Формы коммерции “бизнес - потребитель”
Влад Боркус
Онлайновые магазины - не единственный путь оказания коммерческих услуг через Интернет. Популярны сегодня аукционы, финансовые, банковские услуги, туристические, медицинские, страховые, платные информационные сервисы, онлайновая оплата счетов.
Прошедший год характеризовался расцветом Web-аукционов. Например, на eBay было заключено 3 млн. аукционных сделок, на Yahoo - 1 млн. В марте аукционный сайт открыла Amazon. Сейчас он - третий по популярности. eBay и Yahoo открыли локализованные сайты в десятке разных стран. Создаются даже аукционные порталы (AuctionWatch, Bidder’s Edge и AuctionRover), которые предлагают вспомогательные услуги, такие, как поиск по аукционным узлам. Появление подобных порталов, кстати говоря, вызвало бурю эмоций у владельцев самих аукционных сайтов.
Причин роста числа аукционных сайтов несколько. Во-первых, им, в противоположность Интернет-магазинам, не нужно тратить деньги на склады и центры дистрибуции. Например, eBay практически не имеет складов и расходует на маркетинг малую долю того, что тратит Amazon. В итоге eBay прибыльна, а Amazon тратит все (и даже сверх этого) вырученные деньги на развитие. Кроме того, существует элемент привязанности пользователей к аукционам. Хотя eBay - всего лишь тринадцатый по популярности сайт, люди обращаются к нему чаще, чем к другим сайтам ЭК, да и остаются на нем более продолжительное время (данные Media Metrix, см. сайт News.com).
Доходы компаний от предоставления сетевых туристические услуг - бронирование туров, авиабилетов, мест в гостиницах и аренда автомобилей, оформление экскурсий и т. п. - достигли в 1999 г. 5 млрд. долл. (данные Gartner Group). К 2001 г. оборот составит 30 млрд. долл. Рост - 500% в год.
Онлайновые финансовые и банковские услуги представлены несколькими направлениями: Интернет-торговля ценными бумагами, телебанкинг, онлайновое предоставление залоговых кредитов и т. п. Как и другие сферы электронного бизнеса, эта сфера быстро развивается. Онлайновые услуги предлагают практически все банки США. Похожая ситуация в Германии и Франции: согласно исследованию компании Netlife, 91% всех сайтов немецких банков предлагает возможность осуществлять онлайновые транзакции. Хуже обстоят дела в Великобритании. Например, в недавно вышедшем отчете British Telecom говорится, что число банковских Web-узлов во Франции выросло с ноября 1998 г. по июнь 1999 г. с 19 до 60, в Германии это количество возросло с 369 до 1048, в Англии же добавился один сайт, и теперь их 10.
Что касается брокерских услуг, то отчет eMarketer “eFinancial Report” показывает ежегодный рост в этой сфере на 150%. В конце 1999 г. на счетах онлайновых маклеров находилось акций и денег на сумму 493 млрд. долл., к концу 2003 г. ожидается увеличение этого числа до 1,232 трлн. долл. Услугами онлайновых брокеров активно пользовались (т. е. совершали более 70% транзакций своих ценных бумаг) около 3,6 млн. человек. К 2002 г. их будет уже 9,6 млн. В 1999 г. конкуренция между онлайновыми брокерами усилилась, так как на рынок онлайновых услуг стали выходить традиционные финансовые компании типа Merrill Lynch. Кроме того, брокеры испытывали сильное давление со стороны контрольных органов США, например комиссии по ценным бумагам (SEC), начавшей расследование бизнес-практики некоторых из этих компаний. Все это привело к падению цен на их услуги (и к снижению капитализации отдельных чисто онлайновых брокеров).
Перенос услуг страхования в Интернет пока идет со скрипом. Проведенное в 1999 г. исследование компании Booz-Allen & Hamilton показало, что страховые компании неохотно вкладывают деньги в сети Интернет. Между тем Forrester Research предсказывает, что в 2003 г. на онлайновое страхование жилищ будет тратиться 335 млн. долл., жизни - 601 млн., автомобилей - 3,2 млрд. долл.
Примерно так же обстоит дело и с платным контентом. Компания Datamonitor утверждает, что в 1998 г. объем рынка платного контента составил 1,4 млрд. долл. Из них на контент “для взрослых” приходилось 69%. В 2003 г. объем рынка составит 5,4 млрд. долл., на контент “для взрослых” придется 58%.