Прошедший год запомнится участникам рынка накопителей на жестких дисках беспрецедентной ценовой войной, развернувшейся между ведущими производителями устройств, включая лидеров - Seagate и Quantum. По оценкам исполнительного директора Quantum Майка Брауна, приведенным в интервью Dow Jones Business News (август 1999 г.), цены на жесткие диски падали в 3 - 4 раза быстрее, чем обычно. Руководитель Quantum, в частности, считает, что отрасль жестких дисков для ПК занимается саморазрушением. Очевидно, что столь жесткая борьба за долю рынка была во многом инициирована довольно быстрым снижением цен на персональные компьютеры, заставившим сборщиков ПК искать максимально дешевые компоненты. Аналитики практически единогласно оценили 1999 г. как наихудший в истории отрасли жестких дисков, и так славящейся своей неустойчивостью. Однако в том, что касается роли отдельных производителей в эскалации войны цен, их мнения разделились. Так, эксперты известной исследовательской компании Disk Trend не сомневаются в том, что именно политика Seagate привела к резкому снижению цен в ущерб всем производителям. Аналитики же не менее уважаемой маркетинговой фирмы Trend Focus полагают, что Seagate смогла продавать новые дешевые диски серии U не в ущерб собственной прибыли благодаря заметному сокращению производственных издержек. Проверить, насколько верны оказались оценки экспертов, стало возможно уже в январе нынешнего года, когда Seagate обнародовала финансовые итоги последнего квартала 1999 г. Прокомментировать их и поделиться своим видением перспектив развития рынка мы попросили Джоэла Стеда (Joel Stead), старшего вице-президента компании по международным продажам и маркетингу, отвечающего за Азиатско-Тихоокеанский, Европейский, Ближневосточный и Африканский регионы.
Джоэл Стед из Seagate
PC Week: Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка жестких дисков? Какие факторы определяют его развитие?
Джоэл Стед: Сегодня производители жестких дисков находятся в условиях жесткого ценового прессинга. Но, видимо, скоро произойдет их консолидация, как это уже случилось на рынке ПК, поскольку никто не может себе позволить долго терять деньги. В долгосрочной перспективе жесткие диски - безусловно, хороший бизнес. Что касается факторов развития рынка, то дешевые накопители найдут очень высокий спрос в новых классах устройств, например в Интернет-терминалах, автомобильных и коммуникационных приложениях. Кроме того, все больше владельцев дешевых ПК активно пользуются доступом в Интернет, и для хранения персональной информации им требуется все больше памяти на локальных терминалах и Web-серверах. Очевидно, что дисковая память понадобится и для размещения быстро растущего объема Интернет-контента. Поэтому мы полагаем, что во всех секторах рынок жестких дисков ждет хорошая перспектива.
PC Week: Какие меры предприняло руководство Seagate, чтобы устоять в ценовой войне?
Д. С.: В прошлом году было выдвинуто несколько инициатив, направленных на оптимизацию производства, управления и логистики. Совершенствованию подверглись все бизнес-процессы и инфраструктура, включая документооборот и коммуникации. Благодаря реструктуризации логистики мы стали ближе к заказчику, а наши поставщики начали быстрее реагировать на наши запросы. Чтобы снизить себестоимость продукции, потребовалось повысить уровень интеграции и автоматизации производства. В результате нам удалось сократить производственный цикл новых продуктов более чем на 55% и поднять эффективность труда - сегодня накопителей в расчете на одного работника выпускается на 40% больше. Все это сказалось и на финансовых показателях: в последнем квартале 1999 г. мы смогли заработать больше, чем предполагали аналитики с Уолл-стрит.
PC Week: В прошлом году Seagate явно искала организационный формат своего выхода на новые рынки. Так, в мае в структуре компании были созданы две группы, одна из которых должна была заняться разработкой перспективных решений для сетевых, а другая - для потребительских устройств. Однако уже в сентябре обе эти группы были преобразованы в единое подразделение решений для Интернета. Чем была вызвана необходимость столь скорой реорганизации?
Д. С.: Действительно, вначале мы сформировали два независимых подразделения - Intelligent Storage Platforms Group (ISPG) и Consumer Solutions Group (CSG), которые впоследствии были слиты в одну группу - Internet Solutions Group (ISG) под руководством старшего вице-президента Тома Малвани (Tom Mulvaney). До этого слияния предполагалось, что ISPG, воспользовавшись опытом компании в области сетевой и серверной памяти, займется разработками для новых сетевых устройств, включая Интернет-терминалы и высокопроизводительные серверы. Планировалось создание группой новых решений, включающих в себя аппаратное и программное обеспечение, а также предоставление услуг OEM-заказчикам и стратегическим дистрибьюторам Seagate. В свою очередь, CSG начала разработку инновационных решений для интенсивно используемых подсистем хранения данных в различных потребительских приложениях. Однако вскоре выяснилось, что деятельность двух этих подразделений во многом пересекается, поэтому было решено объединить их ресурсы. Теперь группа ISG занимается широким кругом перспективных разработок, включая подсистемы памяти для Интернет-приложений и потребительских электронных устройств. В частности, ISG отвечает за продвижение предложенной компанией технологии цифровой записи телевизионных программ SeaStream в качестве индустриального стандарта, а также за создание накопителей на жестких дисках, совместимых с Jini.
PC Week: Спасибо за беседу.