Конгресс “Интернет в образовании, экономике, искусстве” прошел 19 - 21 января в Российском университете дружбы народов (РУДН). Инициатором его проведения стал Немецкий культурный центр им. В. Гёте (НКЦГ), а генеральным спонсором - концерн Siemens. В качестве организаторов конгресса (помимо НКЦГ) выступили также Министерство образования РФ, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и РУДН. Рональд Грэтц (НКЦГ), автор идеи проведения конгресса, на церемонии его открытия сказал: “Задача этого представительного международного форума - объединить знания и опыт в области применения Интернета в гуманитарной сфере”. Именно поэтому четыре крупные секции, работавшие в рамках конгресса, представляли такие важнейшие области человеческой деятельности, как образование, экономика, искусство и библиотечное дело.
Приехали отовсюду
Среди участников Конгресса большинство составляли представители России и Германии. Так, на долю последних пришлось около четверти всех докладов и сообщений. Всего же обсудить проблемы Интернет-технологий собралось более 700 человек: из дальнего зарубежья (помимо Германии, прибыли гости из США, Гонконга, Польши, Норвегии, Чили, Финляндии, Японии, Швеции, Австрии, Италии, Австралии и Камбоджи), из ближнего (Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Украина) и из многочисленных российских городов (Санкт-Петербург, Ярославль, Томск, Омск, Сургут, Улан-Удэ, Липецк, Новгород, Пермь, Обнинск, Донецк, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Казань, Уфа, Кемерово, Барнаул, Тюмень, Дмитров, Рязань, Краснознаменск, Саратов и др.).
На конгрессе и с трибуны, и в кулуарах чаще слышалась немецкая речь, нежели английская (что мало характерно для компьютерного сообщества), и рабочим языком многих иностранных докладчиков был именно немецкий, благо организаторы позаботились и о достаточном числе переводчиков, и о необходимом оборудовании для синхронного перевода. Это также способствовало полному взаимопониманию, царившему на конгрессе.
В холле большого конференц-зала расположилась мини-выставка - на своих стендах активно работали компания Siemens, МЭСИ, Институт Гёте, книжные фирмы и издательские дома.
Но главное - не форма, а содержание
На конгрессе было представлено около 170 докладов, причем выступали не только мэтры (например, министр образования РФ Владимир Филиппов, директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Владимир Кинелев), но и рядовые преподаватели из МГУ, РУДН, РГГУ и т. д., а также студенты и аспиранты московских вузов и представители коммерческих фирм (их, надо сказать, на этом форуме было немного).
Наибольшей популярностью пользовалась секция “Интернет в образовании” - на ней было представлено 40% от общего числа докладов. Работало четыре подсекции: “Образовательные возможности Интернета”, “Информатизация гуманитарного образования и электронные учебники”, “Интернет и обучение иностранным языкам”, “Интернет: pro et contra”. Очень активно обсуждались проблемы дистанционного образования (ДО): применение ДО для повышения квалификации; ДО как новая методология и методика обучения; использование для ДО банков данных и баз знаний, мультимедийности Интернета; создание и использование электронных учебников. При этом все докладчики подчеркивали, что речь не идет о том, чтобы таким образом полностью заменить или вытеснить человека из процесса обучения - преподаватель все равно остается здесь ключевой фигурой.
Профессора МГУ, РУДН и других вузов поделились опытом использования Интернета в преподавании истории, права, философии, иностранных языков. Много докладов было посвящено использованию информационных технологий (включая Интернет) в средних школах. В рамках конгресса прошло торжественное награждение победителей конкурса мультимедийного творчества, объявленного компанией Siemens для российских школ: шесть лучших школьных команд получили призы - компьютеры.
Интересным было и обсуждение на секции “Интернет: pro et contra” правовых и этических вопросов, связанных со Всемирной сетью.
От прочих семинаров и конференций по ИТ, проводимых компаниями и фирмами-разработчиками, конгресс отличало то, что о продуктах и технологиях, об их возможностях и конкретном применении говорили именно те, кто их, эти возможности, использует, - учителя, преподаватели, библиотечные и музейные работники, методисты. Они делились наработанным опытом, своими собственными методиками, конкретными, вникающими в процесс работы проблемами, а иногда и методами их решения - тоже своими, оригинальными.
На секции, посвященной экономике, речь шла о роли Интернета в экономическом образовании, в исследованиях по экономике, в бизнесе.
Секция “Искусство” представила сообщения как о вполне конкретных музейных Интернет-проектах (“Российские музеи в Интернете”, “Живопись в Сети”, “Банк данных российского искусства”, “Использование Интернета при решении проблем реституции”, проект “Виртуальная Москва” и т. п.), так и доклады теоретического, философского характера (“Отношения "человек - машина" как зеркало общества в искусстве ХХ века”, “Онтология искусства и виртуальная реальность Интернета”, “Православие и Интернет”, “Что такое произведение сетевого искусства, или Каковы этические измерения исполнительских искусств нового века?”).
Библиотечное дело сегодня также очень активно пользуется благами, представляемыми Всемирной сетью, - например, полнотекстовые БД существенно дополняют возможности традиционных библиотек. А такие функции, как электронный библиографический поиск, комплектование фондов, оперативное справочно-библиографическое обслуживание начинают активно использоваться не только в крупнейших библиотечных собраниях, но и во вполне рядовых библиотеках районного масштаба.
Организационные моменты тоже важны
Помимо содержательности, конгресс приятно удивил и хорошей организацией - продуманно построенной и весьма неплохо соблюдавшейся программой, качественно изданными информационными материалами. Также украсила его пресс-конференция (правда, журналистов на ней собралось менее десятка, но важно, что она была и провели ее весьма организованно и грамотно). Буклет с программой конгресса содержал не только темы докладов и фамилии авторов, но и достаточно полную контактную информацию (номера телефонов/факсов, электронные адреса докладчиков, официальные названия организаций), что подняло его до уровня ценного справочника.
Что ж, международный конгресс - это серьезное мероприятие, и организаторы нынешнего показали себя профессионалами не только в области Интернета.