Часть 1

Этой статьей PC Week/RE открывает раздел, посвященный тому новому явлению, которое все чаще называют Интернет-экономикой. Темп развития этого сектора поражает воображение - его оборот ежегодно удваивается. Суммарный доход компаний, предлагающих те или иные услуги исключительно через Интернет, а также непосредственно занимающихся технической поддержкой Сети, уже сейчас превышает 500 млрд. долл. (данные Центра исследования электронной коммерции, функционирующего под эгидой Высшей школы бизнеса Университета штата Техас). Кроме того, огромное число фирм использует “Всемирную паутину” как транспортную среду для проведения товарных и финансовых транзакций. Проследим, как развивались технологии ведения электронной коммерции через другие компьютерные сети, а затем расскажем о том, к чему все это привело.

Старый “зверь” на новых просторах

Вопреки распространенному заблуждению, электронная коммерция (ЭК) не является сугубо интернетовским детищем. Первые системы ЭК возникли еще в 60-х годах и применялись в транспортных компаниях для заказа билетов, а также для обмена данными между различными службами при подготовке рейсов. Однако появление сети Интернет удешевило ведение ЭК за счет низкой себестоимости передачи информации и привело к возникновению ее качественно новых форм.

Начать стоит с определения ЭК, сформулированного в специальном документе Администрации президента США, объявляющем мораторий на дополнительное налогообложение сделок, заключенных через Интернет. В нем электронной коммерцией называется любая транзакция, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования вещественным товаром или услугой было передано от одного лица другому.

Ясно, что ЭК можно вести по любым сетям, не обязательно входящим в Интернет. Что, собственно, и происходило. Для этого применялись так называемые стандарты электронного обмена данными между организациями (EDI, Electronic Data Interchange) - наборы правил электронного оформления типовых бизнес-документов: заказов, накладных, таможенных деклараций, страховых форм, счетов и т. д.

К концу 60-х годов в США уже имелось четыре индустриальных стандарта для обмена данными в системах управления авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом.

Светлые головы того времени понимали, что такая множественность не способствует развитию экономики, и создали для объединения форматов специальный Комитет согласования транспортных данных (Transportation Data Coordination Committee, TDCC). Его труды легли в основу нового EDI-стандарта ANSI Х.12.

Рис. 1. Прогноз роста числа пользователей

(млн. человек) в различных регионах мира

Примерно в те же годы аналогичные события произошли и в Англии, хотя в этой стране главной областью применения EDI был не транспорт, а торговля. Выработанный здесь набор спецификаций Tradacoms был принят Европейской экономической комиссией ООН (UNECE, United Nations Economic Commission for Europe) в качестве стандарта обмена данными в международных торговых организациях. Этот набор форматов и протоколов называется GTDI (General-purpose Trade Data Interchange).

В 80-х начались работы по объединению европейских и американских спецификаций. На базе GTDI международная организация ISO сформировала новый стандарт Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport (EDIFACT, ISO 9735), использующий в качестве транспортного протокола протокол электронной почты Х.400. Однако на деле американцы оказались на редкость патриотичны: большинство EDI-систем в США до сих пор базируются на стандарте ANSI Х.12.

Рис. 2. Прогноз роста оборотов мировой ЭК по данным eStats, 1998, млрд. долл.

Вся эта долгая и мучительная работа комиссий и комитетов по счастью сопровождалась не только коллективными посещениями банкетов, но и бурным ростом оборотов ЭК и числа вовлеченных в нее компаний. В 1996 г. (когда торговля через Интернет была еще в зачаточном состоянии) посредством EDI-транзакций было совершено операций на 300 млрд. долл., а в 1999 г. - на 1,1 трлн. долл. К 2003 г., по прогнозам, этот показатель увеличится до 2,3 трлн. долл. (данные IDC).

Развитие сети Интернет с ее низкой себестоимостью передачи данных сделало актуальной модернизацию EDI-систем для использования в новой коммуникационной среде. Поэтому в середине 90-х годов был разработан еще один стандарт - EDIFACT over Internet (EDIINT), описывающий, как передавать EDI-транзакции посредством протоколов безопасной электронной почты SMTP/S-MIME.

Однако, несмотря на все успехи “Всемирной паутины”, компании не спешат изменять устоявшимся технологиям. В 1999 г. на долю EDI-транзакций через Интернет приходилось всего 12% от общего оборота EDI-бизнеса, а к 2003 г. эта доля увеличится лишь до 41%.

Преимущества и недостатки EDI

В чем же причины высокой живучести технологии EDI? Главное - это ее демократичность. Установив у себя EDI-шлюз, компания получает возможность вести электронный бизнес с любой другой компанией, имеющей такой же шлюз. Сейчас EDI-шлюзы интегрированы во все наиболее известные системы управления предприятием, а также во все известные пакеты приложений для Интернет-коммерции.

Еще один немаловажный фактор - это то, что EDI является удобным и безопасным интерфейсом, надежность которого была проверена в течение многих лет его эксплуатации.

Однако у этой технологии есть и серьезные недостатки. Так, компании, собирающейся использовать EDI, необходимо написать некоторое ПО, которое отображало бы данные из ее внутрикорпоративного представления (т. е. из БД или ERP-системы) в EDI-совместимый формат. Кроме того, стандарты допускают некоторый произвол в формировании EDI-пакетов. Например, нет четкого метода присоединения комментариев к телу EDI-сообщения.

Поэтому внедрение EDI - дело весьма сложное и дорогостоящее. На практике компании вынуждены не только ограничивать число поддерживаемых типов EDI-сообщений, но и договариваться друг с другом об их окончательном формате. Мало того, что для такой работы требуется высокооплачиваемый квалифицированный персонал, но еще и разные реализации EDI оказываются несовместимы между собой.

Рис. 3. Обороты коммерции "бизнес - бизнес", млрд. долл.

Для того чтобы внедрение этой технологии окупилось, число транзакций должно быть огромным, а это характерно лишь для крупных компаний. Развернув у себя EDI-шлюзы, они затем “продавливали” их установку у своих партнеров. В итоге EDI-сообщество оказалось фрагментированным. Для борьбы с этим многие отрасли, например газовая, установили свои стандарты, производные от EDI. Круг замкнулся.

Закупки по каталогам

Развитие Интернета привело к возникновению нового класса систем ЭК - так называемых приложений закупок по каталогам (ПЗПК), которые позволили приобщить к электронному ведению бизнеса небольшие компании, никогда не делавшие инвестиций в EDI-инфраструктуру.

Самым успешным стандартом в этой области оказался Open Buying on the Internet (OBI). Он существенно проще EDI и не допускает неоднозначностей. Его поддержку быстро реализовали в своих продуктах многие производители ПО.

OBI определяет сокращенный набор правил для электронного оформления частых закупок небольших партий дешевых товаров, таких, как канцелярские принадлежности. Для крупных компаний автоматизация этой операции крайне важна: в них до 80% накладных расходов на оформление закупок приходится именно на приобретение “мелочей”.

Кроме формата электронных сообщений, в OBI формализуются и сценарии взаимодействия компаний. Эти сценарии определяют ситуации, в которых следует послать сообщения того или иного типа, а также правила реагирования на поступающие сообщения. На практике OBI-приложения связывают электронные каталоги и EDI-системы.

Схема работы с использованием OBI обычно выглядит так: покупатель просматривает каталог на сайте продавца, указывает, какой продукт он хочет купить. Затем система ЭК продавца инициирует запрос на подтверждение закупки и отсылает его в систему управления предприятием покупателя. Та обрабатывает запрос в соответствии с заложенными в нее бизнес-правилами. После этого продавцу отсылается сообщение, подтверждающее или отменяющее заказ.

Современные пакеты, например Netscape CommerceXpert, позволяют получать каталоги от разных производителей, объединять и хранить их в виде одного большого каталога, доступ к которому осуществляется в соответствии с принятыми в той или иной компании правилами. В крупных корпорациях использование такого ПО позволяет снизить расходы на оформление одной закупки с $150 - 200 до $5 - 6.

Перспективные технологии для бизнеса

Около двух лет назад был создан язык разметки документов Extensible Markup Language (XML), на основе которого будут сформированы новые стандарты электронного взаимодействия компаний.

Один из этих стандартов, названный XML/EDI, устраняет главный недостаток EDI: сложность отображения корпоративных данных из внутреннего представления в EDI-формат. XML/EDI обеспечивает универсальный способ отображения корпоративных данных в EDI-структуры. Достигается это за счет шаблонов - формальных определений структуры сообщений. Благодаря им разделяется структура сообщения и содержащиеся в нем рабочие данные, что также позволяет упростить автоматическую интерпретацию данных программой-клиентом.

Рис. 4. Прогноз роста оборота ЭК в Европе по

данным Forester Research (1999 г.), млрд. долл.

То, как именно обрабатывается XML/EDI-сообщение, зависит от типа клиента. Например, развернутая в крупной компании ERP-система, поддерживающая XML/EDI, может провести все необходимые действия без участия человека. Если же сообщение поступило в мелкую фирму, где системы управления предприятием нет, то оно может быть отображено в виде Web-формы в браузере, установленном на рабочем месте менеджера. (О системах ЭК с использованием браузера будет рассказано чуть ниже.) Важно, что в обоих случаях система, инициирующая транзакцию, действует одинаковым образом.

Помимо XML/EDI, в настоящее время разрабатываются и множество других базирующихся на XML технологий, позволяющих обмениваться данными и документами. Например, корпорация Microsoft анонсировала опирающуюся на XML технологию BizTalk, предназначенную для связи систем управления предприятиями. О ее поддержке уже заявили основные поставщики ERP-систем, в частности фирма SAP. (Более подробно об этих разработках можно прочитать в статье “Стандарты XML: богатые обещания” в PC Week/RE № 19/99 (Интернет-версия) или на сайте www.xml.org)

Все эти разработки обеспечат дальнейшее снижение себестоимости систем ЭК. Но главное даже не в этом. Описанные выше технологии (в том числе и ПЗПК) позволят компаниям интегрировать системы планирования ресурсов в рамках цепочек поставок, получить доступ к планам и информации о текущем положении своих партнеров. Благодаря этому они смогут лучше прогнозировать совместный бизнес и эффективнее следить за спросом. Аналитики фирмы PricewaterhouseCoopers рассматривают такую интеграцию как один из ключевых моментов бизнеса будущего.

Из всего сказанного ясно, что для ведения ЭК компании должны достичь определенного уровня упорядочения своих бизнес-процессов. Использование технологий ЭК приводит к снижению издержек лишь в компаниях, где развернуты системы автоматизации предприятия.

Подобного упорядочения не наблюдается в российских компаниях, где служебные полномочия сотрудников зачастую не расписаны, структура напоминает аморфную массу, а стало быть, и бизнес-процессы автоматизируются с трудом. Есть в этих компаниях проблемы и с открытостью. В силу этих причин внедрение электронных средств взаимодействия компаний (наподобие EDI или чего-то в этом роде) вряд ли принесет им ощутимый экономический эффект. Нельзя ставить телегу впереди лошади.

Сейчас в России EDI применяют как внутриведомственный стандарт только некоторые государственные органы, например таможня. Об успешных коммерческих проектах его использования ничего не слышно - если не считать попытки создания EDI-сообщества при “покойном” ныне “Тверьуниверсалбанке”.

Коммерция “бизнес - потребитель”

Все вышеописанное относится к ЭК так называемого типа “бизнес - бизнес” (business-to-business, B2B). Основным его отличием является автоматическое взаимодействие в электронном виде систем управления предприятиями.

Вместе с тем появление Интернета привело к возникновению совершенно нового класса систем, в которых EDI-технологии не используются или их применение носит вторичный характер. Имеется в виду класс систем “бизнес - потребитель” (business-to-consumer, B2C), где ключевым моментом является взаимодействие через Web-браузер. Функционируют они так.

Компания-продавец размещает на своем Web-узле (с открытым или ограниченным доступом) интерфейс, с помощью которого конечный потребитель или фирма-партнер могут разместить заказ в ее системе управления предприятием. После этого специальное ПО и ERP-система компании-продавца сами обрабатывают заказ, проводя вторичные транзакции через EDI, необходимые, скажем, для перевода денег со счета на счет или формирования заказов у компании, занимающейся доставкой товара.

Системы ЭК позволяют покупателю не общаться с продавцом (кстати говоря, в России это - большой плюс), не тратить время на беготню по магазинам, а также иметь более полную информации о товарах.

Продавец же может быстрее реагировать на изменение спроса, анализировать поведение покупателей, экономить средства на персонале, аренде помещений и т. п. Логистика работы онлайнового торговца напоминает логистику работы крупного дистрибьютора.

А главные преимущества для продавца при ведении коммерции типа B2C по сравнению с B2B, - это резкое расширение круга покупателей (в него сразу попадают те компании, которым не по средствам внедрение EDI и OBI, а также индивидуальные покупатели), снижение собственных затрат на EDI-транзакции, а также устранение возможных посредников в торговле. Наиболее известный пример: корпорация Dell одной из первых сделала ставку на эту онлайновую форму ведения бизнеса и быстро добилась успеха.

Web-EDI

Одной из распространенных технологий, обеспечивающих работу через Интернет, является Web-EDI. Она была создана для того, чтобы дать возможность мелким фирмам участвовать в EDI-обмене информацией, используя для этого только браузер. Web-EDI - это своеобразный мост между Web-серверами и корпоративными системами, поддерживающими EDI.

В отличие от обычной реализации EDI, где обе стороны равноправны, решение на базе Web-EDI несимметрично. Основные траты, как правило, несет наиболее крупный партнер, но он же и получает наибольшую выгоду.

Крупная компания устанавливает у себя Web-сервер и приложение ЭК, поддерживающее технологию Web-EDI. Взаимодействие шлюза Web-EDI и back-office-системы осуществляется через EDI.

Небольшая фирма участвует в EDI-обмене только через браузер, просматривая динамически генерируемые страницы на Web-сервере крупного партнера. Она не получает преимуществ от интеграции через EDI своих бизнес-процессов.

Понятно, что использование Web-EDI выгодно в основном для тех крупных компаний, которые уже развернули EDI-решения или хотят участвовать в EDI-обмене с другими фирмами. Они могут организовать взаимодействие через Web, не трогая ядро своей корпоративной информационной системы и не создавая никакого частного ПО. Таких фирм немало в США и других развитых странах.

Остальным же проще пойти дорогой, какой шли многие начинающие Интернет-компании: связать Web-сервер с ERP-системой или корпоративными БД с помощью CGI-сценариев, серверов приложений и т. п.

Расклад сил

Подводя итог вводной части рассказа об ЭК, хотелось бы привести кое-какую информацию о том, где и как прижились те или иные виды этого метода ведения бизнеса. Данные по EDI-транзакциям уже упоминались выше, поэтому я укажу лишь цифры, касающиеся электронной коммерции в Интернете (ЭКИ).

Рис. 5. Сравнение прогнозов розничных продаж товаров и услуг через

Интернет на 1999 и 2003 гг. по данным Wharton VTM и eMarketer (млрд. долл.)

В 1999 г., согласно данным исследовательской корпорации Forrester Research, оборот ЭКИ типа B2B превышал 109 млрд. долл. (в 1998 г. он составлял 43 млрд. долл.). К 2003 г. он должен увеличиться до 1,3 трлн. долл. - до 9% от общего объема продаж между бизнес-организациями. (Стоит иметь в виду, что когда исследователи указывают данные по коммерции типа B2B в Интернете, они учитывают только транзакции через системы закупок по каталогам, но не через EDI.)

Что же касается коммерции B2C, то ее оборот на 1999 г. оценивался в 20 - 30 млрд. долл., а на 2004 г. - в 130 - 180 млрд. долл. - до 7% от общего объема розничных продаж.

Все эти сведения относятся к общемировому рынку ЭКИ. Сейчас на нем доминируют США (примерно 73% оборота). На долю Европы приходится лишь 16%, а на азиатских страны - 7%. Все остальные регионы дают вклад в 4%.

Не секрет, что развитие Интернета на западно-европейском рынке сдерживается высокими ценами на услуги доступа. Вместе с тем и здесь в последний год быстро растет число пользователей Web и увеличиваются обороты ЭКИ. Согласно оценке IDC, ежегодный рост оборотов ЭКИ в Европе составляет 138%. В 1998 г. он был равен 5,6 млрд. долл., а к 2003 г. увеличится до 430 млрд. долл. Между тем Forrester Research прогнозирует, что уже в 2004 г. он достигнет 1 трлн. долл.

Исследовательская фирма Jupiter Communications утверждает, что лидером электронной коммерции в Европе станет Германия, а Франция и Великобритания займут второе и третье места. Сейчас на Германию и Великобританию приходится в сумме 49% всех операционных сайтов и 78% электронных магазинов.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе количество пользователей Сети увеличится с 21 млн. человек в 1998 г. до 81 млн. в 2003 г. (данные IDC). Объем ЭК вырастет с 2,7 млрд. долл. (1998 г.) до 72 млрд. долл. (2003 г.).

В итоге к 2003 г. на США придется всего 46% оборота ЭК. К этому времени в этой стране будет проживать только 60% от числа пользователей Интернета.

А что же происходит в России? Об этом - в следующей части обзора.

С автором, редактором раздела “Онлайновый бизнес” еженедельника PC Week/RE, можно связаться по адресу: vbor@pcweek.ru.