КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     Где Вы теперь?

     Кто Вам целует пальцы?

     Куда ушел Ваш китайчонок Ли?

     А. Вертинский

В редакции закончились рождественские каникулы. Одни сотрудники за это время успели сделать ремонт в квартире, другие - покататься на горных лыжах, но для большинства каникулы стали прекрасной возможностью спокойно, без ежедневной редакционной суеты, подумать, дописать давно ждущие своего часа статьи, вдоволь полазить по Интернету. Удивительно, как меняется со временем издание. Если в первые годы PC Week/RE был полон юношеской энергии и задора, то сейчас, на исходе пятого года жизни, он стал глубже, взвешеннее, но при этом, думаю, не потерял оптимизма и дружественности к читателю.

Эдуард Пройдаков

Прошедший год был для компьютерных фирм удачным, и даже некоторые из тех компаний, что куда-то исчезли после кризиса, осенью вдруг снова объявились. Многие дистрибьюторы недооценили возможный уровень спроса, и в декабре возникли проблемы по наиболее ходовым продуктам. Некоторые заводы поставщиков до сих пор завалены заказами на месяц вперед.

По-прежнему в дефиците руководители проектов и менеджеры среднего звена. Из Америки, где в ИТ-индустрии не заполнено более 300 тыс. вакансий и студенты подрабатывают в каникулы, программируя на Java за 50 - 70 долл. в час, в Москву потянулись засланцы - кто за новыми головами, кто в поисках команды, готовой работать через Интернет.

Что удивительно, профессиональный уровень американских программистов в среднем ниже, чем у российских. Да и вообще там, как правило, больше половины сотрудников в компьютерных фирмах - выходцы из Китая, Индии, Восточной Европы. В Microsoft, например, работает более двухсот наших соотечественников. (Возможно, именно их усилиями Word2000, которым я пользуюсь, стал заметно лучше предыдущих версий.) Как говорит один мой знакомый из Бостона, “американская компьютерная фирма - это сборище хорошо организованных дилетантов”. Сказанное не означает, что там нет профессионалов - есть, конечно. Но вот в чем суть - в хорошей организации труда. У нас же каждый тянет одеяло на себя, каждый стремится быть удельным князем. К этому надо добавить представления о капитализме, сформированные в советские времена в средней школе.

Другое существенное преимущество Запада - хорошо отлаженная инфраструктура бизнеса, поддерживаемая государством. К сожалению, лоббирование нужных законов российскому компьютерному бизнесу еще не по карману. Посмотрите, как выращивает компьютерные фирмы Израиль. На перспективных направлениях создается десяток компаний: из них выживает одна-две, но уж они раскручиваются до уровня игроков мирового класса и окупают все затраты. Мы же имеем только множество законов и постановлений, к которым в силу их идиотизма все совершенно наплевательски относятся, но тем не менее нам с ними приходится жить. Чего стоит, например, разрешение на сотовый телефон. Это традиция. В 60-х годах для того, чтобы купить сезонный билет на пригородную электричку, в кассе требовалось предъявить справку с места работы и фотографию. А наклеивание акцизных марок на импортные программные продукты или недавний Проект постановления Правительства РФ о регистрации сетевых СМИ? Более циничного документа я еще не видел. “Хотите, ребята, порнуху показывать? Пожалуйста. Платите 15 000 рублей и показывайте себе на здоровье на законных основаниях”. Это при том, что законодательно не определено само понятие сетевых СМИ. Простая чиновничья логика - с паршивой овцы хоть шерсти клок, а там хоть трава не расти. То, что это еще один из доводов (помимо более низких цен), чтобы размещать свои информационные сайты за рубежом, чиновников не волнует, а дальше приходится только удивляться, почему Россия проигрывает одну информационную войну за другой. А вот решения, которые могли бы принести стране миллиарды рублей, так и не принимаются, хотя ведь достаточно посмотреть, скажем, на Китай.

Кстати, о миллиардах. Появившиеся в компьютерных фирмах деньги руководство вкладывает в новые достаточно интересные, но закрытые от посторонних глаз проекты. Прошла прежняя глупость, когда на ранних этапах менеджерам из западных фирм показывались без утайки новые разработки. Несколько историй с воровством идей кое-чему научили. Основная проблема, на мой взгляд, - слабая маркетинговая проработка проектов. Чтобы стать маркетологом, недостаточно прочитать “Маркетинг менеджмент” Филипа Котлера или даже получить диплом MBA. Нужен опыт работы, школа. Я наблюдаю развитие нескольких заведомо провальных проектов, в которые инвесторы вложили сотни тысяч долларов, пожалев 5 - 10 тыс. за неделю работы высококлассного консультанта.

Одна из наиболее обсуждаемых руководителями российских компьютерных фирм тем - электронная коммерция. То, что она необходима, совершенно понятно, и никуда от этого не деться. Вопрос в том, когда и как начинать развитие данного направления бизнеса. Редакция в этом году будет больше внимания уделять темам электронной торговли, электронного бизнеса и сервисов, для чего мы открыли новый раздел - “Онлайновый бизнес”. В нем будет освещаться круг технологических, организационных, экономических и юридических проблем, связанных с данной тематикой.

Редакция поздравляет всех читателей с наступившим 2000-м годом и желает вам счастья, здоровья и удачи! Оставайтесь с нами!

С Эдуардом Пройдаковым, главным редактором еженедельника PC Week/RE, можно связаться по адресу: chief@pcweek.ru.

Версия для печати