Основной оборот в сфере ЭК “бизнес - потребитель” создают Интернет-магазины. Имена таких гигантов, как Amazon.com, eToys и т. п., у всех на слуху. Только в рождественский период 1999 г. они продали товаров примерно на 10 млрд. долл. (по материалам сайта Shop.org, следящего за 300 основными игроками рынка, более точных данных пока, увы, нет).
В прошлом году в США обнаружились две интересные тенденции (см. News.com): интеграция обычных и онлайновых магазинов, а также “обрастание” онлайновых магазинов складами и центрами дистрибуции.
Так, например, крупнейшие традиционные ритэйлеры, такие, как Marshall Field, создали подразделения по торговле в Интернете. Опасаясь будущих потерь, открыли магазины компании Banana Republic, Circuit City и Williams-Sonoma. Гиганты Wal-Mart, Best Buy и Home Depot твердо заявили о намерении начать Интернет-торговлю в этом году.
KB Toys, Petco и фармацевтический гигант CVS для выхода в Интернет объединились с онлайновыми торговцами второго эшелона BrainPlay.com, Petopia и Soma.com.
Те же традиционные ритэйлеры, что уже обзавелись магазинами в Интернете, переделывают их (как фирма Target and Walgreen) или расширяют в них ассортимент продукции (как магазин Nordstrom).
Кроме того, виртуальные торговцы типа Amazon.com все больше походят на традиционные компании. В 1999 г. Amazon.com открыла пять центров дистрибуции на территории США. Компания Webvan, занимающаяся Web-торговлей бакалеей, объявила о намерении потратить 1 млрд. долл. на постройку 20 центров дистрибуции в США. Еще одна фирма, HomeGrocer, намеревается создать более 20 новых складов, используя для этого доходы от продажи своих акций. И это не все: известные онлайновые торговцы Pets.com и eToys обнародовали планы по строительству национальной складской инфраструктуры.
Менее известные компании - WebStreet.com (онлайновый брокер) и Gazoontite.com (продавец лекарств) - обзавелись в 1999 г. реальными представительствами, а производитель компьютеров Gateway, занимающийся прямыми продажами по каталогу, открыл в США уже более 200 магазинов.
Руководство этих фирм уверено, что наличие обычных представительств привлекает посетителей на их сайты, так как позволяет “пощупать” товар, проконсультироваться у продавцов и возвратить неподошедшие покупки. Магазины Gateway не имеют складов - это только витрины. В них можно лишь ознакомиться с товаром, а купить его можно только в онлайне.
По мнению некоторых аналитиков, в будущем весь Интернет-бизнес будет иметь и оффлайновую сторону, а реальные магазины - виртуальных партнеров.