инсталляций. По словам г-на Умникова, в нашей стране СУБД Cache используют около тысячи компаний, в том числе шесть из десяти крупнейших банков (по рейтингу журнала “Деньги”) и 35 из 60 государственных телекоммуникационных компаний. В отечественном медицинском секторе счет инсталляций СУБД Cache пока, увы, идет на единицы. Причина проста - для конечного пользователя ценность имеет не сама СУБД, а прикладные продукты, написанные с ее помощью. Разрабатывать же тиражируемые системы для малоплатежеспособной отечественной медицины решится далеко не каждая компания... А нет спроса, нет и предложения. Однако энтузиасты находятся всегда. Поэтому вернемся к экспонентам выставки “Здравоохранение-99”.

Автоматизированная информационная система управления стационаром и поликлиникой “Артемида” разработана специалистами орловского ЗАО “Инсофт” (insoft@valley.ru) в 1996 г. В 1998 г. к распространению этой системы подключилась курская компания “Конус-Медик” (www.sovtest.ru/~belring). В начале этого года система получила сертификат Министерства здравоохранения РФ. По утверждению разработчиков, отечественных систем такого рода сертифицировано в нашей стране не более пяти.

Антон Умников: “InterSystems имеет очень

сильные позиции на рынке здравоохранения США”

Идея продукта - автоматизация рутинных процедур во всех службах лечебного учреждения (приемный покой, отделения, лаборатории, административные подразделения) и замыкание всех информационных потоков на единую базу данных, а также анализ этих данных в различных разрезах.

Система применяется уже в нескольких лечебных учреждениях. Сначала она была установлена в двух орловских поликлиниках общего профиля, а затем - в 1-й городской больнице г. Тольятти, насчитывающей 1200 коек. В последнем случае используется сервер, работающий под управлением Windows NT, и около 80 автоматизированных рабочих мест, функционирующих под управлением Windows 95/98.

Поскольку входящие в продукт подсистемы “Стационар” и “Поликлиника” имеют единое ядро, то сотрудники поликлиники могут видеть результаты лечения пациента в стационаре, а персоналу стационара доступна амбулаторная карточка пациента со всеми его диагнозами, лабораторными исследованиями и т. д.

Вот что говорит заведующий отделом ЗАО “Инсофт” Александр Алехин: “Разрабатывая эту систему, мы ставили перед собой две задачи: во-первых, чтобы она была дешевой (а потому доступной городской, районной или областной больнице или поликлинике), а во-вторых, достаточно мощной и легко настраиваемой на нужды того или иного лечебного учреждения. Возможно, есть системы лучше, но они стоят существенно дороже.

Стоимость же нашей системы - около $300 за одно рабочее место (в эту сумму входят как цена специализированного ПО, так и стоимость его адаптации к специфике лечебного учреждения, стоимость обучения персонала и т. д., т. е. стоимость внедрения системы “под ключ”). Система очень нетребовательна к оборудованию рабочих мест, ее терминалы могут даже не иметь графического интерфейса и работать под управлением MS-DOS (т. е. можно использовать старые ПК, добытые тем или иным способом). В то же время, на наш взгляд, система эффективна лишь в тех случаях, когда ею охвачено свыше 10 рабочих мест.

Поскольку настройка системы не требует программирования и заключается в составлении различных справочников (структура лечебного учреждения, перечень используемого оборудования и т. д.), мы с одинаковым успехом можем автоматизировать как областную, так и районную поликлинику.

При этом наша система позволяет учитывать различные источники оплаты (Фонд ОМС, наличные, перечисления из частных страховых компаний и т. д.), а вся отчетность становится, как бы побочным результатом лечебного процесса. Более того - эта отчетность не содержит ошибок! Практика показывает, что специально выделенный оператор, вводя в компьютер имена-фамилии пациентов и лечащих врачей, диагнозы, назначенные процедуры и анализы и т. д., очень часто ошибается. У нас же эти данные попадают в компьютер “автоматически”. Лучше всего дело поставлено в Самарской области. В местном региональном фонде есть постоянно обновляемая база данных, содержащая сведения обо всех застрахованных в ОМС (около 3 млн. человек). Так вот, эту базу регулярно сбрасывают в нашу систему, и когда в лечебном учреждении человек называет свою фамилию, то из нее автоматически “вытягивается” вся информация о нем (адрес, номер страхового полиса и т. д.).

Леонид Визильтер: “Телемедицина - это

не фантастика, а насущная необходимость”

Главврачей, которые не хотели бы установить у себя такого рода систему, практически не осталось, все понимают, что она снимает много головной боли. Но многие говорят: “Да, за компьютерами будущее, но мне бы денег на вату достать...”.

Понимая это, мы предлагаем поэтапный подход: сначала оснащается приемное отделение, затем различные кабинеты, лаборатории и т. д. Но сеть надо провести сразу... Поставить сервер и оснастить два-три рабочих места. Затем, по мере возможности, докупать машины и подключать к сети новые рабочие места. Реальная полная стоимость МИС на базе “Артемиды” - около $1200 за автоматизированное рабочее место: $700 ПК, $300 специализированный софт, $200 затраты на создание СКС”.

Технический директор компании “Конус-Медик” Леонид Визильтер добавляет: “Сейчас мы занимаемся встраиванием в структуру "Артемиды" системы телемедицины. Чтобы врач в сложных случаях смог вступить в диалог со специальными консультационными центрами. Этот проект мы реализуем совместно с лабораторией телемедицины, входящей в состав факультета фундаментальной медицины МГУ.

Вообще же наша компания работает в области здравоохранения свыше 10 лет, занимается поставкой медицинского оборудования и информационных систем (как чужих, так и собственного изготовления). Мы ведем и распространяем по подписке обширную, хорошо классифицированную базу данных отечественного и импортного медицинского оборудования (с ценами и контактными телефонами). С помощью этой базы, в частности, легко сделать комплексный подбор необходимого оборудования. На вопросы типа "Кто поставляет такую-то технику на российский рынок?" или "Где можно отремонтировать такое-то оборудование?" мы отвечаем бесплатно”.

Теперь рассмотрим интегрированную систему управления госпиталем MedTrak, созданную австралийской компанией Trak Systems (www.trak.com.au) на основе технологий InterSystems. MedTrak используют около 240 лечебных учреждений, расположенных в 25 странах мира. Даже с учетом всех возможных скидок ее стоимость на порядок выше, чем стоимость отечественной “Артемиды”. Адаптацией MedTrak к российским условиям вот уже более полугода успешно занимается петербургская фирма “СП.АРМ” (www.sparm.com) и Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России.

“Прежде чем остановиться на MedTrak, мы ознакомились с тремя зарубежными системами и пятью отечественными”, - утверждает начальник информационно-аналитического отдела Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России, кандидат медицинских наук Михаил Бахтин. MedTrak - не самая дорогая из зарубежных систем. Тем не менее на ее разработку, которая началась в 1991 г., единовременно было потрачено свыше 10 млн. долл. Система впитала в себя огромный мировой опыт. Кроме автоматизации документооборота, она учитывает множество нюансов, возникающих в реальной практике (например, позволяет прогнозировать результаты взаимодействия лекарственных веществ, используя международную базу данных оценки этих взаимодействий), содержит вьюверы для просмотра графических изображений, обеспечивает возможность организации мобильных рабочих мест, допускает использование штрих-кодовых технологий и т. д. Большой плюс MedTrak в том, что за ее спиной стоит международная корпорация, благодаря чему в ней учтены все требования к современным информационным системам. Есть стопроцентная уверенность, что MedTrak будет развиваться и сопровождаться дальше (в настоящее время ее upgrade приходит из Австралии два раза в год). Да, есть хорошие отечественные системы, как уникальные, так и тиражируемые, написанные талантливыми программистами, но где гарантия, что завтра этих программистов не купит какая-либо зарубежная фирма и дальнейшее развитие созданного ими детища не окажется под вопросом?”.

Выводы

Легко заметить, что как в области МИС, так и в области КИС доводы в пользу “импортных” систем звучат совершенно одинаково. Что и говорить, едва ли в России найдется компания, готовая единовременно вложить 10 млн. долл. в разработку отечественной МИС, использующей мировой опыт построения систем такого рода. Но надо отдавать себе отчет в том, что, покупая зарубежные системы, мы тем самым финансируем западные НИОКРы и косвенно способствуем оттоку из нашей страны талантливых программистов, медиков и т. д. Образуется замкнутый круг, разорвать который без государственной поддержки едва ли возможно.

Впрочем, отечественные разработчики экономического ПО (особенно бухгалтерского, торгового и складского) успешно теснят западных конкурентов на рынке систем для малых и средних предприятий. Ожесточенные бои идут и в области продуктов, адресованных крупным корпорациям, хотя финансовые возможности противоборствующих сторон далеко не равны. Так почему бы не побороться за рынок МИС? Если не для крупных лечебных учреждений, то хотя бы для мелких и средних?

В июне 1999 г. в Воронеже состоялась Всероссийская конференция по проблемам информатизации в области здравоохранения, там обсуждался вопрос объединения всех отечественных разработчиков МИС и выработки единых стандартов, дабы не возникало проблем при стыковке различных систем. Однако к какому-либо консенсусу стороны пока не пришли.

Телефоны: Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России - (812) 542-8610; московское представительство InterSystems - (095) 956-8808; “Конус-Медик” - (0712) 33-6584; “СП.АРМ” - (812) 328-7704.

“Страховые ПК” лишь усугубили участь медицинского персонала

Первый шаг к всеобщей компьютеризации отечественной медицины уже сделан: в каждом государственном лечебном учреждении (ЛУ) уже сейчас стоит хотя бы один компьютер, на котором ведется база данных по страховым полисам фонда ОМС. Пора сделать второй шаг и избавить персонал ЛУ от необходимости “кормить” этот ПК объемистыми бумажными справками о каждом “человеко-посещении” (“стоимость бумаги, потраченной на эти справки, превышает фонд нашей заработной платы”, - невесело шутят некоторые врачи). Казалось бы, Министерство здравоохранения РФ должно объявить федеральный тендер на создание типовой МИС, избавляющей медиков от рукописных работ. Но не объявляет... Не до этого?

Главное - не ошибиться в выборе!

Комплексных МИС не так много, поскольку их разработка требует значительных средств. Однако если вдруг произойдет чудо и всем нашим поликлиникам отечественные или зарубежные благотворительные фонды выделят деньги “на информатизацию”, то потратить их с максимальной пользой будет не так-то просто.

Нужен ли Указ об информатизации лечебных учреждений?

По нормам Минздрава РФ, на одного пациента стационара должно приходиться примерно 4 человека больничного персонала. Норм на число автоматизированных рабочих мест не предусмотрено. А жаль.

Версия для печати